Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В.Буряков. Комментарий






 

В произведении Паскаля «Письма к провинциалу» проявились две характерные черты авторского стиля: владение «искусством убеждать» и непоколебимая приверженность моральному совершенствованию и абсолютным ценностям.

Паскаль пытался обрести эти ценности и в своей личной жизни. Удалившись от мирской суеты, он планировал написать апологию христианской религии и начал делать многочисленные заметки. Этому замыслу помешала серьезная болезнь (февраль 1659), из-за которой он окончательно потерял здоровье.

Во время тяжелой болезни 1659 Паскаль, по-видимому, написал Молитвенное обращение об обращении во благо болезней. Больной человек, никогда не жалующийся, полный сострадания, он приближался к смерти с благоговением и радостью. Во время непродолжительных периодов, когда боль отступала, он мог только уточнять заметки к Апологии.

Паскаль умер в Париже 19 августа 1662. Главная работа Паскаля осталась незавершенной. Заметки к Апологии и многочисленные фрагменты других работ были благоговейно собраны семьей и изданы (из опасения цензурного преследования) в 1670 в измененной и сокращенной форме под названием «Мысли» о религии и других предметах. Однако порядок фрагментов был нарушен, и только после десятков изданий стал ясен паскалевский план. Я же остановилась всего лишь на некоторых фрагментах «мыслей», понравившихся мне, более понятных и простословных, которые легко будет обсудить, поразмышлять над ними, подумать: согласиться ли с Паскалем или же сделать свои какие-либо выводы. Рукопись «Мыслей» хранится в Национальной библиотеке в Париже.

В Апологии Паскаль намеревался обратиться к неверующему человеку, ведущему мирской образ жизни, достаточно образованному. Сменяющие друг друга письма и стремительные диалоги имели целью заставить неверующего осознать свое состояние, а затем, не останавливаясь, переходя от сострадания к поэтическому вдохновению, на одном дыхании призвать к вере. Вначале Паскаль описывает человека, лишенного благодати: неразумный, мечущийся между величием и зверством, конечным и бесконечным, неспособный самостоятельно достичь последней истины, обманутый чувствами и фантазиями, погрязший в обыденности, он все же бесконечно выше других существ, поскольку сознает свое ничтожество. Этот неизбежный дуализм не объяснен ни одним из философов; скептики и догматики смогли достичь лишь полуистин. Только христианское учение о первородном грехе объясняет тайну, заключенную в человеке. Развлечения, труд, философские учения, науки – ничто не может дать человеку удовлетворения. Лишь Бог может утолить его ненасытное желание достичь абсолюта. Путь к Богу лежит через покорность и смирение страстей.

В своей работе Паскаль отводит много места ответу на вопрос «в чем заключается христианские учение?». Знакомя неверующего с доказательствами бытия Бога, библейской историей и Священным Писанием, Паскаль возвращает его к исходной точке: признанию одиночества и ничтожности человека. Метод Паскаля основан на психологическом эксперименте и не является рационально построенным доказательством. Используя парадокс существования, Паскаль хочет сказать, что Бог скрыт, и человек должен искать Его везде и всеми средствами.

Мысли имеют три главных источника: Библию, отцов церкви (особенно св. Августина) и Опыты М.Монтеня. Манера изложения и форма уникальны – отчасти из-за своей незавершенности они обнажают малейшие движения ума, остро воспринимающего жизнь и идеи. В этом произведении рассматривается всё: поэтика и политика, комедия и Писание, ремесла и государственное устройство, Адам и Кромвель, дети и императоры. Паскаль меняет стиль изложения: то напряженный, прерывистый стиль, способный пробудить человека от сна, то поэтическая лаконичность; то жесткая логика, то полет фантазии; то возвышенная, утонченная проза, пронизанная лиризмом, то совершенная простота слова, когда речь заходит об Иисусе Христе. Все в этих строках пронизано живой мыслью, страстной верой и неугасимой любовью к истине.

Можно подумать над таким вопросом: " Обладает ли книга " Мысли" Б.Паскаля какой-нибудь философской ценностью? ". Да. Несомненным философским достоинством книги " Мысли" Б.Паскаля, на мой взгляд, является ее антропологическая проблематика, то, что в ней широко затрагиваются извечные, близкие человеку философские вопросы, определяющие смысл жизни.
А вот недостатком " Апологии", с научно-философской точки зрения, является попытка решения этих вопросов преимущественно с позиций апологетики; но, стоит ли упрекать в этом Б.Паскаля? Особенно учитывая его состояние здоровья и духа, время, в которое он жил, официальное сожжение его " Писем". Или, что как полагают, не менее важно, - то, что он был одним из первых, кто, пройдя через опыт механистического рационализма 17 в., поставил вопрос о преимуществе " доводов сердца" по сравнению с " доводами разума" - и, сделав выбор в пользу религиозно-мистического подхода, остался на позициях апологетики католицизма.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.