Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Египет и Нубия






Изучение истории Египта затруднено тем, что дошедшие до нас документы-папирусы и надписи на стенах храмов, гробниц, каменных плитах и т. п. далеко не равномерно освещают различные стороны жизни этой страны. При изучении истории Египта, как и истории других стран Древнего Востока, в центре внимания учителя должны быть прежде всего вопросы социально-экономической жизни этих стран. Положение трудящихся масс — жизнь рабов, общинников, городских ремесленников, эксплоатация их царской властью, светской и храмовой знатью, факты классовой борьбы и сопротивления угнетению — все эти моменты должны быть как можно ярче и живее изложены на уроках. К сожалению, в то время как огромное количество религиозных текстов (в частности, заупокойных) сохранилось, число источников по социально-эокономической и политической истории сравнительно невелико. Поэтому для восстановления некоторых исторических событий и характеристики положения эксплоатируемых масс мы вынуждены нередко обращаться к памятникам художественной литературы.
В настоящем разделе приведены документы, которые могут быть использованы для иллюстрации большинства уроков, посвященных истории Египта. На вводном занятии, где характеризуется природа страны, следует обратиться к отрывку из сочинения греческого географа Страбона (№ 1). Учитель должен пересказать его своими словами и при этом показать на карте течение Нила, Дельту, Красное море (Аравийский залив), Меридово озеро. Надо спросить учеников, почему население Египта было сосредоточено почти исключительно по берегам Нила, почему нельзя было обрабатывать земли, лежащие вдали от реки, и для облегчения ответа обратить их внимание на рельеф местности и высоту горных цепей, окаймляющих нильскую долину.
Говоря о плодородии Египта, следует все время обращать внимание на неравномерное распределение земли. Особенно нужно подчеркивать могущество жрецов, забравших себе лучшие земли, и для пояснения этого зачитать статистические данные из дарственной грпмоты Рамсеса IV (№ 29), где упомянуты не только размеры храмовых поместий, но и число рабов, занятых на них, а также взносы храмовых подданных, не имеющих своей земли и полностью зависящих от произвола жрецов.
Кроме жречества, землю получали от фараона также военачальники. Указание на это имеется в автобиографии начальника гребцов Яхмоса (№ 16). Чтобы выяснить организацию египетской деспотии и роль бюрократического аппарата, рекомендуем обратиться к жизнеописаниям египетских вельмож Уны (№ 6) и Хуефхора (№ 7). Некоторые места из них следует прочитать в классе и объяснить, например, эпизод с отстранением четырех начальников (из надписи Уны), прекрасно характеризующий придворные интриги, или поэтическое описание похода против бедуинов, в котором Уна наивно хвалится избиением и ограблением азиатских областей. Особое внимание следует обратить на упоминание пленных и поставить перед учениками вопрос: для чего были нужны египетскому вельможе эти пленные? Надо навести их на мысль, что завоевательные войны были неизбежны для рабовладельческой страны, нуждавшейся в даровой рабочей силе.
Стоит упомянуть и о главной награде, полученной Уной от фараона, — каменном гробе, и пояснить, что, с точки зрения тогдашних египтян, подобный дар не был насмешкой, ибо у знатных и богатых людей было в обычае задолго до смерти подготовлять себе все необходимое для пышного погребения.
Из надписи Хуефхора следует прочесть перечисление богатств, награбленных в Нубии, и показать при этом на карте местоположение этой страны. Затем надо поставить вопрос: на что тратил фараон огромные средства, собираемые с самих египтян и выкачиваемые из соседних стран? — и вместо ответа зачитать описание постройки пирамиды (№ 5). Предложив ученикам самим вычислить, сколько средств понадобилось Хеопсу на постройку здания, преподаватель делает вывод о том, какой ущерб наносился экономике Египта нецелесообразным расходованием рабочей силы (можно поручить ученикам вычислить приблизительное количество трудодней строителей пирамиды за 30 лет). Затем необходимо перейти к положению народных масс, за счет которых жили фараон, его вельможи и чиновники.
