Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация информационно-аналитической деятельности






 

Основание классификации Характеристика видов анализа
   
Тип объекта анализа Экономический, ориентированный на исследование экономических явлений, объектов, процессов; в зависимости от их величины экономический анализ подразделяют на макроэкономический и микроэкономический; • экологический, ориентированный на экологические системы; • управленческий, предполагающий исследование управленческих отношений, систем и процессов; • социальный, ориентированный на объекты, явления и процессы социальной сферы общества; • политический, отражающий особенности политических систем, явлений, институтов и процессов (его подразделяют на собственно политический и анализ политики как объекта); • педагогический, направленный на изучение различных процессов обучения и воспитания; • ментальный, цель которого — исследование духовных явлений и процессов в обществе
Тип (специфика) отрасли науки Философский как средство осмысления сущности явлений природы и общества с позиций философии; • аксиологический — с позиций аксиологии (науки о ценностях); • прогностический, ориентированный на исследование явлений будущего с использованием достижений прогностики; • исторический, изучающий явления и процессы с позиций исторической науки; • экономический, исследующий процессы и явления с использованием инструментарной базы экономической науки; • политологический, опирающийся на политологический подход к исследованию явлений и процессов социума; • социологический, основанный на методологических подходах социологической науки; • праксеологический, ориентированный на праксеологию; • психологический, основанный на методах психологической науки; • культурологический — с применением методологии культурологии; • этический, основанный на методах этики; • эстетический, изучающий явления с позиций эстетики
Тип метода исследования Системный, основанный на принципах системного подхода к изучению явлений социума (генетический, структурный, функциональный, структурно-функциональный); • логический, основанный на инструментальной базе логики; • причинно-следственный, опирающийся на причинно-следственный подход к изучению явлений действительности; • проблемный — с использованием проблемного подхода к изучению реальности; • статистический, основанный на принципах и методах статистики (корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный, регрессионный и ковариационный); • программно-целевой, опирающийся на принципы программно-целевого метода; • балансовый, основанный на балансовом методе; • ситуационный, предполагающий осмысление складывающихся ситуаций
Уровень познания Методологический, предполагающий осмысление объектов и процессов с точки зрения научных принципов, методов и приемов познания; • теоретический — анализ с позиций уже имеющейся теории или концепции либо с позиции их построения; • эмпирический (фактологический), ориентированный на выявление реальных фактов и их закономерностей
Место в исследовании Первичный – составная часть исследовательского процесса; направлен на получение первичных результатов и их осмысление; • вторичный — повторное осмысление результатов проведенных ранее исследований или полученных раннее данных

 

Итак, технология проблемного анализа основана на понятии проблемы (от гр. " problema" – преграда, трудность, задача). По своей сути проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и определение методов ее разрешения. Социально-психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации (рис. 31). Технологическая модель полного цикла умственных действий исследователя (аналитика) от возникновения проблемной ситуации до разрешения проблемы включает несколько этапов: 1) возникновение проблемной ситуации; 2) осознание сущности затруднения и постановка проблемы; 3) нахождение способа решения с помощью догадки или выдвижения предположений, обоснование гипотезы; 4) доказательство гипотезы; 5) проверка правильности способов разрешения проблемы.

Кроме того, технология проблемного анализа наряду с серьезной аналитической работой по выявлению типологии проблемы предполагает получение ответов по следующим направлениям.

1. Определение правильности и четкости формулировки проблемы как неудовлетворенной общественной потребности.

2. Пространственно-временная констатация проблемы – определение пространственных и временных границ проблемы.

3. Выяснение типа и характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т. п.).

4. Определение закономерностей развития проблемы, ее последствий.

5. Диагностика принципиальной разрешимости проблемы.

6. Определение ресурсов, необходимых для разрешения проблемы.

7. Разработка организационно-управленческой технологии разрешения проблемы.

8. Процедура разрешения проблемы.

 

 

Таблица 35






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.