Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глобализация.






«Характерная особенность современной эпохи – глобализация всех сфер общественной жизни. Однако следует заметить, что истоки глобализации уходят в далёкое прошлое, когда произошёл переход от собирательского хозяйства к производящему, от первобытного общества к классовому, когда сформировались первые цивилизации. Уже в то время происходил обмен материальными и духовными ценностями разных народов и государств… Но процесс взаимодействия различных народов и государств особенно усиливается в эпоху бурного формирования буржуазных общественных отношений…

И всё же глобализация – феномен второй половины ХХ века. Он имеет объективный характер и, прежде всего, связан с тем, что по мере продвижения общества по пути социального прогресса человечество всё больше и больше обобществляется. Прежде всего, это проявляется в формировании мировых производительных сил и производственных отношений… Происходит дальнейшее разделение общественного труда, что свидетельствует о том, что человечество сделало ещё один шаг вперёд, ибо, чем выше разделение труда, чем развитее общество.

В области политики глобализация предполагает резкое снижение роли национальных государств в решении тех или иных социально-экономических и политических проблем. Особое внимание уделяется демократическим институтам, правам человека и борьбе с терроризмом.

В области культуры на словах предлагается взаимовлияние культур, обмен материальными и духовными ценностями, но в действительности проповедуются западная культура, западный стиль жизни, западный кодекс поведения, точнее американские ценности, американские представления о морали, о культуре и т.д. и т.п.

Информатика начала играть доминирующую роль в современной жизни. Особенностями глобализации стали компьютеризация, миниатюризация, использование цифровой технологии, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. Благодаря быстрой передаче информации сформировалось планетарное мышление, остро и живо реагирующее на всё во всём мире».

(Ред. И.А. Гобозов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие три этапа в истории глобализации выделил автор?

2. Какие направления процесса глобализации указаны в тексте? Назовите любые пять направлений.

3. Опираясь на текст, выделите три любые существенные характеристики как процесса.

4. Опираясь на знания обществоведческого курса и социальный опыт, объясните, почему глобализация оценивается как явление сложное, противоречивое. Дайте три объяснения применительно к различным сферам общественной жизни.

«Формирование взаимосвязанного мира ставит человечество перед острейшей проблемой управления глобальным развитием. Как избежать опасностей, которые возникают в одном месте, а появляются в разных частях планеты? Как воздействовать на глобальный по размаху ход событий? Современная политика прямо и непосредственно связана с решением важнейшей задачи обеспечения управляемости в новых масштабах: вширь – на всём пространстве планеты, вглубь – на всех уровнях организации от локального до всемирного. Наряду с традиционными факторами национальной мощи (территория, население, уровень экономического развития, величина армии и степень её оснащённости, научно-техническая база, система союзов и т.д.) глобализация выдвигает на передний план новые факторы силы: информационно-коммуникационный потенциал, положение на мировых финансовых рынках, современные технологии, возможности воздействия через международные организации, идейно-политические рычаги. В нынешних условиях взаимопроницаемость национальных организмов делает сильных сильнее, а слабых – слабее.

В настоящее время важнейшая системообразующая характеристика мироустройства заключается в следующем: Запад, имея менее 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. Несмотря на всю риторику о равных возможностях, свободной конкуренции, преодолении диспропорций в развитии, упорядоченном росте, он хочет сохранить и закрепить существующее положение вещей.

На этой стадии наиболее ёмким определением глобализации может служить формула «ассиметричной взаимозависимости». Главным субъектом, «распорядителем» процесса глобализации выступает постиндустриальный Запад, а остальные части мира, хотя происходящее в них оказывает обратное воздействие на западные общества, всё же скорее являются объектами (или жертвами) этого процесса. Преодоление «элитарного» характера глобализации, превращение её в демократический процесс, открывающий доступ к новым возможностям всем и каждому, - ключ к созданию устойчивого миропорядка».

(В. Кувалдин).

 

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие два вида факторов национальной мощи выделяет автор? Перечислите по четыре фактора каждого вида.

2. Какую формулу, характеризующую современную глобализацию, вывел автор? В чём, по его мнению, проявляется «элитарность» глобализации? Какие данные автор приводит в подтверждение своих оценок?

3. Приведите любые три факта современной общественной жизни, свидетельствующие об опасности «элитарной» глобализации.

4. Выскажите три суждения о путях преодоления «элитарности» современной цивилизации.

НАУКА.

«Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований.

Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства. -

Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.

Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений.

Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом.

В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности…».

(И.В. Безбородова, М.Б. Буланова и др.)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Укажите любые три из приводимых в тексте определений понятия «наука».

2. Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?

3. Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований и науки их изучающие.

4. Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.

 

«Наука постоянно связана с практикой, получает от неё импульсы для развития и, в свою очередь, воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме, приведённых в целостную систему на основе определённых принципов, и процесс их производства, … как и другие формы познания. Наука – это социально-историческая деятельность, а не только «чистое знание».

Отражая мир в его материальности и развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе (естествознание), об обществе (обществознание - гуманитарные, социальные науки), о познании и мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки…

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удалённости от практики науки можно разделить на две крупные группы: фундаментальные науки, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику, и прикладные науки, результаты которых имеют непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач, хотя сами эти науки и опираются на закономерности, установленные фундаментальными науками. Однако, границы между отдельными науками и научными дисциплинами весьма условны и подвижны. Тем более, всё чаще происходит соединение научных знаний в форме так называемых стыковых дисциплин».

(В.П. Кохановский)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Как автор определяет понятие «наука»? Приведите любые три определения.

2. Какие два возможных критерия классификации наук названы в тексте?

3. Укажите две особенности фундаментальных наук, названные в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, сформулируйте любую другую их особенность.

4. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, приведите три примера воздействия науки на практическую деятельность общества.

Наука, технологии и экономический рост.

«Изменения взаимосвязей науки, технологий и экономического роста являются одной из важнейших характеристик «новой экономики». Ниже мы рассмотрим основные из них.

Динамика и качество экономического роста всё сильнее зависят от технологических сдвигов на базе инноваций. Это выражается в интенсивном росте инвестиций в научные исследования и разработки, технологические инновации; в опережающей динамике высокотехнологичных отраслей промышленности и сфере услуг; увеличении наукоёмкости… всех секторов экономики; возникновении новых видов экономической деятельности.

Происходит ускорение научно-технического прогресса, … сроков проведения исследований, разработок и внедрения инноваций.

Наука всё сильнее ориентируется на потребности экономики, в её развитии отмечаются радикальные изменения, связанные, прежде всего, с повышением доли предпринимательского сектора, как в выполнении, так и финансировании исследований, с концентрацией последних в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг…

Наука может продуцировать знания и даже стимулировать спрос на них, предлагая новые, ранее неизвестные технологии, овладение которыми обеспечивает усиление конкурентных позиций предприятия, но именно последний осуществляют практическую реализацию инноваций, их продвижение к потребностям и формирование обратных связей».

(Л. Гохберг).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие, по мнению автора, изменения взаимосвязей науки, технологий и экономического развития происходят в «новой экономике»? Укажите три изменения.

2. Какие положения, приведённые автором, говорят о заинтересованности предприятий в укреплении взаимосвязей науки, технологии и производства? Укажите любые два положения.

3. Опираясь на текст и знание курса, укажите любые три изменения, которые происходят в науке и технологиях в современных условиях.

4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, покажите, как меняется производство под влиянием научного и технологического прогресса. Укажите любые три изменения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.