Обязательно следует привести красочные характеристики из «Поучения Ахтоя, сына Дуау» (осо бенно описание работы подневольного ткача, запертого в мастерской (№ 11), а также сцену из повести о «красноречивом крестьянине» (№ 12), где описывается ограбление и избиение ни в чем не повинного труженика.
Тяжелое положение бедняков и полное бесправие рабов привели к крупному восстанию в 1750 г. до н. э. Для того чтобы наглядно изобразить это восстание, целесообразно зачитать в классе отрывки из «Речения Ипувера» (№ 13). При этим надо пояснить, кто был Ипувер, и предупредить учеников, что к его произведению нужно относиться критически. Во-первых, оно является поэтическим и в нём не дано систематического и последовательного изложения событий; следует обратить внимание на расположение строф, построенных по определенному шаблону, повторение одних и тех же восклицаний, поэтических противопоставлений, например: «Смотрите, тот, который не имел своего имущества, стал владельцем богатств: собственники богатств стали неимущими». Во-вторых, особенно важно подчеркнуть пристрастие автора. Лучше всего, если сами ученики сделают этот вывод. Для этого нужно умело поставить вопросы: Как Ипувер относится к описываемому им восстанию? Сочувствует ли он восставшим? Подбирая подходящие отрывки, необходимо дать ученикам понять, что Ипувер, как типичный рабовладелец считал всякое покушение на частную собственность преступлением и рассматривал восстание как результат нравственной испорченности людей (его жалобы на ожесточение людских сердец, отсутствие братской любви и дружбы). Нужно затем объяснить ученикам, что во все времена эксплоататоры в страхе перед народными движениями призывали угнетённых к милосердию и гуманности, и подчеркнуть лицемерие всех этих призывов.
Когда станет ясной классовая подоплёка «Речения Ипувера», можно вызвать одного из учеников, поручить ему прочесть строфу за строфой и установить, чему мы можем верить, что является явным преувеличением (например, фраза «Нил потёк кровью»), где чувствуется искажение действительных событий или умолчание. Надо установить социальный состав восставших (крестьянин-бедняк, тот, который не имел упряжки быков, т. е. должен был сам запрягаться в плуг или обрабатывать поле мотыгой; раб, которого заставляли поливать поле; надо пояснить, что это был самый тяжелый труд). Вместе с тем желательно разобрать вопрос о положении тех социальных групп, против которых было направлено восстание (придворные и князья, чиновники, зажиточные ремесленники, например, золотых дел мастера, и т. д.). Важно объяснить приемы борьбы (отказ от уплаты податей, затем открытое восстание, избиение эксплоататоров, уничтожение документов в государственных учреждениях; надо объяснить, что на основании этих документов чиновники производили сбор недоимок, и показать рисунок в учебнике «Привлечение к ответу сельских жителей, не уплативших налог»).
Очень важно показать ученикам, что религия всегда служит опорой господствующего класса и особенно это проявляется во время широких народных движений. Ипувер религиозен (надо зачитать те места, где это особенно сильно чувствуется). Он ждет спасения от бога Ра. Его особенно огорчает равнодушие людей к религии, оскудение храмов, невозможность выполнять все предписания культа. Нужно показать связь государственной власти и жречества в Египте и объяснить, что падение авторитета фараона (привести описание штурма дворца) должно было вызвать ослабление религиозных верований, сомнение во всемогуществе богов (ибо сам фараон считался богом, сыном Ра).
На вопрос о результатах восстания должны ответить сами ученики, конечно, при помощи преподавателя, зачитав те места, где говорится об угнетенных, которые сами становятся рабовладельцами, о бедняках, захватывающих богатства, о переходе частной собственности из одних рук в другие, о том, что не делалось попыток отменить частную собственность и рабовладение. Ученик должен понять, что восстание было стихийным и не вело к переустройству общества на новых началах, но его разрушительная сила сыграла положительную роль, расшатывая устои рабовладельческого строя, хотя сами повстанцы не сознавали этого.
