Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография и учение. (Материал подготовила Васюкова М






(Материал подготовила Васюкова М. Р-26081. 2008г.)

Немецкий философ Фридрих Ницше ( 1844-1900 ) родился 15 октября в день рождения прусского короля. Он был серьезным, уравновешенным ребенком. Поступив в 1858 г. в специальную школу Пфорта. и получив стипендию, он покинул семью в. С раннего детства у него было инстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в Боннский университет. После вынужденного ухода из этого университета он решает кончать университет в Лейпциге. Потом вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившимся: у него есть учитель! Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге. Получив тяжелую контузию, оказавшей влияние на его здоровье впоследствии, молодой Ницше возвращается к гражданской жизни. Вскоре он открывает себе нового гения - непризнанного, но амбициозного и плодовитого композитора Рихарда Вагнера. В 24 года без ученой степени (!) за успехи в студенческие годы и исключительные способности в языках он утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателя греческого языка в старших классах Педагогиума. В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базелем и Трибшеном, где живет Вагнер. С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истязали его. Состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его " Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи, ранее восхищавшиеся молодым гением, объявили его " человеком, умершим для науки".

У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно лишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. 1889 г Ницше проводит в психиатрических больницах, многие надеются на его спасение и он продолжает жить еще 10 лет, но эти годы проходят в сотояниях между полном помрачением и временным просветлением, и погибший интеллект замолчал окончательно. Фридрих Ницше умер в Веймаре 25 августа 1900 г.

Все сочинения Ницше носят сильную субъективную окраску, а некоторые из них, например «Так говорил Заратустра», являются настоящей автобиографией, историей его души. В них ярко выступает пылкий темперамент Ницше. В самом языке его произведений, в его стиле, ритме речи как бы слышится нервный пульс автора. Резкие скачки идей и мыслей в изложении отражают его внутреннюю, душевную неуравновешенность. Он пишет отрывочно, афористически, излагает обычно свои мысли со всей непосредственностью и ассоциациативностью. Он решительно неспособен к последовательному, логическому мышлению, к тщательному анализу своих идей. Как будто не успевши еще до конца развить свою мысль, он уже бросает ее и переходит к другой, вследствие чего его сочинения представляют какой-то хаос суждений, взглядов, воззрений.

" По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам, как тип, явился мне..."

В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и захватывающее произведение. В первой части Заратустры мысль о " Вечном возврате" еще не попадается; в ней Ницше преследует совершенно другую мысль, мысль о Сверхчеловеке, символе настоящего, определяющего все явления прогресса, обещании возможного освобождения от случая и рока.

Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятся потом: тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка. Отчего Ницше оставил мысли о " Вечном возврате"? Он понял всю невозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. В глубине самого себя он не переставал ощущать всю силу своих прежних мыслей, но, не будучи в состоянии переносить всю жестокость своего символа, он не мог вполне искренно предложить его людям и заменил его другим - Сверхчеловеком.

" Человек – это канат, протянутый между животным и сверхчеловеком, это канат над пропастью"

" Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у меня силы вынести это? Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит " Да" жизни, я, увы, сам пробовал сказать да! "

«Люди не равны», — говорит Ницше, имея в виду при этом, что у каждого есть своя индивидуальность, которая, как таковая, не может быть равна всякой другой индивидуальности. «Они не должны стать таковыми! Что сталось бы с моей любовью к сверхчеловеку, если бы я говорил иначе?»

Он хочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ницше хочет в своей книге показать человечество, пробужденное к новой жизни прославлением своего собственного существа. Исчерпывается ли на этом вся его задача? Конечно, нет. Последняя его воля заключается в том, что он хочет определить и направить деятельность людей: он хочет основать новые нравы, указать подчиненным их обязанности, сильным их долг и объем власти и вести все человечество к высшему будущему.

Его больше не удовлетворяет мысль о " Вечном возврате"; его покоряет идея о Сверхчеловеке; в нем он видит принцип действия, надежду спасения. В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У Ницше чрезвычайно подвижный и восприимчивый ум; мощный порыв его вдохновения не дает ему ни времени, ни силы доводить свою мысль до конца; и он иногда не может ясно осмыслить волнующих его идей, и сам толкует их по-разному. Он тогда любил часто повторять изречения Шиллера: " Имей смелость мечтать и лгать". Мне кажется, что, прежде всего, Сверхчеловек - мечтательная ложь поэта - лирика. Каждый существующий вид имеет свои границы, которых он не может переступить; Ницше знает это и пишет именно об этом.

Человечество разделяется на три касты: нижнюю из них составлял простой народ, которому оставляется его жалкая вера, над ним стоит каста начальников, организаторов и воинов, еще выше стоит священная каста поэтов, творцов иллюзий и определяющих ценности.

Quot; Я люблю того кто не ищет в небесах, за звездами, основания для того, чтобы погибнуть и принести себя в жертву, того, кто приносит себя в жертву земле, чтобы когда-нибудь она стала землей сверхчеловека".

Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее человечество: он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою. Моральные нормы должны быть выводимы из внутренней природы человека вообще, а не какой-либо единичной личности. Сверхчеловек — это такая индивидуальность, в которой воля к мощи, к увеличению жизненной, творческой силы, достигает наивысшей степени своего развития. На самом деле даже зло имеет свое будущее. " Ваша душа так далека от понимания великого, что Сверхчеловек с его добротой будет для вас ужасен".

В этих словах есть много напыщенности, слова скорее красивы, чем сильны, может быть, такой прием доказывает нам, что Ницше несколько стеснен в выражении своей мысли, он не настаивает на принятии этого евангелия зла и предпочитает отсрочить тот затруднительный момент, когда пророк провозгласит свой закон. Заратустра сначала должен закончить дело служителя правосудия - уничтожить все слабое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.