Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политическая элита.






«Поддержание должного равновесия между правительственной властью и правительственной ответственностью – одна из наиболее важных и сложных задач демократии. Если нет какой-то формы контроля за правительственными элитами со стороны неэлит, то политическую систему вряд ли можно назвать демократической. С другой стороны, неэлиты не способны сами управлять. Чтобы политическая система была эффективной, чтобы она была в состоянии разрабатывать и проводить какую-то политику, приспосабливаться к новой ситуации, отвечать на внутренние и внешние вопросы, должен быть механизм, с помощью которого правительственные чиновники наделялись бы полномочиями, позволяющими им принимать властные решения. Напряжённость, создаваемая необходимостью решения противоречащих друг другу задач, вытекающих из правительственной власти и правительственной ответственности, становится всё более явной в периоды кризисов…Противоречие между правительственной властью и ответственностью имеет свою параллель в противоречивых требованиях, которые предъявляются гражданам в демократических станах. Чтобы элиты могли быть ответственными перед обычным гражданином, от него требуется ряд вещей: он должен уметь выразить своё мнение так, чтобы элиты поняли, чего он хочет; гражданин должен быть вовлечён в политику таким образом, чтобы знать и беспокоиться о том, ответственны ли элиты перед ним или нет; он должен быть достаточно влиятельным, чтобы навязывать элитам ответственное поведение. Иными словами, ответственность элит предполагает, что обычный гражданин действует в соответствии с рационально-активистской моделью. Однако для достижения другой составляющей демократии – власти элит – необходимо, чтобы обычный гражданин имел совершенно иные позиции и вёл себя соответственно им. Чтобы элиты были сильными и принимали властные решения, следует ограничивать участие, активность и влияние обычного гражданина. Он должен передать власть элитам и позволить им управлять. Потребность во власти элит предполагает, что обычный гражданин будет относительно пассивен, выключен из политики и почтителен по отношению к правящим элитам. Таким образом, от гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть активным, но в то же время пассивным, включённым в процесс, однако не слишком сильно, влиятельным и при этом почтительным к власти». (Г. Алмонд, С. Верба).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. В чём авторы видят одну из важнейших задач демократии. При каком условии политическую систему, с точки зрения авторов, нельзя считать демократической? 2.Какие 3 качества, по мнению авторов, необходимы гражданину для того, чтобы элиты были ответственны перед ним?

3.Авторы пишут, что «от гражданина в демократии требуются противоречащие одна другой вещи: он должен быть активным, но в то же время пассивным, включённым в процесс». Опираясь на знания курса, сформулируйте 3 своих предложения по разрешению данного противоречия.

4. Покажите, в чём может выражаться доверие населения к власти в демократическом государстве. Приведите два аргумента в обоснование утверждения, что эффективной может быть только та власть, которой граждане доверяют.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА «Для развития стабильного и эффективного демократического строя требуется нечто большее, чем определённые политические и управленческие структуры. Это развитие зависит от ориентации, имеющейся у людей в отношении политического процесса, т.е. от политической культуры. Если она не способна поддержать демократическую систему, шансы на успех последней весьма слабы. Наиболее подходящей для демократической политической системы остаётся гражданская культура. Это не единственная разновидность демократической культуры, но она представляется именно той её разновидностью, которая в наибольшей степени соответствует стабильной демократической системе. Неудивительно, что гражданская культура не передаётся исключительно путём обучения ей. Составляющие её ориентации и поведение соединены сложным, запутанным образом – ведь это культура, характеризующаяся определённой долей непоследовательности и уравновешенных противоположностей. Одну из важнейших частей гражданской культуры составляет набор позиций, касающихся доверия по отношению к другим людям – многослойный, иногда противоречивый набор, который трудно передать при помощи прямого обучения. Как же тогда гражданская культура передаётся от поколения к поколению? Ответ на вопрос содержится в политической социализации. Гражданская культура передаётся в ходе сложного процесса, который включает в себя обучение во многих социальных институтах – в семье, группе сверстников, школе, на рабочем месте, равно и в политической системе как таковой. Тип опыта, получаемого в этих институтах, различен. Индивиды приобретают политические ориентации путём направленного обучения – например, на специальных уроках основ гражданственности; но они также обучаются, сталкиваясь с политическим опытом, который вовсе не рассчитан на то, чтобы на нём учились, – например, ребёнок слышит, что родители обсуждают политические вопросы или наблюдает за деятельностью субъектов политической системы. Воспитание политических ориентаций может быть и не направленным, и не политическим по своему характеру, как это бывает, когда индивид узнаёт о власти из своего участия во властных структурах семьи или школы, или когда он узнаёт о том, заслуживают ли люди доверия, из своих контактов с взрослыми». (Г. Алмонд, С. Верба).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Что понимают авторы под политической культурой. Какой тип политической культуры они считают наиболее приемлемым для демократической системы?