В связи с социальными потрясениями надо изучать и внешнюю политику. Нашествие гиксосов на Египет имело успех в значительной степени в результате восстания бедняков и рабов, ослабившего страну. При описании этого вторжения и последующей борьбы учитель может использовать выдержки из труда Манефона (№ 14), победную надпись фараона Камоса (№ 15) и автобиографию вельможи Яхмосз (№ 16), пересказывая их своими словами. Надо обратить внимание учеников на разделение Египта. Гиксосы утверждаются в Дельте, а юг скоро добивается независимости. Для вытеснения гиксосов используется речной флот, происходят комбинированные бои на суше и на воде (№ 16). Гиксосы, попадающие в плен, обращаются в рабство (целый ряд примеров в № 16).
Далее следует перейти к завоевательной политике фараонов Нового царства. Необходимо познакомить учеников с разными типами источников, характеризующих внешнюю политику: с анналами фараонов (№ 18), носящими строго официальный характер, систематически излагающими ход военных действий, и со сказкой, сюжетом которой служит реальное событие, описание которого прикрашено поэтическими вымыслами (№ 20).
Все время надо заострять внимание учащихся на вопросе о причинах войн, их цели и значении, указывать, что египетские летописцы и поэты не думают скрывать грабительского характера походов прославленных фараонов. Важно подчеркнуть, что всякое рабовладельческое общество нуждается в новых рабах и это делает неизбежной агрессивную внешнюю политику. Надо отчетливо и наглядно выяснить, кому была выгодна такая политика. Рядовой крестьянин и ремесленник, зачисленный в армию и проливающий кровь во славу фараона, ничего не выигрывал от победоносных экспедиций в Азию и Нубию. Это ясно видно из школьных поучений (№ 30), которые желательно зачитать в классе целиком, и в то же время напомнить, что подавляющая часть военной добычи попадала в руки жречества, военачальников (примеры из № 16), высших чиновников.
Следует показать на карте арену военных действий, очертить границы Хеттского царства, ставшего в XV—XIII вв. главным врагом Египта, коснуться вопросов военной техники, используя иллюстрации из учебника или атласа (бой колесниц, штурм крепости), а также отдельные выражения из анналов Тутмоса III, характеризующие приемы ведения войны (например, осаду Мегиддо).
Надо показать, что рабовладельческие государства после ряда кровопролитных войн готовы прийти к соглашению, когда им угрожают внутренние враги — порабощенные народы. Очень показателен в этом отношении договор Рамсеса II с хеттским царем Хаттушилем (№ 27). Из него целесообразно зачитать то место, где говорится о взаимной помощи при подавлении восстаний. Вчерашние враги становятся друзьями, когда это оказывается выгодным, и совместными усилиями подавляют своих подданных. Очень важно остановиться на организации государственного аппарата в Египте. Обильный материал для этого дают предписания верховному сановнику (№ 21). В этом документе весьма рельефно обрисована централизация Египетского государства. Все нити управления и суда сходятся в руках одного сановника, которому доверяет фараон. Основными задачами государственного аппарата являются ограбление собственного народа (отметить упоминания о взимании податей) и организация ирригационной системы (наблюдение за исправностью каналов и плотин, установление времени раздития Нила и т. д.) в дополнение к третьей функции, с которой познакомили учеников предыдущие документы (ограбление завоеванных стран). Для характеристики внешней торговли надо привлечь описание экспедиции Хатшепсут в далекий Пунт (нын. Сомали) и перечислять те товары, которые были привезены из этой страны в Египет, обратив внимание на то, что это были почти исключительно предметы роскоши, нужные для царицы, жрецов и знати (№ 17).
