Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии человеческого капитала






 

Одна из существенных характеристик постиндустриального общества (в сравнении с индустриальным) – быстрое формирование человеческого капитала, который, по мнению его теоретиков, приходит на смену обычному капиталу.

Попытки оценить в денежном эквиваленте качества и свойства людей предпринимались еще со времен рабовладения. Однако в наше время необходимость оценки интеллектуальных качеств человека стала особенно важной еще и потому, что свойства и качества личности начинают все больше определять уровень развития общества, его достижения и возможности. Теоретические основы осмысления значимости интеллекта и человеческих качеств в трудовой деятельности были заложены в трудах А. Маслоу, Э. Мэйо, П. Друкера, Ф. Херцберга и других исследователей, которые, по сути, обосновали закон воз­растания роли человека на производстве. Основной же вклад в разработку и пропаганду этой концепции внесли зарубежные ученые Т. Шульц и Г. Беккер, которые понимали под человеческим капиталом совокупную оценку имеющихся у личности запасов знаний и навыков, мотивации и активности. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

По мнению Е. Марчука, понятие " интеллектуальный потенциал" является составляющей более широкого понятия " гуманитарный потенциал". Гуманитарный потенциал нации качественно отличается от простой суммы человеческих потенциалов каждого гражданина. Он определяется уровнем физического и психического здоровья нации, ее социального благополучия, уровнем нравственности, духовности и интеллектуального развития (интеллектуального потенциала), а также психологического единства и гуманитарной активности (т.е. активности в проявлении всех перечисленных выше признаков). При этом интеллектуальный потенциал нации имеет несколько важных составляющих, среди которых необходимо выделить следующие: а) систему образования, включающую государственные и негосударственные учебные заведения; б) компьютерное обеспечение; в) систему связи, качество которой определяют ее скорость, надежность, стойкость к препятствиям, защищенность от несанкционированного доступа; г) базы данных на печатных (библиотеки) и электронных носителях; д) систему науки, включающую государственные и негосударственные научные заведения; е) интеллектуальную собственность в виде патентов, лицензий и " ноу-хау" [22].

Одним из важнейших приоритетов в успешном развитии го­сударства является создание условий и механизмов для эффективного превращения интеллектуального потенциала народа в интеллектуальный капитал – интеллектуальный потенциал, активно используемый в процессах социально-экономического развития государства [22].

Категориальный аппарат, на котором основаны теоретические концепции и технологии человеческого капитала, еще не устоялся, поэтому он довольно разнообразен. Ключевым является понятие человеческого капитала, под которым обычно понимают некоторую интегральную характеристику, аккумулирующую инвестиции в обучение работника, его компетентность.

Человеческий капитал, таким образом, представляет собой накопленные вложения в человека, его профессионально-квалификационную подготовку и воспитание, а также в формирование прогрессивной мотивации и установок, развитие его важнейших свойств и качеств. Человеческий капитал одного работника – это стоимость актуальных, необходимых для его деятельности знаний, умений и навыков. А те знания и навыки, которые не нужны и никогда не потребуются в деятельности фирмы или сообщества, не имеют социальной ценности и не входят в человеческий капитал. Например, если работник владеет искусством ирокезов (индейских народов, населявших США и Канаду), которое никогда не пригодится ему в деятельности фирмы, то как бы дорого не достались ему эти знания, их не оценивают как человеческий капитал. Однако ситуация может сложиться так, что этот работник перейдет в другую фирму, где его знания искусства ирокезов приобретут особую актуальность, и тогда они войдут в оценку человеческого капитала.

Парадокс современного производства и практически любой созидательной деятельности человека заключается в том, что никогда нет гарантии того, что те или иные знания, умения или навыки пригодятся и принесут ему высокий производственный или социальный результат. Человеческий капитал фирмы или сообщества определяется совокупностью индивидуальных капиталов плюс капитал, вложенный в интеллектуальные, обучающие, коммуникативные, информационные и другие технологии. Если упростить подход к определению капитала фирмы, то надо подсчитать стоимость подготовки работников и затраты на реализацию их интеллектуальных возможностей.

Вспомогательными категориями теории человеческого капитала являются понятия интеллектуального, структурного, организационного, инновационного и процесс-капитала. Под интеллектуальным капиталом понимают сумму структурного и человеческого капитала, определяющего возможность постоянно создавать и поставлять дополнительные ценности. Структурный капитал – это ценность, которая остается после того, как служащие (человеческий капитал) уходят домой (списки потребителей, руководство, торговые марки, организационные структуры и т. п.). Организационный капитал представляет собой систематизированную и консолидированную компетентность плюс организационные системы повышения инновацион­ных и организационных возможностей компании по созданию ценностей. Он состоит из культурного, инновационного и процесс-капитала. Что касается инновационного капитала, то он определяет возможности обновления компании, выраженные в интеллектуальной собственности (которая включает защищенные коммерческие и другие права), а также нечетко определенные активы и ценности, такие как " ноу-хау" и коммерческие тайны. И наконец, термин " процесс-капитал" определяет комбинированное значение процессов, создающих ценности и не создающих таковых.

