Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень общения психотерапевта.






До сих пор мы говорили, главным образом, о присутствии клиента, но должно быть ясно, что его присутствие зависит от доступности и экспрессивности психотерапевта. Используя образ семи вуалей, которыми мы себя окутываем, схематично представляет очень неглубокое присутствие клиента и психотерапевта (т. е. на уровне поддержания контакта). Как отмечалось выше, этот уровень не является истинно психотерапевтическим. Рис. 3.3 иллюстрирует более интенсивное взаимодействие, когда оба участника работают на уровне критических обстоятельств. Это подлинный психотерапевтический альянс.

Естетвенно, клиент и психотерапевт не всегда достигают одного и того же уровня, но в основном, желательно, чтобы они в этом отношении были близки, насколько это возмож психотерапевты, но которая, в моем представлении, годится лишь для краткосрочных и манипулятивных подходов. Клиент, который в течение многих месяцев или даже лет трудится ради значительных жизненных изменений, обычно желает искренности своего партнера по этому предприятию и нуждается в ней. Это не означает, что должен быть аутентично доступен и адекватно экспрессивен.

 

Развитие чувствительности психотерапевта к направлению движения

Временами психотерапевты, слушая своих клиентов, обнаруживают вопросы, которые требуют внимания:

Когда беседа продолжается довольно долго, как сейчас, то что произойдет — клиент погрузится еще глубже или, наоборот, станет более поверхностным? Будет ли он сам переходить на тот уровень, где мы смогли бы работать с проблемой более эффективно, или я должен как-то вмешаться в течение беседы, чтобы подтолкнуть это движение? Есть ли в том, как он сейчас мне отвечает, намек на то, что он испуган? Нужно ли мне изменить манеру своего участия в разговоре, чтобы снизить вероятность того, что он ослабит нашу вовлеченность?

Очень редко такие вопросы бывают столь же осмысленны, очевидны и многочисленны, как в этом примере. Они исподволь отражают попытки быть настороже и следить за направлением, к которому склоняется партнер. Тенденция в процессе — очень тонкая материя, но она очень важна для эффективного ведения беседы. Когда психотерапевта все время изумляют изменения участия в разговоре его партнера, он вряд ли будет эффективно продвигать работу.

Человек учится чувствовать тенденции в разговоре, участвуя в великом множестве бесед. Он должен настроить свои чувства на то, что происходит, на легкие, как правило, невербальные намеки, намеки на то, что еще не появилось на горизонте. Если это возможно, то для развития интуиции психотерапевта полезно проверять свои впечатления.

В этих случаях могут оказаться полезны такие формы интервенций:

В тот момент я подумал, что мои слова вас задели. Это так?

По мере того как мы говорим об этом, вы обнаруживаете в себе все больше и больше чувств, и, похоже, вас это удивляет. Я правильно понимаю?

Когда вы в тот момент говорили, в вашем голосе был намек на чувства, которых я раньше не замечал. Расскажите мне об этом, пожалуйста.

У меня такое впечатление, что-то, что я только что сказал, не соответствует тому, что вы чувствуете. Это так?

1-Формальный уровень

2-Уровень поддержания контакт

3-Уровень стандартной беседы

4-Уровень критических обстоятельств

5-Уровень интимности

Клиент Психотерапевт

 

Рис. 3.1. Неглубокое погружение в разговор

Клиент Психотерапевт

 

 

Рис. 3.2. Эффективные психотерапевтические отношения, при которых в процесс погружены оба — и клиент, и психотерапевт

Клиент Психотерапевт

 

Искаженный образ

Рис. 3.3. Односторонние отношения, в которых психотерапевт избегает полного погружения

Конечно, такие вопросы предполагают наличие в какой-то мере устойчивых отношений и общения на уровне, по крайней мере, стандартной беседы. Когда есть эти условия и вопросы заданы так, что видны искренняя забота психотерапевта и его готовность принять прямой ответ, тогда такие вмешательства, скорее всего, будут оценены по достоинству и на них будут даны откровенные ответы. Это может само по себе помочь сдвинуть разговор на более глубокий уровень. Но открытость при этом должна быть искренней, и психотерапевт на самом деле должен быть настроен слушать и учитывать при этом (хотя бы про себя), что он мог неверно понять клиента.

