Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологические основы проверки и внедрения социальных технологий






 

В технологическом отношении процессы проверки эффективности и внедрения социальных инноваций по своей сути сами являются социальными технологиями. Процедуры проверки социальных инноваций и технологий представляет собой последовательный технологический процесс, каждый этап которого состоит из различных исследовательских и оценочно-проверочных процедур и направлен на решение конкретных задач. Этот процесс, как правило, включает следующие этапы: 1) определение цели и задач проверки; 2) обоснование метода или совокупности методов (способов) проверки; 3) формирование критериев оценки эффективности социальной инновации или технологии; 4) выполнение оценочно-проверочных процедур; 5) аргументация вывода о " судьбе" проверяемой социальной инновации или технологии.

Другими словами, конечная цель проверки эффективности заключается, прежде всего, в оценке соотношения между позитивом и негативом, т.е. между преимуществами и недостатками внедрения социальной инновации или технологии. Если негатив оказывается значительным, то такую социальную инновацию или технологию дорабатывают, а если нет, то ее внедряют в социальную практику.

Внедрение социальных инноваций и технологий – не только весьма важный и насыщенный в технологическом смысле процесс, но и один из самых ответственных этапов движения социальной технологии, на котором фактически определяется ее окончательная " судьба". Одним словом, процесс внедрения социальных инноваций и технологий представляет собой воплощение социально-технологической конструкции в практику человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя, как правило, следующие последовательно осуществляемые этапы:

1) опредмечивание инновационной модели или модели социальной технологии в объективную социальную реальность, в результате чего мысленная модель инновации или технологии приобретает некоторую предметно-социальную форму;

2) снятие ограничений на действие факторов внешней среды, а также гармонизация взаимодействия социального новшества или технологии с окружающей социальной средой;

3) реализация целевой функции новшества или технологии, а также коррекция технологического процесса в соответствии с ней.

На каждом из этих этапов возникают соответствующие им проблемы внедренческой деятельности: недостаточное качество социальной материи, используемой для предметного воплощения социальной технологии; конфликты с окружающей средой, которые могут проявляться в отторжении или поглощении технологии социальной средой; деградация целевой функции; " умерщвление" социальной технологии посредством неоднократных коррекций и др. При этом низкое качество социальной материи проявляется и в том, что нередко то или иное социальное нововведение противоречит окружающей его социальной среде. Например, новая эффективная форма организации труда, внедряемая на предприятии, может противоречить мотивации работников, а также не соответствовать их профессиональной подготовке (значительно превышать ее по уровню). Таким образом, предлагаемая новая форма организации труда оказывается слишком идеальной для реального социума (в рассматриваемом случае – для конкретных работников предприятия), что неизбежно обрекает ее на неудачу, порождает конфликт между новшеством – новой формой организации труда – и окружающей его социальной средой – коллективом работников предприятия. В этом случае инновация (или новая технология организации труда) напоминает " белую ворону среди черной стаи".

Ни к чему хорошему не приводит и противоположная ситуация, когда социальное нововведение совсем не контрастирует с окружающей его социальной средой, т.е. активно не воздействует на нее. Это приводит к снижению эффективности новшества или к его отторжению. Одним словом, новшество " рассасывается" агрессивной окружающей средой. " С волками жить – по-волчьи выть", – гласит народная пословица относительно проблемы выживания нововведения в агрессивной социальной среде. При этом " гибель" нововведений часто связана с такими эффектами: 1) " удушением в объятиях", когда нововведение захваливают, канонизируют... и не внедряют в жизнь; 2) неоднократными коррекциями, представляемыми как улучшение новшеств, а на самом деле ухудшающие нововведения; 3) " методом проволочек", " долгого ящика" или " ук­лонения от внедрения", который дает возможность " задержать нововведение на старте" и тем самым замедлить его внедрение; 4) " методом ахиллесовой пяты", при котором находят самое слабое место новшества и постоянно наносят по нему удары посредством непрерывной критики; 5) объявлением инноваций несоответствующими реальной социальной практике.

