Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-технологический подход к процессу социального управления в условиях информатизации общества






 

В данной главе будут рассмотрены следующие основные вопросы.

1. Модель управленческого цикла.

2. Стадии управленческого цикла.

3. Алгоритм социального управления.

 

1. Сегодня остается актуальным вопрос: как руководителю организовать процесс решения управленческих задач в руково­димой им системе? В каком порядке, в какой степени и в какой последовательности использовать достижения теории управле­ния при подготовке различных решений?

В этой связи возрастает значение формализации процесса управления, определения при этом последовательного порядка процедур, которые при современных условиях обеспечивают оптимальное управление[59].

Однако научные методы и средства могут оказаться незаме­нимым средством оптимизации управления только тогда, когда точно определится их место в управленческом процессе. Иными словами, задача заключается в обосновании современного воз­зрения на технологизацию социального управления.

Наиболее общая технология социального управления может быть представлена в виде управленческого цикла. Ее теорети­ческое обоснование и широкое использование в практике имеют непреходящее значение для рационализации управленческого процесса и повышения эффективности управленческой деятель­ности, формирования социально-технологической культуры. На основе современной технологии управления вполне возможно решать задачу инновирования различных уровней и сфер соци­ального управления. При этом частные технологии должны основываться на наилучших достижениях общей технологии, включать эффективные современные методы и средства анализа и решения проблем и вместе с тем отражать специфику управ­ляемого объекта, научные требования, предъявляемые к руково­дящим кадрам.

Технология не противостоит теории, а представляет ее кон­кретизацию и реализацию в удобной для практического исполь­зования форме. Чем глубже технология связана с теорией, тем больше ее возможности превратиться в средство изменения управляемых объектов. Еще раз подчеркнем, что появление и развитие технологии открывают принципиально новые возмож­ности для использования знания, для превращения науки в социально-преобразующую силу для всех субъектов управления, гражданских институтов общества, участвующих в этом процес­се.

Существенным признаком организации управления является его непрерывный характер. Всякая управленческая деятельность предполагает реализацию последовательного ряда процедур, ко­торые начинаются с определения цели и завершаются выполне­нием задач, порожденных этой целью. На основе полученной информации о решении этих задач ставится новая цель. В этом смысле говорится о цикличности управления[60].

Управленческий цикл в социальных системах имеет свою специфику. Подчеркнем, что функционирование технических систем в отличие от общественных имеет стереотипный характер, требует наиболее точной и однозначной реализации предписанной технологии. Функционирование социальных систем нераз­рывно связано с развитием. После решения одной проблемы обычно возникает несколько других, более сложных, и в этом, между прочим, выражается восходящий характер общественного развития и управления.

Конечно, не исключены ситуации, когда принятое решение оказывается неэффективным, задерживает, а в некоторых слу­чаях даже возвращает назад соответствующий процесс. В этом смысле не всякий новый цикл управления является звеном в цепи инновационного развития. Но взятый в своей целостности управленческий процесс должен обеспечивать прогрессивное развитие, переход от низших к высшим формам социальной деятельности.

Отдельные циклы не оторваны друг от друга, а внутренне связаны между собой. Повторение процедур, включенных в цикл, не исключает, а предполагает решение новых проблем.

Управленческий цикл в социальных системах не является какой-то неизменной, имеющей значение для всех условий тех­нологией управления. В процессе функционирования и развития общества, а тем более выхода его из кризиса возникает необхо­димость изменения как цикла в целом, так и составляющих его процедур.

Чтобы отвечать потребностям развития, управленческий цикл должен обеспечивать изменение управляемого объекта, перевода его из фактического состояния в некоторое желаемое состояние. Естественно, это желаемое состояние определяется не произ­вольно, а в соответствии с закономерностями развития управля­емых объектов.

Изучение управленческого цикла означает прежде всего структурирование процесса решения задач, порожденных про­блемными ситуациями, выявление его основных и общеобяза­тельных стадий и описание необходимого порядка процедур, обеспечивающих оптимальность управленческого решения и вы­сокую эффективность практических действий.

Абстрактная модель управленческого цикла характеризует общие, логически следующие друг за другом стадии управления в обществе.

Всякая стадия имеет свое, определенное логикой управления место в общей управленческой технологии. Поэтому их упоря­дочение происходит не произвольно, а в соответствии с их целевыми функциями, принципиальной схемой управленческого цикла.

Систематизирование отдельных видов деятельности и их обо­собление в относительно самостоятельные стадии направляет субъект управления на верный путь выработки оптимальных управленческих решений, предохраняет его от субъективистско­го, одностороннего подхода, выявляет его ответственность и обязанности в процессе решения управленческих задач. Смысл модели заключается в том, чтобы показать, как нужно разраба­тывать решения.

В научной литературе имеются различные воззрения на сущ­ность и этапы управленческого цикла. Анализ этих воззрений дает возможность не только увидеть их недостатки и проблемы, но и выработать современную концепцию управленческого цикла, инновировать всю систему социального управления.

Согласно Р. Акоффу, цикл управления включает четыре этапа: принятие решения, внедрение, оценку и рекомендацию об изменении. Всякий этап основывается на соответствующей ин­формации и определенным образом связан с другими этапами. Недостаток данного подхода заключается в том, что не вычле­няются целевые и информационные процедуры в управленчес­ком цикле.

Поэтому рассмотрим следующую схему процесса выработки решений: выяснение поставленной задачи, оценка обстановки, составление выводов о ней, разработка замысла, осуществление расчетов (в том числе построение, математической модели " бое­вых" действий), анализ результатов расчета, принятие решения и его оформление. Возможно и еще большая детализация про­цесса решения управленческих задач: определение целей, выяв­ление проблем; исследование проблем; поиск решения; оценка и выбор решения; согласование решения; утверждение решения; подготовка к вводу в действие решения; управление применени­ем решения; проверка эффективности решения.

Весьма перспективным при выработке модели управленчес­кого цикла является использование достижений программно-це­левого и комплексного подхода. Так, Г.А. Арбатов, обобщая современные тенденции в понимании управленческого процесса, указывает на следующие его основные элементы:

• открытие и обоснование конечных целей и на этой основе промежуточных целей и задач, которые должны решаться на всяком этапе;

• открытие и сведение в единую систему частей решаемой задачи, взаимосвязей ее с другими задачами и объектами, а также последствий принятых решений;

• открытие, и анализ альтернативных путей решения задачи в целом и ее отдельных элементов (подзадач), сравнение альтер­натив с помощью соответствующих критериев и экспертных оценок и выбор оптимального решения;

• создание (совершенствование) структуры организации, призванной реализовать программу и обеспечить наибольший эффект; разработка и принятие конкретных программ по финан­сированию и осуществлению как долгосрочных, так и средне- и краткосрочных работ.

В связи с вышесказанным возможна следующая модель уп­равленческого цикла (схема 4).

 

 

 


V Стадия ретроспективная (оценка реализации решения)  
II Стадия дескриптивная (описательная)

II

 

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.