Понимание глубинной цели сопротивления. По мере того как клиент знакомится с механизмами своих потребностей сопротивления, он учится видеть их как части самого себя, а не как чужеродные интроекты, осознает, что у него есть возможность выбора и более регулируемого контроля над их действием. Это осознание помогает клиенту ощутить свой прогресс и мотивирует его на предстоящую тяжелую работу.

Переходный шаг от работы, направленной исключительно на снижение сопротивления, к работе с невротическими структурами — осознание клиентом глубинной цели сопротивления. Для того чтобы понять все значение этого шага, нам следует сначала немного отвлечься от обсуждения клинической процедуры.

Система конструктов «Я-и-Мир». Думая о той ситуации, в которой мы находимся как человеческие существа, мы осознаем, что заняты постоянными попытками наладить эффективные связи между двумя мирами, в которых живем — субъективным и объективным.

Один из главных способов, какими мы наводим эти мосты, — построение и постоянное развитие системы конструктов «Я-и-Мир». Если эта система прочно закреплена на обоих полюсах, то наш жизненный опыт, в общем, работает полноценно. Если, однако, равновесие между системой и либо внутренней, либо внешней реальностью нарушено, мы испытываем тревогу или другой дистресс.

Система конструктов «Я-и-Мир», как мы видели выше, определяет, кто и что мы есть и какова природа мира, в котором мы живем. Если я определяю себя как человека по натуре великодушного и любящего, склонного заботиться о других, и весь мой опыт подтверждает данное представление — все прекрасно и замечательно. Но что, если один из моих детей приводит меня в ярость? Что, если я обманом использовал другого человека? Другими словами, что происходит, если мои поступки противоречат этому самоопределению?

Когда какой-то новый опыт не соответствует тому, как я определяю себя и свой мир, я могу осознать нарушение равновесия и внести поправки в систему конструктов, чтобы сделать ее более реалистичной. Или же, ощутив на предсознательном уровне нарушение равновесия, я могу счесть его слишком разрушительным для моей системы конструктов и подавить новые переживания. Чтобы подавить опыт, удержать его от осознания, нужны какие-то средства. В этом случае ситуацию хорошо описывают «защитные механизмы» психоаналитической теории — проекция, отрицание и другие искажения.

Глубинная психотерапия, однако, призывает клиента к исследованию его субъективности, которая включает конфликтные части подсознательного. Эта работа прямо угрожает подавленному рассогласованию между определениями, составляющими систему «Я-и-Мир» человека и его же актуальным опытом. Чтобы предупредить конфронтацию, которая кажется слишком разрушительной, невыносимой, в игру вступает сопротивление.

Коротко говоря, сопротивление ищет способ сохранить представление клиента о себе и своем мире и, следовательно, саму идентичность клиента. Это жизнеохраняющий импульс, хотя сам он сознательному контролю при этом не подвергается.

Примеры функций сопротивления. Ниже даны несколько примеров паттернов сопротивления и стоящих за ними целей, которым они служат, защищая конструкты «Я-и-Мир».

Лоренс был всегда занят и всегда успешен. Он считал деятельность и достижение основой своей идентичности и очень боялся отсутствия того и другого.

Дженифер была ярой сторонницей правил, стремилась делать все должным образом и быть чрезвычайно аккуратной во всех словах и поступках. В конце концов, когда она поступила импульсивно, исходя из своих чувств, мы обнаружили, насколько сильно она была уверена в том, что ее нельзя полюбить, потому что она чувствовала себя неспособной не совершать ошибок.

Фрэнк все время спорил, был злым и колючим. Он признался, что только с помощью драки может отвоевать себе хоть какое-то место. Он боялся заботиться о ком-либо, так как сомневался, что ему ответят на эти чувства. Потом, в психотерапии, ему пришлось столкнуться со своим одиночеством и признать возможность отношений без злости и отстраненности.

