Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Печатается по: Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N24, Ст.2421






 

 

 

Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия /Сост. И.А.Петрова, Л.М.Медведева, доц. Г.П. Кибасова, А.В. Петров, Л.А.Мухоедова. А.В. Захаров / Москва – Волгоград, 2003. – 208 с.

 

 

Подписано в печать 26.06. 2003 г. Формат 60х84/16

Печать офсет. Усл. печ. л. 9.3. Уч.-изд.л. 10.2. Тираж 300 экз.

Заказ 354

 

400131, Волгоград, пл. Павших борцов, 1

Волгоградский государственный медицинский университет.

 


[1] Территория совр. Венгрии, бывшей римской провинции Паннонии, была занята венграми (мадьярами), народом финно-угорской группы, в конце IX - начале X в.... Болгарская - Дунайская Болгария, сюда в VII в. с Волги пришли болгары, народ тюркской группы, во главе со своим ханом Аспарухом. Здесь тюрки-болгары смешались с южными славянами, восприняв их язык и культуру; так образовалась южнославянская народность болгары.

[2] поляне - восточнославянское племя, жившее в среднем течении Днепра; древляне - восточнославянское племя, жившее в лесах по южным притокам р.Припяти; дреговичи - восточнославянское племя, жившее в среди болот между Припятью и Западной Двиной; полочане -восточнославянское племя, жившее по р.Полоте, притоку Западной Двины; славяне (словене) - восточнославянское племя, жившее по р.Волхову и оз. Ильмень;

[3] известие о приходе посольства является, по-видимому, отдельным сказанием, входившим (по Шахматову), в древнейший летописный свод. Самое содержание речей послов и Владимира признается измышлением автора сказания; голый факт прихода послов одними отвергается как неправдоподобный (Костомаров), другими признается возможным (Соловьев) и ставится в связь с политическим положением восточной Европы и передней Азии.

[4] Согласно древнейшему своду (в реконструкции Шахматова) Владимир крестился в Киеве после проповеди философа (987). Этот взгляд известен и составителю " Повести временных лет", который предпочел так называемую " Корсунскую легенду", повествовавшую о крещении Владимира в Корсуни, и внес ее в " Повесть". Однако многое говорит в пользу крещения Владимира именно в Киеве и в 987 году. Истолкование причин перехода Владимира в христианство вызвало среди ученых полемику. Слабо объяснение митрополита Филарета - покаянное настроение братоубийцы и развратника Владимира. Недостаточно объяснение Соловьева - бедность и бессодержательность язычества. Одними причинами, по-видимому, были тесная связь Руси и Византии, постепенное проникновение христианства в русское общество, образование в Киеве влиятельной христианской общины; лично на Владимира влияли впечатления детства (княгиня Ольга), может быть, общение с женами христианками (Голубинский).

[5] царевна Анна, сестра византийского императора Василия II Болгаробойцы (976-1025);

[6] Поход на Корсунь долго оставался необъяснимым. Костомаров отвергал его, но неосновательно. Объяснение Карамзина - Владимир шел " завоевать веру" - несостоятельно; немногим лучше объяснение Голубинского - Владимир пошел в поход, чтобы добыть иерархию и цивилизаторов Руси. Объяснение, по-видимому, дают греческие дела. В конце 987 г. в Византии восстал против императоров полководец Варда Фока, едва не овладевший престолом. Императоры заключили союз с Владимиром на условии присылки Владимиром спомогательного отряда и выдачи за него замуж царевны Анны, после принятия им христианства. Вот это последнее условие (принятие христианства) является как будто единственным существенным противоречием гипотезе о крещении Владимира уже в 987 г. Можно думать, что осада и взятие Корсуни были вызваны отказом императоров исполнить условие о браке Владимира и Анны, а самая осада относится к 989 г. При этом барон Розен относит крещение ко времени после взятия Корсуни, а Васильевский - к 987 г.

[7] Крещение киевлян произошло в 989 или 990 г., может быть, по внешней обстановке так, как рассказано в " Повести". Несомненно, новая вера встречала некоторое сопротивление, о котором молчат источники. Только про Новгород мы знаем из так называемой летописи Иоакима, что там дело не обошлось без вооруженной борьбы. Христианство распространялось в Руси при Владимире медленно. Существовали ли при нем русские митрополиты - вопрос нерешенный.

 

[8] Не по суду - за взятку, вопреки достоверным результатам следствия и суда.

 

[9] Взыскать штраф в размере суммы иска (частного).

[10] Перечислены судебные расходы (езд, хоженое) и пошлины, взимаемые с виновного в тройном размере.

 

[11] Т.е начиная от суммы иска в рубль

[12] Истец

 

[13] Выборный или назначенный человек, исполняющий поручения суда по неделям.

 

[14] Кормления - доходы за исполнение обязанностей по делам управления.

 

[15] По доходам, записанным в книгах

 

[16] холоп по своему положению или профессии, более ценимый господином.

 

[17] Тиун, довотчик, праведчик - холоп, исполнявший в доме и хозяйстве господина административные или судебные функции по его поручению.

[18] рядовой холоп, выполнявший " черную" работу.

 

[19] малоимущий посадский человек.

[20] Государьский убойца - убийца своего господина: традский здавец - давший изменой Bpaiy город (крепость); церковный тать - вор, обокравший церковь: головный тать -убийца; подиетчик - человек, подбросивший с злым умыслом какую-либо вещь: зажигал-ник - подхитальник, совершивший умышленный поджог.

 

[21] Розмет - определение размера податей внутри общины посадских людей между ее членами по имуществу и доходам.

 

[22] Розметные книга - с записью " розмета".

[23] Выборные старосты и целовальники (целовавшие крест о добросовестном исполнении выборной должности, например, при таможнях, тюрьмах и т.д.) и участвовавшие в наместничьем суде.

 

[24] Хоромный лес - пригодный для строительства дома и хозяйственных зданий.

 

[25] Поставка на подводах натуральных податей, взамен которых взимается по два алтына с двора за год

 

[26] Боран - подать, штраф

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.