Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга Иова 4 страница






Комментарий к Книге Иова (по главам)

Глава 1

Книге Иова — одна из самых древних и загадочных книг Библии. Ей посвящено множество богословских и философских исследований, но до сих пор по ее поводу не утихают ожесточенные споры. За что страдает великий праведник, в чем заблуждаются обличающие его друзья, какую тайну открывает Иову Всевышний? Если внимательно вчитаться в текст Священного Писания, ответы даст оно само. Сейчас я попытаюсь проанализировать фрагмент из этой книги.

Раскрываемая в начальных пяти стихах при помощи конкретного примера, - жизни Иова, общая мысль о соответствии благочестия земному благополучию начинается характеристикою религиозно-нравственной жизни главного лица книги. Главный персонаж представляется как человек " непорочный", преданный всем сердцем богу, Иов был безупречен, что подтверждается его " справедливость" и " истинностью", его мысли соответствовали делам. Частнее, в основе религиозности Иова, - отношение к Богу лежал " страх". Причина этого страха – благоговейное представление о Боге, возбуждаемое сознанием Его величия, совершенства. Нравственность Иова определялась представлением о Боге, как о праведном Судии и Воздаятеле, не терпящем зла. И эта нравственность сводилась к удалению от зла.

За благочестия, по учению Ветхого Завета, человек награждается временными земными благами. И Иов получает награду за благочестие: многочадие Иова и немалое состояние. Стоит упомянуть, что Иов заботиться не только о своей нравственности, но и о нравственности своих детей. Он возносил всесожжения по числу своих сыновей и одного тельца за грех (которые могли совершить в дни пиршеств) о душах их.

При благочестии Иова, причина постигших его бедствий заключалась не в нем; она лежала вне его, - в клевете злого духа, сатаны, давшего Божественному Правосудию повод доказать на примере Иова торжество правды и добра над злом. сатана – враг Божий, противоположность. Когда же предстает перед Богом злой дух, он спрашивает: " откуда ты пришел? " – но это как раз и подчеркивает то, что этот дух нравственно противоположен, доходящее как бы до незнания Господа дел сатаны. Последний отвечает общей фразой: " Ходил по земле и обошел ее". Ходившему по земле для наблюдения злому духу и задается вопрос, о том, не заметил ли он о благочестии раба Божьего Иова. Но сатана отвечает, что в благочестии Иова нет ничего выдающегося, что оно корыстно, потому как в награду Господь избавит Иова от бедствий. И что если Господь пошлет какие-либо бедствия. При таких обстоятельствах не будет побуждение к благочестию. Оно исчезнет, мало того, сменится проклятьем.

Ответ сатаны, представляя клевету на Иова, бросал тень и на Божественное Правосудие: Господь награждает заведомо неискреннего человека. В целях торжества правды и представляется сатане испытать благочестие Иова.

Бедствия, которые выбирает сатана имеют некоторые особенности, рассчитанные на то, чтобы вызвать со стороны Иова проклятья. Во-первых, бедствия падают на день пиршественного собрания детей Иова в доме старшего сына. В день веселья и радости, всякое горе чувствуется по закону контраста гораздо сильнее. Во-вторых, бедствия идут один за другим с необыкновенной быстротою. Не успел Иов отойти от одного несчастья, как его дом настигает другое. Быстрота бедствий должна была действовать подавляюще. В-третьих, виновником бедствий является сам бог: великий скот Иова попаляется " огнем Божьим". И последнее является самым сильным испытанием веры праведника.

Перенеся гибель имущества, Иов не мог не выразить печали, но она не только не переходит в отчаянье и ропот, но соединяется с глубокой покорностью воле Божией. Источником покорности, терпения Иова является сознание, что Тот, кто дал ему все блага, волен и отнять их.

 

Глава 2

Во второй раз, когда сатана, Господь к своим словам добавляет: " и доселе тверд в своей непорочности". Сатана же уверяет, что покорность Иова и в этом случае расчетлива, он при помощи терпения сохранил себе жизнь. Он лишился малого – потерял детей и имущество. Но получил жизнь. И только отнятие этой последней может вызвать с его стороны проклятие.

