Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дианетики – для вас? Вы – для дианетиков!






 

М. Сляднев

 

Брошенные листочки бумаги, похожие на билеты, лежали на асфальте около перекрестка проспекта Ленина и улицы Сво-боды. Прохожие шли, не обращая на них внимания. Прошел бы
мимо и я, но привлекло внимание знакомое слово «дианетика».
Подумалось: опять рекламируют одну из книг Рона Хаббарда,
которая обещает душевное здоровье всем оптом и каждому в
отдельности.

Эту назойливую рекламу можно слышать постоянно возле
книжной ярмарки около Дворца спорта. На этот раз то была не просто стандартная агитка, а психологически продуманное приглашение на лекцию, где будет проведено тестирование по выяв-лению способности личности (так называемый «Оксфордский тест», да еще помогут с трудоустройством. Вот некоторые челябинцы
и потянулись в указанное место. Одних манило обещание успеха в жизни с помощью интригующего слова «дианетика», которое переводится с древнегреческого как «посредством души», других – возможность проверить свои способности тестированием, третьих – обещание более привлекательной работы.

К часу икс небольшая комната в одной из городских библиотек была заполнена, что создавало иллюзию многочисленности, хотя пришло всего 20-25 страждущих. Дальше встреча развивалась по отработанному сценарию: приветливая «хозяйка» очень кратко изложила суть учения Хаббарда – как избавляться
от неудач в общении с окружающими, чтобы психологических
травм было как можно меньше. Кто же в наше смутное время
этого не хочет?!

Но хотеть мало, нужно еще и обладать определенными способ-ностями. Наличие их у присутствующих было проверено здесь же с помощью очень простеньких психологических упражнений, как то: закрыть глаза и представить заданный предмет.

Легко можно догадаться, что такими способностями обладали почти все, кто выполнял эти упражнения. А далее был «заброшен» надежный психологический крючок: заниматься дианетикой могут только те, кто прошел тестирование. Как приятно почувствовать
себя способным человеком! Когда же «способному человеку»
предлагают развить свои дарования за очень умеренную плату
(в пределах 140 рублей) на двух-трех специальных семинарах,
то это воспринимается вполне естественно. Внутренний голос
критического, рационального отношения уже убаюкан умелой
дозой лести, и некому спросить: а зачем отдавать эти деньги
«добрым» тетям и дядям...

Моя скромная попытка предупредить соседей по ряду о том, что подобные семинары – начало большого пути по «чесу» денежек скромных граждан и созданию психологической зависимости, успеха не имела: они решили, что сумма небольшая и стоит попро-бовать. Но были в комнате те, кто здравый смысл сохранил и
отказался платить за подобные услуги. Конечно, каждый выбирает для себя религию и дорогу, но выбирает, сохранив ясный ум и обладая как можно более полной информацией о «Дианетике» Рона Хаббарда и тех способах психологического воздействия, которыми пользуются его адепты. По оценке психологов и рели-гиоведов, учение Р.Хаббарда – причудливая смесь мистического и психологического. Суть же психологических приемов – добиться контроля над сознанием человека.

В настоящее время хаббардисты фактически создали в стране «коммерческое предприятие» по относительно цивилизованному и стабильному получению денег с граждан. Один из таких «филиа-лов» успешно действует и в Челябинске. «Распродажа воздуха»
продолжается. Следующий лекционно-терапевтический сеанс
для новых любопытных уже близок[54].

38. Откровение для слабоумных

Корреспондент «НГР» неожиданно оказался неофитом

 

А. Мельников

 

Француженка Од-Клер Мальтон подала иск в парижский суд против религиозной организации под странным названием Центр знаменитостей Парижа Церкви сайентологии. Мадам Мальтон
обвинила сайентологов в мошенничестве. Якобы там ей предло-жили пройти некий психологический тест, в результате которого объявили женщине, что она слабоумна. Из этого печального
состояния несчастную могло вывести чтение трудов основателя
Церкви Рона Хаббарда и прием специальных витаминных комплексов. Теперь обвинение вменяет в вину французским сайентологам оказание психологического давления и незаконную
реализацию медпрепаратов.

Сайентологическая Церковь имеет свое отделение и в Москве. Сайентологи расположились в одном из торгово-офисных поме-щений обширной промзоны на окраине столицы. Здание, в котором Церковь снимает весь третий этаж, выстроено в виде морского замка из диснеевского мультика. Я вошел в чистенький офис, по которому туда-сюда сновали молодые улыбчивые люди. Там попросил пройти психотест, объяснив свое желание вычитанным в одной из сайентологических брошюр: «В сайентологии счи-тается, что если привести человека в такое состояние, когда он может повысить свои способности, когда он может смелее
смотреть в лицо жизни, в котором он может намного легче распознавать обстоятельства, влияющие на его жизнь, то он будет также в состоянии решать свои собственные проблемы и, таким образом, улучшать свою собственную жизнь». Мне показалось это особенно актуальным в наше время, когда экономический кризис обрушил на россиян чертову кучу стрессов.

Мне дали вопросник на трех листах, состоящий из двух сотен пунктов – один страннее другого. Что-то среднее между тестом на свойства личности и милицейской анкетой. Предполагалось
три варианта ответов, отражающих оттенки от твердой уверенности до сомнения.