Луиза испытывала настолько сильную потребность нравиться, что не знала, есть ли внутри нее хоть какое-нибудь «я». Она боялась конфликта и чувствовала, что он может разрушить ее. Ей пришлось прийти к соглашению со своим собственным гневом и бунтарскими чувствами.

 

Психотерапевтическое раскрытие целей сопротивления. Выше я говорил, что параллельно с анализом и уменьшением сопротивления идет другая психотерапевтическая работа. Эта другая работа требует последовательного выявления системы конструктов «Я-и-Мир» клиента.

Еще о системе конструктов «Я-и-Мир». Конечно, к пониманию того, как клиент видит себя и свой мир, психотерапевт приходит не путем прямых расспросов. Такое понимание требует спокойного наблюдения за тем, что имплицитно проявляется в самоотчетах клиента, в его отношениях с психотерапевтом и с другими людьми, в том, что он выбирает для обсуждения и что предпочитает не обсуждать в психотерапии. Одна из наиболее важных областей, требующих исследования — то, что клиент счи­тает крайне опасным. Постепенно психотерапевт выделяет некие главные особенности в представлении клиента о самом себе, в его системе ценностей, в его способе по­стижения своего мира, в том, что ему кажется источником силы или эффективности, в том, чем он стремится обладать и чего избегает и т. д.

Этот процесс больше напоминает создание портрета, чем коллекционирование связанных между собой предметов. Часто вначале проступает общая схема, затем появляются более менее детальные наброски некоторых конкретных аспектов, тогда как другие остаются, в сущности, нетронутыми. Со временем, по мере того как новые наблюдения вносят поправки в более ранние впечатления, портрет должен меняться. Собственно, он никогда не будет завершен: человеческие существа слишком сложны, слишком тонки, они постоянно находятся в процессе, так что подобная цель вряд ли является достижимой.

Экзистенциальный кризис. По мере того как продвигается работа над сопротивлением и растет понимание системы конструктов «Я-и-Мир» клиента, эти две линии будут неизбежно сближаться. Наступает опасный момент, когда может произойти конфронтация в результате фундаментальной разобщенности между системой конструктов клиента и тем, что было вскрыто в процессе отступления сопротивления. Этот момент дает богатые возможности для жизненных изменений, но он же чреват смертельными опасностями при неумелом обращении.

Абсолютно ясно, что должно произойти: один или несколько способов бытия клиента в его жизни и его мире должны умереть, чтобы дать возможность появиться новым, более здоровым и аутентичным способам. То, что должно умереть, может быть дорогим сердцу способом идентификации себя («Я всегда думала о себе как о прекрасном, внимательном к другим человеке, но теперь я столкнулась с тем, что время от времени я довольно эгоистична и даже иногда деструктивна») или это может быть погружение в пугающие возможности («Я всегда думал, что если мои жестокие и по­рочные фантазии станут известны кому-нибудь, это разрушит меня или, по крайней мере, положит конец любой надежде, что кто-нибудь захочет знать меня, а теперь я рассказываю об этих фантазиях»).

Смерть, конечно, драматичное слово, но оно наилучшим образом передает глубину этого кризиса. У клиентов часто бывают сны и фантазии по поводу смерти, в такие моменты они даже могут испытывать желание умереть или у них может возникнуть ощущение умирания, так как они интуитивно знают о смерти, которая должна наступить. Если психотерапевт глубоко присутствует в работе и во взаимодействии с личностью того, кто совершает работу (клиента, а не психотерапевта), вероятность воплощения этих импульсов в действие мала. Но их важно проработать и отнестись к ним с уважением.

Я не пытаюсь детально описать здесь психотерапевтическую работу с тем, что называется «экзистенциальным кризисом», или кризисом существования. Достаточно сказать, что если психотерапевт собирается работать в таком ключе, он обязан отдавать себе в этом полный отчет еще до наступления указанного момента и вести этот процесс с особой сензитивностью и отдаваясь ему полностью.