В заключение нужно показать ученикам, что могущество Египта и его процветание было сравнительно недолгим и непрочным.
Конец господства египетских фараонов в Финикии и Палестине можно проследить по «Путешествию Унуамона». Этот документ особенно интересен для нас тем, что он был обнаружен русским ученым (В. С. Голенищевым) и хранится в Москве (в Государственном музее изобразительных искусств). Подробное содержание его надо пересказать своими словами и сравнить обстановку, сложившуюся в западной Азии в XI в. (время составления данного документа) с обстановкой в начале XV в. (время Тутмоса). Нужно предложить самим ученикам ответить на вопрос, почему могущество Египетской державы оказалось таким недолговечным.
Развал крупной рабовладельческой державы завершили вторжения внешних врагов (ливийцев, нубийцев, ассирийцев, персов). В качестве примера можно привести отрывки из красочной и подробной надписи Пианхи — нубийского царя, покорившего Египет в VIII в. до н. э. (№ 34). Особенно необходимо подчеркнуть раздробление Египта в этот период, наличие в каждом городе своего независимого царька (в надписи Пианхи это отражено с полной отчетливостью). Распад Египта на отдельные мелкие государства и обнищание народных масс ослабило страну и сделало её жертвой чужеземных завоевателей.

 

№ 1. НИЛ И ЕГО РАЗЛИВЫ (Страбон, География, XVII, 1, 3—5.)

Страбон — один из виднейших географов древности. Родился в г. Амасии (Малая Азия) в 60-х гг. до н. э., умер в 24г. н. э. В 24 г. до н. э. в свите римского наместника Египта Элия Галла посетил эту страну и проехал ее от Александрии до границы Нубии. Кроме того, по его словам, он посетил земли от Армении до Сардинии и от Черного моря до Эфиопии. О странах, в которых Страбон не бывал, он заимствовал сведения у других писателей, в том числе у одного из выдающихся ученых Александрийской школы Эратосфена из Кирены (275—195 гг. до н. э.), автора многих сочинений по математике, философии, хронологии и т. д. Наиболее известная работа последнего — «География» в 3 книгах, в которой он положил основание изучению этой науки. Ею часто пользовался Страбон. Сам Страбон написал труд, также под названием «География», в 17 книгах, где описал все известные в древности страны. Это сочинение является чрезвычайно важным историческим источником, так как содержит огромное количество фактического материала.

...3. Должно, однако, сказать больше и сперва об относящемся к Египту, чтобы продвигаться от более известного к более отдаленному. И эта страна [Египет], и прилегающая к ней, и находящаяся за ней страна эфиопов получают от Нила некоторые общие свойства, ибо во время подъема воды река поит их, делая обитаемой только ту их часть, которая покрывается [водой] во время половодья, лежащую же выше и дальше от течения оставляя с обеих сторон ненаселенной и пустынной из-за безводья. Однако Нил протекает не через всю Эфиопию, и протекает он не один, и не по прямой линии, и по земле недостаточно хорошо населенной: по Египту же он протекает один через всю страну и по прямой линии, начиная от малого порога за Сиеной (1) и Элефантиной (2), которые являются границей Египта и Эфиопии, до впадения в море. И действительно, живут эфиопы большей частью, как кочевники (3), бедно из-за скудости страны и неумеренности климата и отдаленности от нас; египтянам же выпало все наоборот, ибо они живут с самого начала государственной и культурной жизнью и обосновались в известных местах, так что и порядки их известны. Египтяне пользуются хорошей репутацией, так как считается, что они достойным образом пользуются благоденствием своей страны благодаря разумному разделению ее и заботе о ней. Выбрав царя, они разделили массу народа и назвали одних воинами, других — земледельцами, третьих же — жрецами; попечению жрецов подлежат священные дела, а попечению остальных — человеческие; из последних одни занимались делами военными, другие же мирными — земледелием и ремеслами, от них именно и поступали подати царю. Жрецы же занимались философией и астрономией и были царскими собеседниками. Страна первоначально разделялась на номы (4), причем десять номов имела Фиваида (5), десять — область в Дельте и шестнадцать — область, лежащая посередине; некоторые говорят, что всех номов было столько, сколько дворов в лабиринте (6), а этих последних было [не] меньше тридцати [шести]; номы опять-таки имели другие подразделения, ибо большинство разделялось на топархии, которые в свою очередь делились на части, наименьшими же подразделениями были отдельные поля.