Существование социальных нововведений динамично и ситуативно вследствие постоянного, а во многих случаях и непредсказуемого, взаимодействия с окружающей социальной средой. Поэтому нужно постоянно наблюдать за системой взаимодействия " нововведение – среда", а также корректировать связи в ней. При этом эффективным инструментом систематического отслеживания состояния указанной системы в целях оценки, контроля, прогноза и корректировки является система мониторинга. Это необходимый способ оценки качества технологизации социального пространства, действенности социальных инноваций и технологий. Кроме того, мониторинг дает возможность своевременно вносить коррективы в социальные инновации и технологии, снимать устаревшие и вводить более новые. Это не только способствует расширению пределов технологизации социума, но и обеспечивает эффективность его функционирования и развития [31, с. 89].

В современной науке и социальной практике широко используется термин " мониторинг" (от лат. " monitor" – предупреждаю, предостерегаю), трактуемый весьма неоднозначно. Можно выделить, по крайней мере, три его значения: 1) это определенная система измерения характеристик, объектов, явлений и процессов; 2) не только система измерения характеристик, но и выработка некоторых корректирующих мер; 3) специфическая социальная деятельность, сосредоточенная на коррекции объектов, явлений и процессов. Первый вариант понимания этого термина используют, как правило, в исследовательской деятельности, второй – в социальном проектировании, третий – в менеджменте.

Однако, на наш взгляд, понятие " мониторинг" целесообразнее всего рассматривать в самом широком смысле, объединяя в единый комплекс все три упомянутых аспекта его понимания. При таком широком подходе он представляет собой некоторую систему измерения характеристик социального объекта, явления или процесса, его диагностики, а также выработки корректирующих мер и их внедрения в целях приведения этого объекта, явления или процесса в соответствие с некоторой его моделью. В этой связи заметим, что мониторингу присущи, прежде всего, такие характеристики:

1) не разовые замеры объектов, явлений и процессов, а периодические, по которым можно судить об их динамике;

2) систематическое выяснение состояния явлений, объектов и процессов и использование этой информации по каналам обратной связи для принятия оптимальных управленческих решений;

3) выработка и реализация преобразовательных управляющих воздействий на объекты, явления и процессы, которые попадают в зону мониторинга, т.е. он не сводится лишь к измерительно-оценочной деятельности.

Таким образом, технологии социального мониторинга дают возможность не только отслеживать характеристики функционирования социальных объектов, но и учитывать их в практической деятельности по каналам обратной связи, а также проверять на основе этого эффективность управленческих решений. Поэтому мониторинг – достаточно гибкий процесс обнаружения социальных проблем и постепенного, безболезненного их разрешения. Такое содержание мониторинговой деятельности делает ее необходимой для социальной практики и в то же время весьма сложной при реализации ее целевых функций. В настоящее время трудно представить себе сферу человеческой жизнедеятельности, где бы не применялась какая-то разновидность мониторинга. Его широко практикуют в медицине при лечении больных, в экологической сфере для выявления тенденций развития состояния окружающей среды, в социологии и политологии, при исследовании общественного мнения и рейтинга политических деятелей, в маркетинге при анализе сегментов рынка, в сфере управления для отслеживания эффективности управленческих действий и решений, а также в других областях человеческой жизнедеятельности.

Для практической организации системы мониторинга во всех перечисленных и других сферах общественной жизни принципиально важно знать его структуру. Как видно из рис. 45, мониторинг представляет собой некоторую специально разработанную технологию, размещенную между реальным социальным объектом и его мысленной нормативной моделью, которая служит в качестве эталонной системы координат для анализа. Эта технология включает в себя, как правило, следующие три процедуры: 1) применение системы замеров и анализа параметров реального социального объекта; 2) выработку системы управляющих воздействий на реальный социальный объект для выправления процесса функционирования в запланированном режиме; 3) корректирующую деятельность, в результате которой социальный объект вновь входит в зону нормального функционирования и развития.

 
 

 


Рис. 45. Структура социального мониторинга

Мониторинг как эффективный инструмент управляющего воздействия на социальный объект (явление или процесс) выполняет многообразные функции (табл. 69).

 

Таблица 69






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.