Можно перечислить наиболее существенные элементы работы на этой стадии. Первое — психотерапевтический альянс должен быть сильным и гарантировать клиенту поддержку. Второе — до тех пор пока прорывающееся сопротивление не будет идентифицировано как сопротивление, необходимо с уважением относиться к тому, какой путь клиент выбирает для формирования конфронтации и работы с ней. Третье — психотерапевт должен неизменно уважать автономию клиента и избегать неадекватного вторжения в проработку конфронтации. Увещевания, советы или интерпретации здесь почти всегда неуместны. Наконец, четвертое — психотерапевт должен следить за своим контрпереносом и своими личностными реакциями на конфронтацию, так как они часто оказывают влияние и на него.

Путешествие психотерапевта. Подобно карабкающемуся вверх по социальной лестнице отпрыску эмигрантского семейства, психология долгое время старалась стать «настоящей наукой», свободной от черт своих предшественниц — философии и метафизики. Она отказалась говорить на языке своих предков о «духе», «душе» и даже «воле», хотя ее родовое имя по-прежнему сохраняет смущающую приставку «психо», которая может быть переведена как любой из этих нежелательных терминов.

Можно не сомневаться, что подавляющее большинство представителей академической психологии искали возможности развестись с философией, но вместо того просто попались в плен усталой хозяйке XIX столетия — естествознанию. Принятый в то время редукционистский и детерминистский взгляд уже в основном отброшен за ненадобностью современным поколением физиков, в то время как те, кто изучает человеческие существа, держатся за него до сих пор.

Эти мысли приходят ко мне в голову, когда я думаю о неуклонном сближении глубинной психотерапии и духовной сферы. Я не слишком идентифицирую себя с «трансперсональной психотерапией», чувствуя, как я это чувствую, что люди включают в себя все, на что они способны и, следовательно, все те сферы, которые мы можем каким-то образом охватить.

Но вернусь к предмету моих раздумий. Когда я на самом деле начал осознавать произвольность наших определений себя и нашего мира, это ошеломило меня. Я, так же как и большинство из нас, вырос в уверенности, что объективный мир непоколебим и не зависит от наблюдателей. Это новое понимание открывает измерения, о которых я могу только догадываться, никогда не исследуя более, чем их самые доступные грани, и, конечно, никогда не осознавая их целиком. Волей-неволей я оказался в потемках, где мой слабый взгляд может только угадывать старые знакомые вехи, теперь необратимо измененные. Нравится нам это или нет, это есть и всегда было сферой духовного, насколько этот термин может быть использован.

Сидней Джурард заново внес слово «душа» в наш психологический словарь. Я использую слово «воодушевленость» чтобы подчеркнуть динамику, которая отражает нашу субъектность. Быть субъектом значит быть активным элементом бытия, значит быть силой, которая трансформирует потенциальное в актуальное, значит быть видящим, а не тем, кого видят, быть делающим, а не тем, кому делают, быть действующим лицом, а не куклой. Быть субъектом означает, что мы не ищем причину наших действий, так, будто объясняем, почему камень катится с горы вниз; скорее, это означает понимание, что субъект является инициатором — человеком, который столкнул с горы камень.

Воодушевленность — это та сила нашего бытия, которая толкает нас в жизнь. Наша воодушевленность проявляется в том, что у нас есть определенная направленность. Человеческие существа всегда в процессе, они идут куда-то, делают что-то. Человческие существа, человеческие субъекты никогда не являются пустыми, по-настоящему инертными. Глава 12 развивает эту идею дальше, поскольку в ней понятие «душа» идентифицируется как динамика, которая придает импульс нашей интенциональности.

Когда мой клиент слой за слоем снимает сопротивление, и я, психотерапевт, помогаю ему, мы очень близко подходим к лишенной оболочек душе. Когда вместе мы осознаем открытость бытия (исходя из произвольности всех определений в мире), тогда наступает трепетный момент осознания предельной свободы. Об этом моменте Аллан Уотте писал: «Там, где он ожидал найти конкретную правду о самом себе, он нашел свободу, но ошибочно принял ее за простое ничто». Это поражающее осознание слишком легко уходит, не давая нам постичь его полный смысл, который может сокрушить нас (и, возможно, разрушить наш комфортный мир).