Нужно же было это точное и мелочное деление из-за постоянного смешения границ, которые производит Нил при наводнениях, уменьшая и увеличивая отдельные части, изменяя их формы и уничтожая всевозможные знаки, по которым различается чужое от своего; поэтому требовались новые измерения. Говорят, что отсюда и возникла геометрия, подобно тому как у финикиян искусство счета и арифметика возникли благодаря торговле. Как все население и весь народ в каждом номе делились на три части, так и страна разделялась на три равные части. Работы на реке настолько разнообразны, насколько нужно побеждать природу постоянным трудом. По самой уже природе страна приносит множество плодов, а благодаря орошению — еще больше; естественно, больший подъем реки орошает больше земли, но старание иногда восполняло то, в чем отказывала природа, так что и при меньшем подъеме воды орошается столько же земли, сколько при большем благодаря каналам и плотинам; так, во времена до Петрония (7) наибольшее плодородие и подъем воды были тогда, когда Нил поднимался на четырнадцать локтей, когда же на восемь [локтей], наступал голод; когда же он [Петроний] управлял страной и высота Нила дошла только до двенадцати локтей, плодородие было величайшим, и даже когда однажды высота воды доходила всего до восьми [локтей], никто не чувствовал голода.
4. Нил течет от границ Эфиопии по прямой линии к северу до так называемой местности Дельты. Потом он, разделяясь у верховьев, как говорит Платон (8), превращает эту местность как бы в вершину треугольника. Стороны же треугольника образуют разделяющиеся в двух направлениях рукава, спускающиеся до моря, с правой стороны по направлению к Пелусию (9), с левой же к Канону (10) и соседнему так называемому Гераклею (11), основанием же служит берег между Пелусием и Гераклеоном. Таким образом, течением двух рукавов и морем отрезан остров, который по сходству формы называется Дельтой; однако точно так же называется местность у вершины, потому что она является началом упомянутой фигуры, и расположенная там деревня также называется Дельтой. Итак, у Нила [имеется] два этих устья, из которых одно называется Пелусийским, другое же — Канопским и Гераклейским; между ними [находятся] пять других устьев, достойных упоминания, меньших же — еще больше, ибо многие рукава, разветвляющиеся от самого начала по всему острову, образовали множество потоков и островов, так что весь остров стал судоходным, поскольку в большом количестве прорыты каналы, по которым плавают с такой лёгкостью, что некоторые пользуются глиняными лодками. Итак, весь остров имеет в окружности примерно три тысячи стадиев, называют его вместе с противолежащей речной площадью Дельты Нижней страной; она вся скрывается при разливах Нила и, за исключением жилищ, становится морем; последние воздвигаются на естественных холмах или насыпях, так что значительные города и деревни имеют издали вид островов. Больше сорока дней держится летом вода на высоте, пока не начинает понемногу спадать; так же обстоит дело и при подъеме [воды]; в течение шестидесяти дней равнина окончательно обнажается и высыхает; чем быстрее происходит высыхание, тем скорее совершаются пахота и посев, и скорее всего там, где жарче. Таким же образом орошается и земля над Дельтой; кроме того, река примерно на протяжении четырех тысяч стадиев течет в прямом направлении по одному и тому же руслу, кроме как если где-нибудь попадется какой-нибудь остров, из которых наиболее значительный тот, который заключает Гераклейский ном, или если где-нибудь течение реки отклоняется каналом в какое-либо большое озеро или область, которую оно может орошать, как, [например], обстоит дело с [каналом], орошающим Арсинойский ном и Меридово озеро (12), и [каналами], изливающимися в Мареотиду (13). Говоря коротко, орошаемой областью является только та часть Египта, которая лежит по обеим сторонам Нила, начинаясь от границ Эфиопии и доходя до вершины Дельты, причем непрерывное протяжение обитаемой земли лишь кое-где достигает трехсот стадиев. Таким образом, за исключением значительных отклонений, река похожа на вытянутый пояс. Эту форму речной долине, о которой я говорю, и всей стране придают горы, спускающиеся с обеих сторон от окрестностей Сиены к Египетскому морю и на сколько они простираются и на какое расстояние они удалены друг от друга, на столько суживается и разливается сама река и различным образом меняет форму обитаемой земли; за горами страна большей частью необитаема.
