Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из воспоминаний П. Д. Бучкина






...Он сорвал ветку с несколькими листиками и сказал: «Обратите внимание, вот тон листка, он определенного зеленого цвета, характерного для данного дерева. Посмотрим его на просвет, против солнца - и он становится прозрачным, цвет его меняется; а если его повернуть так, чтобы на нем отражался цвет неба, то он приобретает оттенок неба, а повернуть к солнцу - листок блестит. Один листок, в зависимости от освещения при его повороте, имеет четыре тональности. Прикроем его рукой, то есть будем его рассматривать под прикрытием тени. Эти же четыре тональности сохранятся, но все они будут приглушены тенью. Следовательно, выходит, что один листок при различном положении и освещении имеет восемь тональностей, и все они различны по цвету.

Теперь обратите внимание на листья дерева внизу, что ближе к нам, на листья, что в середине дерева, и, наконец, на те листья, что вверху. Их размер меняется - внизу листья крупнее и вид их сочнее, а по мере удаления они становятся и мельче и тоньше. Следовательно, по подсчету выходит: если каждый лист, в зависимости от его положения и освещения, как мы убедились при отдельном его рассмотрении, имеет восемь тональностей, то, принимая во внимание его изменяющееся положение до верхушки дерева три раза, то есть листья внизу, в середине дерева и вверху, - выходит, что зелень дерева имеет 24 тональности. Ствол дерева имеет свою форму в каждой породе, ветки, расположенные в разные четыре стороны, - тоже свои в разной породе. В результате нарисовать портрет дерева - это такая же сложная задача, как нарисовать портрет человека. Кроме того, каждое дерево, даже одной породы, имеет свой, только ему свойственный облик. Пород деревьев много, все они разнятся между собой и по рисунку их очертания, и по цвету листвы - это тоже надо иметь в виду. Вот что надо знать пейзажисту.

Не торопились мы покинуть место за столом под тенью вековых деревьев. Солнце начало клониться к закату, освещение менялось.

«Вот еще обратите внимание, как различно освещение в разное время дня, как от положения солнца изменяется и вся окраска деревьев, и характер их очертаний. Утром оно одно, в полдень другое, а вечером все иначе. Вопрос еще в том, какую точку смотрения взять: против солнца, контражур или боковое освещение, когда часть дерева в тени, а другая в свету, или остановиться на освещении прямом, когда солнце вам светит в спину, и вы рисуете деревья все в свету, и только местами в них глубокие тени. В серую погоду, когда нет солнца, все становится иначе. Природа - неиссякаемый источник изучения и наблюдения. И даже в том явлении, которое как будто уже достаточно изучено, открываешь все новое и новое.

Например, листья на ветках расположены в каждой породе деревьев с удивительной правильностью, но правильность эта видоизменяется до бесконечности, производя разнообразные эффекты. Листья обращены к нам боком, продольно (в перспективе), перекрещенно с другими и т. д. Много самых странных и разнообразных групп: в тени, в свету, ясные, неясные - не найдете двух одинаковых по форме положений. Листва может быть густа, но не бывает непроницаемой благодаря рассыпающемуся по ней снопу света. Нельзя направлять ветки в разные стороны как попало. Каждая ветка каждой отдельной древесной породы описывает кривую линию, постоянную для данной породы дерева. Все это следует соблюдать.

Но не одни деревья являются предметом изучения для пейзажиста. Поля с различными травами, косогоры, вода в реке, в пруду, отражения в воде, речная рябь, волны и многое другое; небеса, облака, их различная форма - это целая область.

Задача пейзажиста заключается не только в том, чтобы хорошо и правдоподобно изобразить дерево, его породу или какие-нибудь иные детали пейзажа. Состояния природы, а они бесконечно разнообразны, то, что имеет отклик в душе человека, - это тоже надо увидеть, заметить, найти средства выразить. Словом, искусство пейзажа - это целый мир...»

Писать небо последним надо на том основании, что, как говорил Рылов, во время работы над этюдом присматриваешь заранее, какой характер неба будет наиболее подходящим. Белый же холст при сопоставлении цветовых отношений служит своеобразным камертоном. <...>

Рылов А. Воспоминания. - Л., 1960. - С. 59, 130, 233 - 234, 236.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.