Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антихрист. Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Евангелие от Матфея






 

Протоиерей Б. Молчанов

 

Господь Иисус Христос сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Евангелие от Матфея, XVI, 18). Что означают врата ада?

У евреев был обычай собираться под председательством старейшин у ворот города для обсуждения вопросов политических, судебных и общественных. Эти собрания являлись высшей инстанцией во всех делах; здесь же возвещались и все повеления Божии. Они обладали определенным авторитетом в народе. На этот обычай евреев делать собрания у городских ворот можно найти
указания в книге Руфь (4, I, II). В описании деятельной жены в
книге Притчей (XXXI, 23) говорится, что «муж ее всегда хорошо одет» и что «его хорошо знают в воротах», то есть он облечен
общественным доверием, и он принимает деятельное участие в
важных собраниях.

Поэтому «врата ада» означают не просто силы адские, а «гене-ральный штаб» адских сил, наиважнейшее собрание их, посвященное разработке плана генеральной битвы с Церковью. Церковь и ад представляются двумя воюющими силами. И в этой войне с
адом Церковь, по слову Христа, останется неодоленной.

Адский план борьбы с Церковью в Св. Писании называется «тайной беззакония» (2 Фессалоникийцам, II, 7), действующей на протяжении веков и имеющей завершиться появлением Анти-христа (2 Фессалоникийцам, II, 8).

Антихрист сможет прийти лишь в результате всемирного
отступления народов от Бога и от путей Божиих, когда благодать Божия отступит от людей. «Когда отступники исполнят
меру беззаконий своих, восстанет царь наглый и искусный в
коварстве» (Даниил, VIII, 23); «…того, которого пришествие, по
действию сатаны… «(2 Фессалоникийцам, II, 9).

В личности Антихриста сосредоточится все зло во всей полноте и силе, какое только сможет воспринять и выдержать природа человека. Подобно тому, как для получения самого чистого и совершенного Плода на древе человеческом, в лице Пресвятой Девы, потребовалось тысячелетнее развитие и совер-шенствование доброго человеческого семени, так и для получения самого скверного плода, способного вместить в себя всю злобу сатанинскую, требуется усилие целого ряда поколений человеческих в отношении наибольшего развращения и осквернения природы человеческой на почве безумной ненависти ко Христу и борьбы против Его Церкви. «Можно допустить, – говорит проф. Беляев, – что природное и приобретенное зло, накопляясь постепенно в длинном ряде предков Антихриста, передаваясь с каждым новым поколением, в самом Антихристе достигнет
такой степени силы, какую только сможет вместить, проявить и выдержать человеческая природа. В нем зло, живущее в человеческом роде, достигнет предельной вершины своего развития» (О безбожии и Антихристе, т. 1, с. 193).

Конечно, по мере усиления злого произволения человека в той же мере усиливается и содействие ему со стороны диавола, который получает все больший доступ к душе его. Так как в
Антихристе собственное злое произволение и развращение воли достигнет предельного, наивысшего развития, то и отношения к
нему диавола достигнет предельной максимальной близости,
которая будет выражаться в том, что сам диавол будет постоянно действовать в лице Антихриста.[…]

Согласно святоотеческому учению, в жизни Антихриста нельзя допустить ни одного момента, свободного от сатанинского воздействия. Оно должно проявляться уже в самом рождении и даже в особенном и исключительном по своему осквернению
зачатии его. «От оскверненной девы действительно родится его (диавола) орудие», – говорит св. Ефрем Сирин. То же подтверждает и св. Иоанн Дамаскин: «Родится человек (Антихрист) от блудодеяния».