Некоторые вопросы я записал, прикрывая свой журналистский блокнот ладошкой. «Пункт 31. Согласились ли бы вы на строгую дисциплину? 51. Можете ли вы быть заводилой на вечеринке? 181. Часто ли вы размышляете о своей неполноценности?» Так определяют характер личности: склонность к лидерству или подчинению. «Пункт 13. Вы с готовностью интересуетесь разговорами других людей?» Интересно, каково применение людей, положительно ответивших на этот вопрос? Вдруг встретился неожиданный вопрос: «88. Если бы ваша страна вторглась в другую страну, то сочувствовали бы вы тем ее гражданам, которые отказались от военной службы по политическим или религиозно-этическим убеждениям?» Попадались и другие, не менее странные, пункты, вроде этого: «Можете ли вы убить животное, если это необходимо, чтобы избавить его от боли?»

После этого пункта я бросил писанину и направился в
глубь помещения, где находились учебные аудитории, откуда
доносился гул молодых голосов. Я обнаружил комнаты для
получения знаний по пособиям Рона Хаббарда, комнаты для проверки полученных знаний по тестам, разработанным
Хаббардом, а также помещения для прослушивания аудиокурсов лекций Хаббарда, хранящихся в красивых пластмассовых
боксах. Были помещения для душевных излияний, где адептам
учения помогают справиться с личными проблемами «офи-церы по этике».

Внимание мое привлек стенд, где в доступной форме разъяс-нялись все этапы длинного пути, который приводит человека от состояния подавленности к состоянию «клира» (то есть «очищенного», «проясненного», от английского clear). Каждый этап состоит из изучения соответствующего сочинения Хаббарда. Общая стои-мость всех книг основоположника, как мне сказали, составляет
12 тыс. рублей.

Неожиданно я стал свидетелем приобщения неофита к
учению. В помещение целеустремленно вошла девушка, ведя под руку немолодую женщину, которую я непроизвольно про себя
назвал русской «мадам Мальтон». Гостью тут же приняла сотруд-ница Церкви с приятными манерами, подбадривая и одобряя ее
решение пройти сайентологические курсы «самоочищения». «Да, она уже готова... Да, деньги с собой», – слышал я энергичный
голос девушки, которая привела новую слушательницу. «Тогда стартуем?» – отозвалась та, что оформляла. Старушка «стартовала», достав из сумочки 256 рублей за первый этап «клиринга».

Но где же здесь религия, где же церковность? Присутствие духовного начала оказалось непросто распознать в обстановке этого деловитого офиса. Не считая, конечно, сайентологической символики, включающей в себя крест. Что-то запредельное я ощутил только при виде кабинета Рона Хаббарда. Кабинет был обставлен массивным письменным столом, освещенным зажженной лампой, и уютным кожаным креслом. Кажется, хозяин вот-вот войдет, но это только если не знать, что он давно умер. Да и не был никогда этот американец в спальном московском районе, где обосновались его российские приверженцы. Поэтому комната перегорожена канатом, как это бывает в музеях. Мемориал основателю? Но что делает здесь почтовый ящик, рядом с которым сложены стопкой бланки для писем и конверты с американским адресом. Над всем этим – строгое указание покойника: «Пишите мне лично!»

От этих мрачноватых наблюдений меня отвлек сотрудник центра, назвавшийся лектором. Он предложил мне присесть и принялся пространно объяснять принципы сайентологии, рисуя на листах бумаги одного за другим человечков, поднимающихся к вершинам просветления. Он проникновенно заглядывал мне в лицо и, возможно, готовился к победе над еще одним «непросветленным» умом. Вдруг, заподозрив неладное, мужчина обиженно спросил: «Вам неинтересно?» Тут я решил открыться и объявил, что выполняю журналистское задание и хочу задать вопросы главе московской Церкви сайентологии.

Это признание все вмиг изменило. Мой собеседник преобразился, любезность сменилась крайней сухостью. Он заметался по комнатам, то появляясь, то исчезая из виду. Потом он сел на стул в отдалении, сурово глядя в сторону. Я стал ловить на себе испуганные взгляды людей вокруг. Весть о лазутчике в стане распространилась как будто телепатически. Зато ко мне вышел высокий улыбающийся мужчина и попросил немного обождать. Я стал прохаживаться по холлу. Мужчина двинулся за мной,
отставая ровно на два шага.

Вся эта история закончилась беседой с двумя высокопоставленными дамами в кабинете с надписью VIP. Представители Церкви отказались ответить на мои вопросы под диктофонную запись. Мы ограничились ни к чему не обязывающим обсуждением проблем сайентологов во Франции. Кроме того, мне продемонстрировали огромный богослужебный молитвенник в
переплете из натуральной кожи ручной работы. В молитвеннике
обнаружились знакомые обряды: крещение, венчание, воскресное богослужение. Но что это было за богослужение! Во время кре-щения священник, обращаясь к младенцу, вопрошает, не возражает ли тот против обряда. Воскресное богослужение состоит из гипнотического повторения фраз вроде: «А вы уверены, что стул стоит на полу?»

Вскоре я покинул здание Церкви, захватив с собой на память листовку «Знаете ли вы кого-то, кто подошел бы для работы в штате Сайентологической Церкви Москвы и мог бы помочь нам отклировать нашу планету?» В конце этого трудного дня мне стало абсолютно ясно, что для подобной миссии я совершенно не годен[55].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.