5. Древние писатели преимущественно на основании догадок (жившие же позднее как очевидцы) утверждали, что Нил наводняется от летних дождей, которые идут в верхней Эфиопии и преимущественно в крайних горах, и что по мере прекращения дождей прекращается понемногу и половодье. Это является очевидным преимущественно для тех, кто плавает по Аравийскому заливу до киннамононосной страны (15), и для тех, кто посылается на охоту за слонами... Итак, древние называли Египтом только ту часть страны, которая обитаема и орошается Нилом, — начинающуюся от окрестностей Сиены до моря; позднейшие писатели до нашего времени прибавляли к Востоку почти все пространство между Аравийским заливом (16) и Нилом, из западных же областей страну до авасеев и на побережье от Канопского устья до Катабатмы (17) и области киренцев (18).

Перев. О. В. Кудрявцева.

1. Сиена — греческое название египетской крепости Суану, расположенной у первого порога — современный Ассуан.
2. Элефантина — остров на Ниле около первого порога против Сиены и расположенный на нем город. Египетское название — «Абу» — «слоновый», так как через этот город ввозилась в Египет из Центральной Африки слоновая кость.
3. Номады — пастушеские кочевые племена.
4. Ном — греческое название областей, на которые подразделялся Египет. По египетским документам, их насчитывалось 42.
5. Фиваида — греческое название области в Южном Египте, прилегавшей к городу Фивам.
6. Лабиринтом греки прозвали сооруженный фараоном XII династии Аменемхетом III (1849—1801 гг. до н. э.) храм в Фаюмском оазисе, расположенном к западу от долины Нила.
7. Петроний — римский наместник Египта при императоре Октавиане Августе в 20-х гг. до н. э.
8. Платон — известный греческий философ-идеалист (427—347 гг. до н. э.).
9. Пелусий — укрепленный город на северо-восточной границе Египта.
10. Каноп — город у устья западного рукава Нила.
11. Гераклеон — город в Египте близ Канопа.
12. Ном и озеро, находящиеся в Фаюмском оазисе.
13. Мареотида — озеро в Нижнем Египте, около Александрии, образованное Канопским рукавом Нила.
14. Египетское море — Средиземное море.
15. Киннамононосная страна — юго-западная оконечность Аравийского полуострова, современный Йемен.
16. Аравийский залив — Красное море.
17. Катабатма — крепость и порт на Средиземном море. Самый западный пункт Египта в Птолемеевскую эпоху. Современный — Акабах-Ассолон.
18. Жители греческой колонии Кирены на северном побережье Африки.

№ 2. ПРИРОДА НУБИИ (Страбон, География, 1, 2, 25.)

...Эфиопия лежит по прямой линии непосредственно за Египтом, в подобном же отношении находится к Нилу, но имеет другую природу местности. Ибо она и узка и длинна и подвержена наводнениям. Находящееся же вне пределов затопляемой [части] и пустынно и безводно и способно к незначительному заселению как по направлению на восток, так и по направлению на запад.

Перев. О. В. Кудрявцева.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.