Св. отцы – Ириней («Против ересей», кн. 5, гл. 30), Ипполит («Сказание о Христе и Антихристе»), а также Иларий, Амвросий, Иероним и Августин – отмечают, что Антихрист будет иудейского рода, из колена Данова.[…]

Диавол, воздвигая Антихриста, будет стараться облечь его пришествие всеми признаками пришествия Сына Божия на землю (см. св. Кирилла Иерусалимского – «Огласительное поучение» XV, св. Ефрема Сирина – Слово 39, блаж. Феодорита – «Краткое изложение Божественных догматов», гл. 23, св. Ипполита – «Сказание о Христе и Антихристе»). Конечно, некоторое сходство у Антихриста со Христом будет только внешним и в сущности своей обманчивым, ибо вся жизнь и все дела Антихриста будут ожесточенным и хульным восстанием против Христа и Его Церкви. Это ложное внешнее подобие Христу проявится уже в самом
рождении Антихриста. Имея в виду, что Христос родился от Девы, диавол произведет свое орудие от девы, но не чистой, а напротив, преисполненной всяких пороков и сатанинской скверны. Затем, как Господь до Своего 30-летнего возраста пребывал в неизвестности, так и Антихрист, надо полагать, до такого же
возраста пребудет в сокровенном уединении и неизвестности. Как Христос начал Свое спасительное служение проповедью Своего Божественного учения и чудесами, так и Антихрист начнет свое всегубительное служение обольщением людей своим ложным учением и великим зрелищем ложных чудес своих. Как Господу было угодно всенародно явить Себя Мессией в Своем торжественном входе в Иерусалим и вхождении в храм Иерусалимский, так и Антихрист явит себя иудейским лжемессией, всемирным монархом – в своей торжественной церемонии вступления в Иеру-салим и восседания в храме Иерусалимском, имеющем быть восстановленным к тому времени. Вход Господень в Иерусалим, говорит архиепископ Иннокентий Херсонский, был «для всех иудеев всенародным объявлением, что Иисус Христос есть истин-ный Мессия. Неоспоримым доказательством сего служат собственные слова Его, произнесенные Им пред вратами Иерусалима:
«О, если бы ты (обращение к народу) хотя в сей день уразумел, что служит ко спасению твоему!» – «О если бы и ты хотя в сей день узнал, что служит к миру твоему!» (Евангелие от Луки, XIX, 42) «Днем сим, с отвержением Мессии, навсегда была решена судьба народа Израильского». < …> Так и в грядущий день вступления
в Иерусалим ложного мессии – Антихриста – навсегда и бесповоротно решится судьба современного ему человечества. Блаженны те, которые в тот последний день, данный Богом для окончательного самоопределения людей, смогут в Антихристе увидеть служителя сатаны и неизбежную с ним гибель всего признавшего его чело-вечества. И, наконец, как Господь явил Себя миру и совершил Свое служение как Пророк, как Царь и как Первосвященник, так и Антихрист сосредоточит в своих руках всю троякую власть и совершит свое всегубительное служение как учитель всего чело-вечества, как монарх всемирной монархии и как верховный первосвященник всех религий, требуя себе поклонения как Богу.

Всю жизнь и деятельность Антихриста можно рассматривать в виде трех периодов.

Первый период жизни Антихриста, со дня его рождения и до момента его общественного выступления, протечет в сокровенной неизвестности. Св. Иоанн Дамаскин говорит, что «Анти-христ будет воспитан тайно» («Точное изложение Православной веры», кн. 4, гл. 26).

Второй период жизни Антихриста откроется его громким выступлением в роли всемирного учителя, или «пророка».[…]

Мировая реклама об Антихристе как о гениальном мыслителе, новом вожде и спасителе народов в кратчайший срок возгремит во всех странах. «Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об
Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение к нему» (Святой Ефрем Сирин, слово 16).

В этот период своей деятельности Антихрист не употребит никакого насилия и будет стараться завоевать доверие и расположение к себе людей обманом и своей лицемерной показной, добродетельной личиной.[…] Из богатейшего аскетического опыта наших великих подвижников нам известно, что, когда черный черт не может одолеть подвижника, встречая с его стороны стойкое сопротивление, тогда приходит сильнейший диавол в образе «ангела света» (2 Коринфянам, XI, 14), стараясь возбудить к себе симпатии и доверие со стороны подвижника, легко увлекая его к погибели.[…]