2. Авторы раскрывают особенности гражданской культуры. Приведите три из них.

3. Авторы пишут, что гражданская культура передаётся от поколения к поколению в процессе политической социализации. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами (по одному на каждую из указанных позиций) осуществление политической социализации в семье, группе сверстников, школе.

4. Авторы полагают, что гражданская культура в наибольшей степени соответствует стабильной демократической системе. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три положения, раскрывающих и конкретизирующих этот тезис.

«Патриархальная политическая культура (или политическая культура местных общин). В этих обществах нет специализированных политических ролей. Лидеры, вожди, шаманы – это смешанные политико-экономико-религиозные роли. Для членов таких обществ политические ориентации относительно этих ролей неотделимы от религиозных или социальных ориентаций. Патриархальные ориентации также включают в себя относительное отсутствие ожиданий перемен, инициируемых политической системой. Члены патриархальных культур ничего не ожидают от политической системы.

Подданническая политическая культура. Субъект такой системы (подданный) осознаёт существование правительственной власти и чувственно ориентирован на неё, возможно гордясь ею, возможно, не любя её или оценивая её как законную или нет. Но отношение к системе вообще и к тому, что она даёт на «выходе», т.е. к административной стороне политической системы или «нисходящему потоку», это отношение в основе своей пассивное, это ограниченная форма знания и участия, которая соответствует подданнической культуре.

Политическая культура участия – такая культура, в которой члены общества определённо ориентированы на систему вообще, а также как на политические, так и на административные структуры и процессы; другими словами, как на «входной», так и на «выходной» аспекты политической системы. Индивидуальные члены такой политической системы могут быть благоприятно или неблагоприятно ориентированы на различные классы политических объектов. Они склоняются к тому, чтобы ориентироваться на «активную» собственную роль в политике. Хотя их чувства и оценки таких ролей могут варьироваться от принятии до отрицания.

Гражданская культура – это, прежде всего, культура лояльного участия. Индивиды не только ориентированы «на вход» политики, на участие в ней, но они также позитивно ориентированы на «входные» структуры и «входные процессы». Другими словами, гражданская культура – это политическая культура участия, в которой политическая культура и политическая структура находятся в согласии и соответствуют друг другу». (Г. Алмонд).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие четыре типа политической культуры определяет автор?

2. Автор пишет о политическом участии (участии в политике). Опираясь на текст и знание курса, приведите любые три примера политического участия.

3.Исходя из собственного жизненного опыта и знания курса, укажите любые три качества, необходимые гражданину современной России для успешного выполнения его политических ролей.

4. Какие два основных критерия положены автором в основу выделения типов политической культуры? Выпишите из текста слова, относящиеся к любому из типов культуры, которые помогли вам определить каждый из критериев.

ЛИБЕРАЛИЗМ. «Как ясно из самого названия, основная идея либерализма – это осуществление свободы личности. А основной метод действия либерализма – это не столько творческая деятельность, сколько устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает развитию…

Либерализм – творение западноевропейской культуры и в основном, плод уже греко-римского мира средиземноморской области. Корни либерализма уходят в античность, и к этой первозданной его основе принадлежат такие вполне чётко выработанные понятия, как правовая личность и субъективное право (в первую очередь право на частную собственность), а также некоторые учреждения, в рамках которых граждане участвовали в управлении государством и, особенно в законодательной деятельности. Эта основа либерализма была вновь открыта западноевропейскими нациями и дополнена многочисленными новыми вкладами…

Либерализм считает своей целью благополучие и даже счастье человека, а следовательно, расширение возможностей для человеческой личности беспрепятственно развиваться в полном своём богатстве. В согласии с этим либерализм считает основой общественного порядка личную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека…

В общем, основные принципы либерального индивидуалистического общественного порядка изложены с предельной краткостью и ясностью во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Эта декларация провозглашает четыре основных права, представляющих собой основу либерального порядка. Права эти: 1.Свобода.

2. Собственность. 3 Безопасность. 4. Право сопротивления (насилию, подавлению). (В.В. Леонтович).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Как характеризует автор основную идею либерализма и его основной метод?

2. Какие два исторических этапа в развитии либерализма выделяет автор?

3. Какие права автор относит к основам либерального порядка? Приведите два примера, показывающих, как любое из этих прав отражено в Конституции Российской Федерации?

4. Автор пишет, что «либерализм считает основой общественного порядка личную инициативу, предпринимательский дух отдельного человека». Покажите три проявления этой инициативы на примере разных сфер жизни современного общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.