Невозможно предсказать, что будет делать клиент в такой момент. Конечно, как уже было сказано выше, существует некоторая незначительная вероятность суицида.

Также есть вероятность важного изменения в жизни, а наиболее вероятные события — изменения в карьере, развод или женитьба, смена окружения и стиля жизни.

Эти и многие другие моменты позволили мне понять ограничения, присущие детерминистской точке зрения. Клиенты, осознававшие в той мере, в какой они способны, открытость своих возможностей, могли превосходить наши самые оптимистичные прогнозы, продвигаться вперед или отступать, выбирать новизну или цепляться за старые пути и полностью или недостаточно использовать психотерапевтические возможности. Они делали все это исключительно исходя из своего собственного духа или его отсутствия.

Автономность клиента не освобождает нас, психотерапевтов, от обязанности делать все, что в наших силах, чтобы побудить клиентов максимально полно использовать возможности психотерапии. Мы должны видеть перспективу и сохранять смирение перед конечной автономией клиента. Если мы, психотерапевты, открыты, нам приходится снова и снова удивляться, обнаруживая, что все, свалившееся на наших клиентов в жизни, — это только часть того, что отбирает у них силу. Чем сильнее их конфронтация со своим сопротивлением и свободой выбора, тем более удивительна их способность делать выбор.

Исходя из этого, можно сказать, что почти неощутимо мои клиенты отвратили меня от позиции преданного агностика и превратили в своего рода верующего, который не знает точно, во что он верит, но с каждым днем все больше убеждается, что это то самое «нечто большее», веря во что и основывая на чем свои усилия, мы поступаем верно.

Концепция«Параллерирования»

Параллелирование — это способ рассмотрения содержания, обсуждаемого в психотерапевтической беседе. Оно помогает лучше понять это содержание и использовать его развитие в ходе интервью для формулирования догадок об интенциях пациента, о качестве отношений между психотерапевтом и пациентом и о желательном течении беседы.

 

Сколько внимания посвящать имплицитному

Когда мы говорим о влиянии на субъективное, то в первую очередь (но не исключительно), мы обращаем внимание на то, что собеседники говорят открыто и ясно.В данном случае, я не стремлюсь к формализму, не хочу жестко определять, что следует и не следует учитывать, размышляя о параллелировании. Когда неявные элементы переживаний пациента проявляются уже достаточно четко, их, конечно же, нужно принимать во внимание. Любое демонстрируемое переживание обладает ценностью, если есть способы наблюдать его на разных уровнях — от очевидных букварных описаний, до случаев, требующих тонких умозаключений. Параллелирование наиболее полезно, когда мы работаем на полюсе очевидного. Другие параметры (например, соотношение объективность/субъективность в главе 9) более продуктивны, когда внимание в основном уделяется скрытому.

Невысказанные значения можно подразумевать или выводить логически, и, конечно же, они важны для психотерапевтической задачи; однако в этом разделе мы обращаемся к ним только в случае, если их очень легко заметить — например, когда пациент рыдает, смеется, страшно злится или еще каким-то образом ясно демонстрирует свое внутреннее переживание (но, возможно, четко его не называет). Последующие главы посвящены более тонким параметрам. Есть нечто парадоксальное в том, что такое ограничение наших наблюдений (только через призму параллелирования) помогает нам проследить, как формулировка ответа может воздействовать на более тонкие элементы взаимодействия пациент—психотерапевт.

Когда мы говорим об эволюции субъективного, мы используем введенную ранее организующую идею о сходстве или различиях между двумя участниками: насколько они «параллельны» друг другу. Приведем отрывок психотерапевтической беседы, который мы может использовать для иллюстрации этого процесса.

 

Эпизод 5.1

Клиент — Гарри Фордайс, психотерапевт — Дороти Тейлор

К-1. Я знаю Билла пятнадцать лет, у нас были свои взлеты и падения, но я знаю, что он меня всегда поддержит.