Лицемерие Антихриста в этот период дойдет до того, что он даже в отношении к христианам не только не покажет себя противником их, но выступит даже с готовностью своего покровительства им. В своей внешней, показной стороне жизни он будет стараться подражать Христу. Большинство христиан, руководствующиеся не духовным разумом Церкви, а плотской мудростью, не увидят этого обмана и признают Антихриста Христом, вторично пришедшим на землю.[…]»Мир, или человечество, не узнает Антихриста: оно признает его Христом, будет провозглашать Христом…» Но «не нужно и невозможно будет человекам передавать друг другу весть о пришествии Сына Божия. Он явится внезапно, явится, по всемогуществу Своему, всем человекам и всей земле в одно время» (Святитель Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 275).[…]

Для обольщения людей Антихрист покажет многие изумительные чудеса. Его пришествие, говорит апостол Павел, будет «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фессалоникийцам, II, 9). «Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен, будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было
исцеления» (Святитель Кирилл Иерусалимский. Огласительное
поучение, XV, 14).

Все эти меры Антихриста – его учение и слава гениального мыслителя, его ложные чудеса и вся его лицемерная – показная добродетельная жизнь – будут иметь одну цель: захватить в свои руки всю мировую власть над всеми народами. Первым этапом на этом пути будет достижение популярности среди иудеев. Антихрист примет все старания, чтобы иудеи признали его своим обетованным мессией. Ему удастся закончить устройство еврей-ского государства и приступить к осуществлению тысячелетней мечты иудейской – восстановлению храма Соломонова.[…]

Все эти старания Антихриста выдать себя за истинного Мессию встретят неожиданное и чудесное противодействие в лице двух
ветхозаветных пророков – обличителей, которые, по воле Божией, не познав смерти, были взяты живыми на небо до времени и
которые должны явиться на земле перед концом мира, чтобы
исполнить свою миссию и вкусить смерть. Имена этих святых
пророков – Енох и Илия. Их пошлет Господь в Иерусалим,
чтобы в эти последние земные сроки дать людям последнее и
чудесное предупреждение против охватывающего их обмана.
Они три с половиной года будут невозбранно обличать всю
ложь Антихриста на протяжении всего второго периода, когда
он будет готовиться к захвату всей мировой власти в свои руки.
Не расставаясь со своей личиной кротости и доброжелательства
даже к своим противникам, Антихрист в это время не сможет
помешать обличительным речам пророков и употребить в отно-шении их какое-либо насилие.

Напрасно некоторые стараются это чудесное явление Еноха и Илии истолковать иносказательно. Священное Писание и Предание Церкви определенно говорят о действительном приходе их на землю за семь лет до конца мира, об их обличительной
проповеди, об их мученической смерти, их воскресении и вос-хищении на небо.[…]

Но, несмотря на все Божественные предостережения, большинство людей, по свойству своего плотского разума, не только не увидят всей фальши в наружном поведении Антихриста, но, напротив, окружат его своим восторгом и прославлением. «Когда многие сословия и народы увидят такие добродетели и силы его (Антихриста), все возымеют одну мысль…– провозгласить его
царем, говоря друг другу: найдется ли еще человек столько добрый и правдивый!» (святой Ефрем Сирин).

Впечатления от актерского поведения Антихриста, являющего себя всюду Божественным посланником, истинным Мессией,
будут столь сильными, что, даже, несмотря на грозные обличения его пророками Илией и Енохом, его прежде всех провозгласит своим царем народ иудейский.[…]

Третий период, и последний, деятельности Антихриста
откроется захватом им всей мировой власти в свои руки. Этому будет весьма способствовать обстановка крайнего разорения
народов от мировой войны. В едином мировом управлении, сосредоточенном в руках всеми прославляемого Антихриста, большинство увидит единственную гарантию против возможности
новых войн и единственный путь дальнейшего мирного процветания человечества.

