Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образец выполнения заданий, связанных с анализом текста.






« Вмешательство в эволюцию живого – не единственное в сложном уравнении будущего цивилизации. Не менее трудно предугадать развитие другого ключевого процесса, связанного с глобализацией и на глазах меняющего картину мира, – речь идёт об информатизации. В конце ХХ столетия, когда заговорили о создании единого мирового информационного пространства, знания стали использоваться для наращивания экономической мощи. Появились «ноу-хау» - научные тайны, которые тщательно охраняются корпорациями и государством и зачастую направлены на достижение превосходства над другими народами. События последних лет наглядно демонстрируют, как, обладая высокими технологиями, сильные державы подавляют более слабые, навязывая им свою волю. Для подобных действий уже изобретён свой термин – «гуманитарная интервенция». Изобретение и внедрение компьютерных технологий, несомненно, отразилось на жизни общества, однако не следует думать, что информационная революция приведёт к скорой смене цивилизационного развития. Причина чисто экономическая и даже – энергетическая. Дело в том, что в ближайшие 50-70 лет основным источником получения необходимой энергии по-прежнему будут невозобновляемые естественные ресурсы – нефть, газ, уголь. Какими бы хитроумными электронными системами управления ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания. Так что развитие человечества в XXI в., скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы, которая будет вестись посредством информационных технологий. Для осуществления же цивилизационного скачка необходим переход на принципиально новый источник энергии, топливо будущего».

(В.Садовничий)

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ И ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ НА НИХ С КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНКИ.

1. Какие два ключевых процесса современной цивилизации назвал автор?

ОТВЕТ: Должны быть названы следующие процессы:

1) вмешательство в эволюцию живого; 2) информатизация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Названы два процесса – 2 балла; назван один любой процесс – 1 балл;

ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

2. Какие проявления (последствия) создания единого мирового информационного пространства указал автор? Назовите любые три последствия.

ОТВЕТ: Могут быть указаны следующие последствия:

1) использование знаний для наращивания экономической мощи; 2) появление научных тайн, тщательно охраняемых корпорациями и государством; 3) развёртывание «гуманитарной интервенции»; 4) информационная революция.

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Названы три последствия – 2 балла; названы любые два последствия – 1 балл; Названо любое одно последствие, или ответ неправильный – 0 баллов. Максимальный балл – 2 балла.

3. Какой прогноз развития человечества в XXI веке дал автор? С опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни приведите другой пример, подтверждающий прогноз автора.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) прогноз, данный автором: «развитие человечества в XXI веке, скорее всего, окажется неотделимым от борьбы за сырьё и ресурсы»;

2) пример, приведённый автором: какими бы хитроумными электронными системами ни был оснащён автомобиль, самолёт или океанский лайнер, принципиально ничего не изменится, поскольку в основе действия механизма всё равно останется двигатель внутреннего сгорания»;

3) собственный пример, допустим: сбои в снабжении электроэнергией мегаполисов (например, Москвы) вызывают транспортный коллапс.

Позиции 1) и 2) могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках. Может быть приведён другой пример.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Даны авторский прогноз и пример, приведён собственный пример – 3 балла;

Даны авторский прогноз и пример, или дан авторский прогноз, приведён собственный пример, или приведены авторский и собственный примеры – 2 балла; дан авторский прогноз, или приведен авторский пример, или приведён собственный пример – 1 балл; ответ неправильный – 0 баллов.

4. Автор пишет о появившихся в современном мире научных тайнах, тщательно охраняющихся корпорациями и государством. Опираясь на текст, знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите два положительных и два отрицательных последствия существования подобных тайн.

СОДЕРЖАНИЕ ВЕРНОГО ОТВЕТА И УКАЗАНИЯ К ЕГО ОЦЕНИВАНИЮ.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) положительные последствия, например, контроль над открытиями и технологиями с трудно предсказуемыми последствиями применения; контроль над открытиями и технологиями, способными уничтожить жизнь на Земле;

2) отрицательные последствия, например, возможность сокрытия и последующего коммерческого использования открытий и технологий, способные победить неизлечимые пока болезни, продлить жизнь человека; возможность использования подобных тайн как средства навязывания политической воли.

Могут быть приведены другие положительные и отрицательные последствия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

Приведены два положительных и два отрицательных последствия – 3 балла;

Приведены два положительных и одно отрицательное последствие, или одно положительное и два отрицательных последствия – 2 балла; приведены два положительных или два отрицательных последствия, или приведено по одному положительному и отрицательному последствию – 1 балл; приведено одно положительное или одно отрицательное последствие, или ответ неверный – 0 баллов. Максимальный балл – 3 балла.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.