П-1. Билл — это парень, про которого вы знаете, что можете на него положиться?

К-2. Точно! Я хочу сказать, что у меня много друзей, и со многими из них можно классно поддать, если вы понимаете, о чем я. Но Билл — это нечто большее, и у нас с ним по-другому.

П-2. Он не просто хороший приятель, он для вас особенный человек.

К-3. Да. Мне бы хотелось, чтобы у меня было больше таких друзей. Ну, например, кое-кто с работы. Я имею в виду, что они в порядке, и некоторые очень дружелюбны и все такое, но они просто кажутся... Ох, я не знаю, просто это не мой тип людей.

П-3. Несмотря на то что люди на работе, в общем, ничего, вам кажется, что это не тот тип людей, к которому вы можете испытывать теплые чувства, да?

К-4. Ага, так. Я не могу представить ни одного человека, с которым мог бы пойти на охоту или поехать за город. (Пауза.) Разве что с новой секретаршей (смеется), но, мне кажется, ее муж будет возражать.

П-4 (улыбаясь). Да, наверное. А как ваша жена отнесется к такой идее?

К-5 (смеется). Да она меня придушит, это точно. Но поймите меня правильно — я не из тех, кто ходит на сторону. Мне достаточно моей жены.

П-5. Конечно, я понимаю. Но вернемся к людям на работе: вы ничего не сказали о своих начальниках. А они как?

К-6. Ой, они нормальные. Бад Спенсер — тот парень, которому я, в основном, докладываю — хороший человек, работу знает и действительно старается быть справедливым ко всем.

П-6. Вы говорите, что Спенсер в порядке, но я не чувствую у вас большого энтузиазма по его поводу.

К-7. Да, верно. Энтузиазма нет. Поймите, в нем нет ничего плохого, просто он не тот человек, с которым я мог бы по-настоящему сблизиться.

П-7. А как вы думаете, почему?

К-8. Ну, честно говоря, я не уверен. Я просто не могу представить, как мы вдвоем слегка расслабляемся. На мой вкус, он какой-то слишком нервный.

П-8. Тебе нравятся те, с кем вы могли бы время от времени расслабляться. А он таким не выглядит, так?

К-9. Верно. Не думайте, что я устраиваю дебоши и все такое. Просто люблю расслабиться слегка после рабочей недели. Вы понимаете, о чем я?

П-9. Не уверена. Объясните мне получше.

К-10. Ну, вы знаете, пойти в местный паб, пропустить с приятелем пару кружек. Может, поиграть немного в карты, поговорить о наших машинах. Так, по-тихому.

П-10. Вы хотите сказать, что никогда не устраиваете шумных кутежей?

 

На рис. 5.1 этот разговор представлен в виде диаграммы — насколько участники разговора были параллельны (соответствовали) друг другу. Если мы посмотрим на линии, соединяющие реплики пациента и ответы психотерапевта, мы увидим, что первые две реплики каждого идут бок о бок. До этого момента они параллельны. Затем пациент изменил тему — от «друзей» перешел к «коллегам по работе» (К-3). Психотерапевт поддержала новую тему (П-3), и мы говорим, что она следует в параллель с пациентом. В следующей реплике (К-4) пациент возвращается к теме «друзья», но психотерапевт в этот момент, кратко отметив эту тему, сдвигает фокус на жену пациента («семья», П-4). Теперь пациент отвечает в параллель психотерапевту (К-5), но психотерапевт снова переключает внимание на «начальников» (П-5) и на этой теме они остаются параллельны друг другу на протяжении трех реплик каждого. В конце пациент переходит на виды «отдыха», которые он предпочитает (К-9), и психотерапевт следует этой теме.