Сам приход к мировой власти Антихриста Слово Божие
изображает следующим образом: на теле опустошенного и разоренного войной мира «восстанут десять царей» (Даниил, VII, 24). Семь из них будут иметь «одни мысли» с Антихристом: они ему «пере-дадут силу и власть свою» (Откровение, XVII, 13). Другие же три царя будут отстаивать свою независимость – Антихристу придется покорить их только военной силой (Даниил, VII, 20, 24).
«Когда народы, – писал Лактанций, – чрезмерно умноживши войско и оставивши хлебопашество – что составляет начало разо-рения и поражения, – все разорят, истощат, пожрут, тогда с крайних пределов северной страны внезапно восстанет против них сильнейший враг. Он трех из них …истребит, и прочие заключат с ним союз, и он сделается над всеми ними начальником. Это и будет Антихрист» («Божественные наставления», кн. VII, гл. 10).[…]

Свою власть и свою силу Антихрист получит от сатаны. «И дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть» (Откро-вение, XIII, 2). И только этим постоянным сатанинским содействием ему, возможно будет, объяснить его необычный успех в быстром захвате всей власти над миром и его исключительную силу, которой никакая человеческая сила и власть не смогут противостать и помешать. «Антихрист, – говорит проф. Беляев, – будет действовать силою диавола и чудесами, а сила эта очень велика …»;
затем «у него будет великое множество сильных поспешников»;
кроме того, «при быстролетных путях сообщения и способах
сношения можно сразу произвести переворот на всей земле» («О безбожии и Антихристе», т. 1, с. 765).[…]

Между прочим, очень важно отметить, что все святые отцы считают главной причиной такого быстрого и безрассудного увле-чения людей Антихристом отсутствие у них духовного разума, всецелую их погруженность в плотское состояние. А так как
духовный разум может приобретаться и развиваться только в условиях правильной духовной жизни, преподаваемой истинной Православной Церковью, то в тот момент смогут оказаться в полном духовном всеоружии и распознать все козни и коварства Анти-христа только православные христиане, но не все, а только та
малая часть из них, которая будет жить духовной жизнью по
правилам Церкви. Еретики же и лжеверы, у которых или вовсе
отсутствует духовная жизнь, или практикуется, но в неправильных и извращенных формах, неизбежно сделаются жертвами обольщения Антихриста.

Антихрист тонко подменит культ Богочеловека культом Человекобога и потребует поклонения себе как Богу. В Священном Писании он изображается как превозносящийся «выше всего, называемого Богом или святынею» (2 Фессалоникийцам, II, 4), как говорящий «гордо и богохульно», как хулящий Бога и «жилище Его и живущих на небе» (Откровение, XIII, 5-6).[…]

Открывая свое мировое владычество, Антихрист будет улов-лять в свой сатанинский плен все человечество с помощью тех же приемов, какие употребил сатана, искушая Самого Господа.

1. Первое искушение сатаны выразилось в его предложении Господу превратить камни в хлебы. < …> Христос и отвечал сатане: «…не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исхо-дящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, IV, 4). В этом ответе Господа не игнорируются телесные нужды людей, но ставятся на второе место после духовных потребностей. Евангелие осуждает лишь попытки угождения плоти при полном забвении Бога,
осуждает намерение сделать людей материально счастливее, не
делая их нравственно совершеннее. Господь предупреждает нас:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяде-нием и пьянством…» (Евангелие от Луки, XXI, 34), – ибо в
последнем случае мы теряем нравственную свободу, становимся
рабами своих низменных потребностей и убиваем свою душу
вечной смертью.[…]

2. Второе искушение сатаны проявилось в том, что он, взяв
Господа во святой град и поставив Его на крыле храма, сказал
Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не
преткнешься о камень ногою Твоею» (Евангелие от Матфея, IV,
5-6). […] То, что отказался совершить Христос, совершит Антихрист […]. Св. Иоанн Богослов говорит, что Антихрист совершит дела великие, «так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми…» (Откровение, XIII, 13). «На это знамение указывается Писанием как на высшее из знамений Антихриста, и место этого знамения – воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем». Оно будет «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его» (еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 302).[…]

Увидев эти чудеса, люди по слепоте своей, по торжеству своего плотского разума немедленно признают в них действие сатаны величайшим проявлением силы Божией и с восторгом примут Антихриста богом.[…]

3. Третье искушение сатаны заключалось в том, что он, возведя Спасителя на высокую гору и показав Ему все царства мира и славу их, сказал Ему: «Все это дам Тебе, если пав поклонишься мне» (Евангелие от Матфея, IV, 9; Евангелие от Луки, IV, 5-7). < …>
Власть сатаны утверждается на обмане, на обольщении и на насилии. Господь же Иисус Христос пришел утвердить Свою власть на свободном нравственном подвиге и свободном сыновнем послушании Отцу. И то, что отверг Христос, в полной мере осуществит Антихрист. Он сам получит всю свою власть над миром от сатаны за свое полное повиновение ему, а также будет награждать ею и других – в меру повиновения и служения сатанинской воле.

