Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции игры и их характеристика






 

Функция Характеристики
Познавательная Познание человеком окружающего мира и своих возможностей посредством игры
Социализирующая Формирование необходимых свойств и качеств личности в процессе игры
Тренировочная Тренировка необходимых умений и навыков
Коммуникативная Игра – важнейшее средство общения и взаимодействия индивидов
Развлекательная Пробуждение эмоций и восстановление жизненных сил человека
Проверочная Проверка уровня развитости определенных свойств и качеств личности посредством игры
Статусно-ролевая Игра – важное средство достижения определенного социального статуса и выполнения соответствующей ему социальной роли
Коммерческая Игра – средство получения материального вознаграждения или экономии ресурсов

 

Многие исследователи зачастую рассматривали игру как непродуктивное занятие, т.е. вид деятельности, следствием которой не является производство какого-либо продукта. Однако такой подход совершенно не объясняет той важной роли, которая издавна отводилась игре в развитии человеческого сообщества. Игра, по форме непродуктивный вид социальной деятельности, тем не менее, по своему содержанию оказывает весьма существенное воздействие на людей и в этом смысле является весьма продуктивным занятием.

Любая игра, в конечном счете, имеет два важнейших социальных результата. Вторичный результат связан, прежде всего, с выигрышем или проигрышем участников игры, а также с возможным наказанием или наградой за это. Однако более ценен в социальном смысле первичный результат игры, который заключается в ее воздействии на участников, когда игра является специфической формой социализации людей, обретения ими необходимого опыта, знаний, умений и навыков социальной жизнедеятельности.

История человеческого общества демонстрирует весьма широкую палитру видового разнообразия игр (рис. 12), которые являются не только хорошим средством социализации индивидов, но и важнейшим инструментом дальнейшего развития их социально-преобразовательной деятельности, а также повышения уровня ее технологизации и эффективности.

 

Игры

Естественные: • детские; • салонные; • актерские; • спортивные; • военные
Имитационные: • деловые; • военные; • спортивные

Открытого типа:

• инновационные;

• организационно-деятельностные;

• организационно-мыслительные;

• проективные

Рис. 12. Классификация основных видов игры

 

Ретроспективный анализ свидетельствует, что исторически первым типом являются естественные игры, среди которых особое место занимают детские, так как они свойственны и животным. Для ребенка, в отличие от детеныша животного, характерно многообразие игр, их социальная направленность и институциональность. Детская игра восходит к тем временам, когда первобытные сообщества переходили в своем развитии от собирательства к охоте, скотоводству и земледелию, что приводило к исключению детей из этих видов деятельности в силу их сложности и тяжести. Игра в первобытном обществе была основной формой социализации взрослых, а также вхождения их в трудовую деятельность. Однако в современном обществе ситуация изменилась. Ныне над созданием игр работают целые отрасли промышленности, науки и рекламы. Сейчас существует целая игровая инфраструктура, и в современных детских играх особенно интенсивно развивается их воспитательно-образовательный, социализирующий аспект.

Актерская игра также имеет очень древнюю историю, которая берет свое начало от первобытных ритуалов, плясок и ини­циации. Салонные игры, по всей видимости, сложились в эпоху возникновения частной собственности, ибо в них особая роль принадлежит экономическому интересу – выигрышу. Этот вид развлечения связан в основном со стремлением индивидов приобрести нечто в собственное распоряжение.

Спортивные игры ныне особо популярны; в них есть элементы противоборства, напряжения сил, умения собрать и моби­лизовать свои ресурсы. Корни военных игр уходят к ритуальным военным танцам, а в настоящее время их все больше используют как важнейшее средство обучения и тренинга личного состава воинских подразделений и командного состава армии и флота.

Среди имитационных игр особое место принадлежит дело­вым играм, которые хотя и относятся к самым молодым (они возникли лишь в 30-х годах XX ст.), однако по своим масшта­бам и сфере применения являются наиболее распространенным социальным феноменом. Как эффективный способ подготовки высококвалифицированных специалистов деловые игры широко используются в различных странах мира, особенно в США, Англии, Германии, Канаде, России, Польше, Франции и Япо­нии. Деловые игры по сути представляют собой реальные модели типичных проблемных ситуаций, с помощью которых осуществляется экспериментирование, и это дает основание ас­социировать их с модельным экспериментом. Деловые имитационные игры могут преследовать две основные цели: либо познание сложных проблемных ситуаций, либо обучение персонала деловых организаций.