Наряду с этим система характеристик, которая " покрывается" капиталом, принадлежит индивиду (или фирме) и может быть реализована в виде определенных ценностей, называется потенциалом. Соответственно первому ряду категорий, идущих в связке с капиталом, можно выделить систему категорий, характеризующих потенциал: человеческий, интеллектуальный, инновационный, структурный, процесс-потенциал и т. п.

Теория человеческого капитала в последнее время довольно широко распространена на уровне корпораций и фирм. Уже в начале 60-х годов XX ст. американский ученый Э. Флэмхольц разработал концепцию анализа человеческих ресурсов на уровне фирмы. В своих работах он предпринял попытку численно измерить стоимость человеческих ресурсов, а также выдвинул аргументы по переориентации внимания руководителей на человеческий капитал и его использование в аспекте работы с персоналом, а также в выработке стратегии и тактики расстановки, использования, удержания, оценки и вознаграждения персонала.

Однако пионером в области технологизации интеллектуального и человеческого капитала стал специалист в области управления Л. Эдвинссон (бывший директор по интеллектуальному капиталу корпорации " Skandia" – шведского гиганта в области страховых и финансовых услуг, основанного полтора столетия назад), который с 1991 г. начал работать в сфере интеллектуального капитала на этой фирме. Он ввел в практику матрицу " Skandia Navigator" – эффективный инструмент, применяемый для идентификации и развития интеллектуального капитала. Этот инструмент помогает определить человеческий капитал (в сочетании с потребительским капиталом, внутренними процессами и способностью компании к инновациям), который создает финансовую стоимость компании. Он дает четкую картину прошлого, настоящего и будущего компании, а также используется как эффективная модель для стратегического планирования и управления.

Несомненную ценность эта матрица имеет и на индивидуальном уровне, когда ее используют для оценки производительности и роста каждого работника компании. Например, если компания решила, что ей требуется увеличить инвестиции в обучение служащих, система " Navigator" поможет установить, сколько часов обучался конкретный служащий и какова сумма, затраченная на его подготовку. Этот служащий может также получить доступ к специальной программе сети " Интернет", чтобы узнать, какие еще курсы ему нужно пройти в ближайшее время. Кроме того, " Navigator" дает информацию о продуктивности каждого служащего, достижениях и перспективах его карьеры.

Эффективность технологий человеческого капитала достаточно высокая. Так, в 1991 г. одно из подразделений корпорации " Skandia" начало использовать систему " Navigator", и его совокупный доход вырос с 300 млн дол. до 16 млрд дол. в 1998 г. [34].

Среди технологий человеческого капитала в современном социальном менеджменте выделяются две группы технологий. Первую группу составляют технологии оценки человеческого капитала и человеческих ресурсов, которые строятся на основе издержек [33, с. 110-114]. При этом учитываются издержки набора и отбора одного успешного кандидата, затраты на предоставление работнику места, издержки на его профессиональную ориентацию и формальную подготовку, а также различные косвенные издержки обучения, замещения или ухода работника по причине увольнения и т. п. Все остальные технологические модели строятся на базе технологии оценки человеческого капитала. Вторую группу образуют технологии работы с персоналом, на основе и в аспекте человеческого капитала. Сюда входят технологии формирования карьеры и кадровой политики, технологии обучения и организации работы персонала.

Таким образом, технологии человеческого капитала – это ныне наиболее перспективные и эффективные направления совершенствования деятельности трудовых ассоциаций. Для освоения их необходим значительный интеллектуальный ресурс управляющих и менеджеров организации. Однако затраты на разработку, приобретение и использование этих технологий быстро окупаются вследствие увеличения получаемых доходов.

 

Вопросы для подготовки и самоконтроля

 

1. Определите основные уровни технологизации современного общества. Что определяет возможности применения технологий на каждом из них?

2. Каковы глобальные проблемы современной цивилизации? Назовите их признаки и перспективы развития.

3. Почему необходима глобальная модернизация современной цивилизации?

4. Каковы основные направления приложения глобальных технологий и в чем их сущность?

5. Какие задачи должны разрешать технологии обновления общественной системы?

6. Проанализируйте структуру переходных общественных процессов на современном этапе.

7. Что такое эволюция, революция и реформа? Охарактеризуйте основные разновидности реформ.

8. Проанализируйте основные проблемы модернизации и технологизации украинского общества.

9. Каковы основные направления технологизации отдельных подсистем общества?

 

10. Охарактеризуйте суть и виды региональных технологий.

11. Охарактеризуйте основные проблемы трудового коллектива, являющиеся объектом технологизации. Каковы пути их разрешения?

12. Дайте определение человеческого капитала. Почему его используют в качестве объекта технологизации?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.