Пораженный нечистою, Иов должен был покинуть пределы селения.

Болезнь разъедала его тело. По всему телу появлялись гнойные прыщи. Одержимый жестокими болями, лишенный сна, точнее, мучимый кошмарами, больной не находит себе покоя ни днем, ни ночью.

Речь жены, внушенная ей, по мнению Иоанна Златоуста, дьяволом, представляет новое испытание терпению Иова. Одно хульное слов – и ты навсегда освободишься от страшной болезни. Указываемый женою исход – единственный возможный для Иова: сколько бы он ни благословлял Бога, все равно умрет; благочестие бесполезно.

Пораженный бедствиями, но не знающий их истинной причины, человек не может отречься от Бога, от своей веры, так может поступить только неразумный.

В больном, пораженном проказою, всеми покинутом и сидящем на пепле Иове трудно было, особенно издали, узнать прежнего здорового, окруженного многочисленным семейством и богатого человека. Слова утешения сменяются глубокой печалью, выраженною в посыпании головы пеплом. Сила печали друзей выражается в семидневном молчании.

Глава 3

Иов в своей первой речи высказывает сожаление по поводу дня своего рождения. Иов начинает ее проклятьем дня и ночи своего рождения, послужившим источником стольких бедствий.

" День да будет ночью" равносильно гибели дня, гибели добра. Он просит Господа не допустить смены тьмы светом, в число его рождения, и тем самым исполнил просьбу о погибели дня. Господствующий в продолжение ночи рождения Иова мрак пусть не сменяется светом. И так как ночь составляет известное число в соединении с днем, то сама по себе, взятая отдельно от дня, в него не перешедшая, она не сможет войти в состав чисел года и месяца.

Несчастная для Иова, она не должна быть временем рождения и кого-нибудь другого, он будет несчастен, подобно Иову, и в этот день не должно быть радости, сопровождаемое появлением на свет ребенка.

Иов выражает сожаление, что появился на свет. Смерть лучше жизни, пребывание в могиле предпочтительнее пребывания на земле. Могила – место успокоения, прекращение духовной и физической боли. В могиле все равны и нет разницы, кем кто был на земле. Могила дает покой всем.

Для Иова смерть желанная, потому что он утратил смысл жизни, для него он заключался в возможных радостях для человека, но теперь эта сладость не доступна для него, пораженного проказою. Он не может жить и пользоваться жизнью. Тогда для чего жить? Его горести выражаются в стонах и вздохах. Иов находится в смятении и к нему присоединяется что-то ужасное, что не дает ему покоя.

Глава 4

Речь Елифаза, как сам он считает, не утешит страдания Иова, он извиняется за доставленное огорчение, но как бы неприятно не была истина, она должна быть высказана.

Первый упрек Елифаза был в малодушии Иова. Оно тем более несвойственно ему, так как Иов всегда поддерживал людей, которые опустили руки, он подбадривал их, он ободрял слабых духом. Елифаз иронически замечает, что ободрявший других не может ободрить себя.

По мнению Елифаза, ропот и жалобы Иова проистекают из его уверенности в благочестии. Он ропщет и жалуется потому, что себя, непорочного и благочестивого, считает несправедливо наказанным. Однако Елифаз утверждает, что несчастья постигают только грешников, значит и Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя человеком непорочным и благочестивым.

А подтверждении своих слов, Елифаз ссылается, во-первых, на опыт и знание самого Иова, не видавшего будто бы в течение своей жизни случаев гибели праведника; и во-вторых - на личный опыт. И для большей убедительности Елифаз ссылается на сообщение в форме шепота. Откровение падало на то время, когда Елифаз пробудился с душою, смущенной беспокойными мыслями.

На предложенный явившимся вопрос: " человек праведнее ли Бога? ", Елифаз дает отрицательный ответ. В очах Божиих нечисты даже ангелы, тем более человек. Он грешен. Признаком его греховности является, во-первых, кратковременность существования, во-вторых, смерть в состоянии неразумия. Та и другая черта: скоротечность жизни и смерть не умудренным, -участь исключительно грешников.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.