Теперь ясно, что термин параллелирование используется для описания целого ряда ответов, среди которых только некоторые геометрически параллельны друг друг}. Мы можем то же самое сказать о таком, например, понятии как «скорость» — мы говорим «скорость», когда транспорт еле-еле проползает милю в час, и употребляем то же самое слово, говоря о сверхзвуковых истребителях. Или когда мы говорим о том, что пациент представил «истинную проблему», мы можем при этом думать как раз о недостатке истинности. Так и параллелирование — понятие буквально применимое только к одному полюсу шкалы, но используется оно не на всем континууме.

 

Был ли этот диалог хорошей психотерапией? Не знаю, потому что не знаю, для чего пришел клиент, была ли это 1-я встреча, 15-я или 115-я, как не знаю еще множеств; вещей, которые необходимо знать, чтобы судить ответственно. Если это была 1-я сессия и клиент еще достаточно наивен относительно психотерапии и еще нервничает ] кабинете у психотерапевта, тогда, похоже, все очень неплохо, хотя в конце отрывка психотерапевт, пожалуй, слишком торопится (П-10). Если это была 15-я сессия у данного пациента, то я бы с некоторой тревогой отметил, что мы все еще находимся на уровне поддержания контакта (см. главу 2). В этом случае я бы не стал поддерживать шутку о секретарше и жене пациента (П-4 и -5), стараясь, вместо этого, побудить его двигаться хотя бы на стандартный уровень.

 

Еще о значении понятия «параллелирование»

Я использую термин «параллелирование», чтобы обозначить, насколько один ее собеседник (психотерапевт или пациент) формулирует содержание того, что он говорит, примерно в том же русле, что и предыдущее высказывание собеседника. Когда они говорят об одном и том же и используют близкие слова, мы можем сказать, что они «идут в параллель» или «параллельны друг другу». Когда они не так сильно совпадают, мы говорим, что в разговоре мало параллелирования.

Как мы уже отметили выше, параллелирование не является ни желательным, ни отвергаемым атрибутом психотерапевтического интервью — это просто измерение, которое можно исследовать, чтобы глубже понять, каким образом двое участников делают свою работу. Есть моменты, когда психотерапевту следует в основном параллелировать — например, в начале работы, когда он старается как можно меньше вторгаться в то, как сам пациент представляет свои заботы. В другие моменты психотерапевт может захотеть заметно отойти от параллельности — когда пациент бесконечно «пережевывает» одно и то же и нуждается в помощи, чтобы вырваться из круга сопротивления.

Очевидно, что разные цели требуют разной степени сходства, но так же очевидно, что для психотерапевта важно знать, насколько он и его партнер «вместе» в данный момент и насколько данная степень параллельности работает на их цели.

Пациент в параллели с психотерапевтом. Внимательный психотерапевт может использовать параллелирование двумя способами: а) он, как было показано, модулирует свой вклад, приводя его в соответствие с потребностями работы; б) в то же самое время он следит за участием пациента, чтобы улавливать увеличение или уменьшение вербального соответствия поведению психотерапевта. На практике оба эти вида полезной деятельности в основном находятся в предсознании и оказываются в центре осознавания только в том случае, если происходит какое-то значительное изменение или к ним обращаются специально.

Выгода от внимания к параллелированию. Осознание паттернов параллелирования часто помогает почувствовать поворотные моменты в разговоре еще до того, как они становятся очевидны. Эти ранние признаки появления тенденций участия пациента могут облегчить работу интуиции психотерапевта и дать какие-то намеки на то, что может быть в данный момент неочевидно, но при этом нуждается в пристальном внимании. Например, снижение параллельности участия пациента может служить ранним предупреждением о том, что у него есть импульсивное желание уйти или начать сопротивляться. С другой стороны, ослабление противодействия часто служит предзнаменованием того, что сопротивляющийся пациент начинает сближать свои вы­сказывания с высказываниями психотерапевта.

Чуткое использование параллелирования позволяет психотерапевту почти незаметно вести разговор в нужном направлении. Это особенно полезно, когда человек глубоко погружен в процесс (на уровне «критических обстоятельств»), когда не хо­чется мешать его сосредоточенности на внутреннем. В такие моменты мягкое модулирование параллелирования может сделать большой вклад в психотерапевтический процесс, не мешая включенности пациента.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.