В технологическом аспекте деловые игры являются имитационным и управляемым процессом выработки и принятия решений для конкретной ситуации, в которой функционирует социальный объект, с помощью поэтапного уточнения совокупности условий и факторов (определяющих ситуацию), а также анализа информации, дополнительно поступающей и вырабатываемой в ходе игры. Наиболее важными признаками имитационных деловых игр являются следующие:

1) типичность, которая отражает и моделирует типичные ситуации, случающиеся в практической деятельности соци­альных субъектов (это и определяет практическую ценность таких игр);

2) проблемность, которая подразумевает отражение реальных трудностей и проблем, встречающихся в практической деятельности социальных субъектов, вплоть до различных социальных конфликтов;

3) использование скрытых резервов и их мобилизация. Здесь речь идет о двух видах резервов. Прежде всего, игра вскрывает резервы в управляемой подсистеме (материальные, технологические, финансовые и др.). Однако эти резервы мобилизуются и используются благодаря резервам самой личности, которая посредством игры повышает свой интеллектуальный потенциал и тем самым расширяет поле своих профессиональных возможностей.

Имитационные деловые игры в структурном отношении представляют собой довольно сложные образования, в которые принято включать пять взаимосвязанных и взаимообусловленных подструктур: ролевую, временную, методическую, организационную и логическую.

Ролевая подструктура деловой игры включает в себя такие элементы: 1) роли, моделирующие профессиональную деятельность индивидов, которые входят в имитируемую социально-производственную систему; 2) роли, необходимые для оперативного управления ходом игры (руководитель, группа обеспечения, посредники); 3) роли, вводимые в игру для повышения эмоционального напряжения ее участников; 4) роли экспертов, которые нужны для преодоления трудностей с оценкой характера и результатов игры.

Временная подструктура деловой игры представляет собой процедуру расчленения ее на определенные временные этапы: 1) подготовительный этап; 2) вводную часть; 3) основную часть, или собственно деловую игру; 4) заключительную часть, или анализ результатов игры.

Методическая подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты:

1) методику проведения игры (сценарий);

2) руководство по оценке деятельности участников игры;

3) технические средства обучения и наглядные пособия.

В методической подструктуре деловой игры, таким образом, сочетаются методы управленческого консультирования и групповой динамики. При этом консультанты по управлению предлагают участникам игры специальные вопросники, которые поддерживают их наиболее перспективные высказывания и идеи относительно той или иной игровой ситуации, а групповые психологи, в свою очередь, обеспечивают активизацию участников игры через стимулирование их ролевой деятельности.

Организационная подструктура деловой игры включает в себя такие компоненты: 1) подготовку деловой игры (т.е. подготовку руководителей игры, а также методическое и техническое обеспечение, формирование состава групп); 2) оперативное управление деловой игрой (предполагает создание атмосферы состязательности и творчества, отработку навыков работы в группе, оперативное изменение структуры игры, управление графиком игры и т. п.). Кроме того, сюда входит процедура разделения участников игры на различные группы (или подгруппы) в целях получения наибольшего эффекта при решении конкретной задачи.

Логическая подструктура деловой игры включает в себя следующее: 1) логику анализа ситуации; 2) выделение комп­лекса актуальных проблем; 3) разработку проектов желаемых и возможных перемен; 4) определение программы реализации проекта.

Наряду с этим по характеру проведения все деловые игры подразделяют на два основных вида: ролевые и собственно имитационные игры. Их характеристика представлена в табл. 23.

Развитие игровых технологий в последнее время привело к появлению нового класса игр – игр открытого типа, которые несколько " отпочковались" от имитационных деловых игр. Среди них наибольший интерес представляют инновационные, организационно-деятельностные, организационно-мыслительные и проективные игры, отличающиеся от имитационных более свободным, т. е. нежестким, способом задания правил игры и ролей участников. Для проведения этих игр, в отличие от имитационных, не нужна дополнительная информация (каждый их участник хорошо знаком с решаемой проблемой). Такие игры ориентированы не только на операционные действия участников, но и на личностную, эмоциональную их включенность. Они открыты для саморазвития и направлены на те проблемы, которые не имеют заранее известного решения.

Таблица 23






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.