Достигнув мировой власти, Антихрист резко изменит свое поведение. Вместо лицемерного и осторожного отношения к людям, вместо показного актерского благожелательства своего к своим противникам он открыто выступит беспощадным гонителем всех верующих христиан, не соглашающихся поклониться ему как Богу. < …> Открытое общественное христианское Богослужение должно будет прекратиться. «Антихрист и его приверженцы, – пишет проф. Беляев, – будут уничтожать книги Священного Писания, будут гнать и мучить проповедников Слова Божия и совершителей христианского Богослужения, будут следить за тем, чтобы нигде не была совершаема Евхаристия, и все-таки и проповедание Слова Божия не умолкнет, и Богослужение не прекратится, и Евхаристия будет совершаема», но, конечно, только в скрытых местах, как в первые века христианства.

У Антихриста окажется деятельный помощник в преследовании христиан и в принуждении их к поклонению ему, как Богу. По своей жестокости и беспощадности этот помощник Антихриста назван в Писании «вторым зверем». «И увидел я, – пишет св. Иоанн Богослов, – другого зверя, выходящего из земли… Он
действует… со всею властью первого зверя и заставляет всю
землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… И чудесами, которые дано было ему творить пред зверем, он обольщает живу-щих на земле, говоря… чтобы они сделали образ зверя… И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтоб образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет покло-няться образу зверя» (Откровение, XIII, 11-12, 14-15).

«Испытание для святых Божиих настанет страшное: лукавство, лицемерство, чудеса гонителя будут усиливаться обмануть и обольстить их, утонченные, продуманные и прикрытые коварною изобретательностью преследования и стеснения, неограниченная власть мучителя – поставит их в самое затруднительное поло-жение; малое число их будет казаться ничтожным пред всем
человечеством < …> общее презрение, ненависть, клевета, притес-нения, насильственная смерть соделаются их жребием». < …> «Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами
общественного блага и порядка, подвергнутся и прикрытому, и
открытому преследованию, подвергнутся пыткам и казням»…
(еп. Игнатий Брянчанинов, т. IV, с. 302-303).

Первыми жертвами Антихриста будут его обличители –
св. пророки Енох и Илия.[…]

После этого должно произойти замечательное событие, которое можно приписать только действию проповеди св. пророков, их чудесного воскресения и вознесения на небо, – обращение ко Христу значительной части современных Антихристу иудеев.[…]

Это обращение иудеев ко Христу вызовет сильнейшую злобу у Антихриста в отношении к христианам. Тогда для них настанет «великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не
будет» (Евангелие от Матфея, XXIV, 15-21). «И дано было ему
(Антихристу) вести войну со святыми (христианами) и победить их» (Откровение, XIII, 7).

Спасение для небольшого остатка верующих будет только в краткосрочности царствования Антихриста. «И если бы не сокра-тились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Евангелие от Матфея, XXIV, 22).

Мировое владычество Антихриста продолжится три с половиной года.[…]

Тот же срок царствования Антихриста отмечается и в Откро-вении: «И дана ему (Антихристу) власть действовать сорок два
месяца» (XIII, 5).

Никакая человеческая сила не сможет противостоять Антихристу. Только Сам Господь, придя вторично на землю во всей
славе Своей, победит его. Тогда наступит Страшный Суд Христов и конец нашего мира (Евангелие от Матфея, XXIV, 30-31; XXV, 31-46; Откровение, I, 7; XX, 11-15; XXI, 1-8) [40].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.