Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэтому до начала проектирования необходимо определить главные, желаемые качества интерьера.






Значительную часть интерьеров с использованием средств монументально-декоративного искусства составляют интерьеры культурно-просветительных и научных учреждений (Дома культуры, библиотеки, школы, высшие учебные заведения, театры, кинотеатры, научно-иссле­довательские и проектные институты), а также административных зда­ний. Оправдано ли это?

Многие из указанных типов зданий (соответственно и их основные помещения) имеют общую основную функцию — служат целям обра­зования, накопления или создания научной информации.

Помещения, в которых люди учатся, создают научные ценности — рабочие помещения. В них, по существу, не должно быть ничего, что мешало бы сосредоточению внимания, наоборот, организация их ин­терьера должна способствовать лучшему выполнению основной функ­ции. Следовательно, назначение рабочих помещений в зданиях куль­турно-просветительного профиля не требует применения в них произ­ведений монументально-декоративного искусства, как и других пред­метов, отвлекающих внимание от основной работы. Но это касается лишь рабочих помещений: классов, аудиторий, читален, лабораторий и т. п. Человек, как известно, не может работать без отдыха, без пере­рыва, во время которых с целью восстановления физических и духов­ных сил он должен находиться в отведенных для этого помещениях или на открытом воздухе. Поэтому интерьеры универсальных залов, рек­реационных помещений—холлов, фойе и пр.— должны способствовать хорошему отдыху, возбуждению положительных эмоций. В таких поме­щениях представляется возможным использовать средства монумен­тально-декоративного искусства, поскольку они облегчают выполнение функции по организации отдыха, повышению работоспособности, улуч­шению настроения, эстетическому и идеологическому воспитанию. При­меров использования средств монументально-декоративного искусства в зданиях культурно-просветительного, научного и административного профиля много (Дом кино, Дом пионеров, Инсти­тут электронной техники, Главный вычислительный центр Госплана в Мос­кве, Дом знаний в Ташкенте, Дом профсоюзов и Государственной цент­ральной библиотеки Литовской ССР в Вильнюсе, Рижский концертный зал и др.) и за рубежом (Высшая техническая школа в Братиславе, театр в Ингольштате, школа в Мангейме, Королевский колледж в Лондоне, библиотека университета в Пуэрто-Рико, театр «Иорге-Негрете» в Мехико, здание ООН в Нью-Йорке, здание ЮНЭСКО в Пари­же, административное здание в Дакаре, ратуша в Торон­то и др.). Однако иногда использование произведений монументального искусства противоречит функциональной логике.

Например, в вестибюлях и фойе кинотеатров нередко можно ви­деть то керамические панно, то сграффито, металлопластику или даже витраж. Сначала это кажется приемлемым: в помещениях, где люди отдыхают, ожидая начала киносеанса или других мероприятий, они име­ют время и возможность осмотреть и оценить произведения искусства, получить эмоциональное наслаждение. Тем не менее возникает вопрос: может ли быть оправдано соседство двух совершенно различных видов искусства (динамичного — кино и статичного, неподвижного — монументально-декоративного), не противоречат ли они друг другу, особенно если иметь в виду постоянно меняющееся тематическое содержание демонстрирующихся кинолент. В данном случае, когда речь идет о ки­нотеатрах, не трудно заметить явное противоречие между постоянно присущим интерьеру, не меняющимся, произведением монументально­го искусства и постоянно меняющейся тематикой кинематографа. В ин­терьерах кинотеатров решающее значение имеют необходимая для киноискусства реклама, наглядная информация, а она должна меняться в соответствии со сменой демонстрируемых фильмов. Таким образом в вестибюлях и фойе кинотеатров целесообразно размещать экспози­ции, рекламные плакаты и другие информационные и вместе с тем художественные элементы, которые, естественно, не требуют соседства произведений монументально-декоративного искусства и при умелом, использовании позволяют создать высокохудожественные, интересные и, главное, полностью соответствующие специфике кинотеатров ком­позиции. Другую и самую значительную часть всех новых интерьеров, в которых использованы произведения монументально-декора­тивного искусства, составляют интерьеры предприятий торгово-бытового обслуживания, включая и предприятия общественного питания.

Характерно, что и среди новых, значительных интерьеров, в кото­рых использованы монументально-декоративные произведения, были интерьеры предприятий общественного питания (например, кафе «Не­ринга» в Вильнюсе, построенное в реконструированном здании на про­спекте Ленина в 1959 г.).

Поскольку в Литве никаких общереспубликанских или общегород­ских органов, координирующих размещение и архитектурно-художест­венное решение интерьеров с учетом градостроительной основы не было, создались условия для одностороннего и непланомерного роста количества интерьеров предприятий общественного питания с примене­нием средств монументально-декоративного искусства. Средства, затрачиваемые на создание таких интерьеров, выгодных по эстетическим и коммерческим соображениям, быстро окупаются. Возможности со­здания высокохудожественных интерьеров для зданий других функцио­нальных групп были (и в значительной степени остались) гораздо скромнее, поскольку помимо иных причин такие здания строили, как правило, по типовым, не допускающим отклонений, проектам. Финан­сирование осуществлялось в основном за счет средств, выделяемых на капитальное строительство в республике; Их обычно не хватало на использование в интерьерах произведений монументально-декоратив­ного искусства.

Опытом строительства подтверж­дается, что проектные и финансовые вопросы решаются легче при про­ектировании интерьеров предприятий общественного питания, где тре­буется создать уют, удобство и красоту с помощью всех возможных композиционных средств, включая произведения монументально-деко­ративного искусства (рис. 1). К тому же необходимо учитывать осо­бенности каждого типа предприятий общест-

Рисунок 1

венного питания. Например, в интерьерах буфетов и закусочных, обычно небольших по габаритам, нет смысла использовать средства монументально-декоративного искус­ства: посетители не имеют достаточно времени, чтобы их осматривать и оценивать.

Столовые общие, диетические, детские и пр. имеют свою специфику. Они повседневно обслуживают массы посетителей и рассчитаны на более длительное пребывание в них людей. Это обстоятельство уже позволяет создавать в столовых большой комфорт. Следует иметь в виду и то, что столовые иногда в вечернее время или в праздничные дни выполняют функции кафе.

Рестораны и кафе помимо удовлетворения потребностей населения в питании предоставляют условия для культурного отдыха посетителей (беседы, музыкальные и эстрадные выступления и др.), что обуслов­ливает особо высокие требования к обслуживанию и интерьеру. Естественно, что для использования средств монументально-декоратив­ного искусства в интерьерах ресторанов и кафе достаточно оснований. Но вместе с тем имеет значение соответствие содержания и характера использования произведений искусства месту их расположения. Кафе могут быть специализированы как по ассортименту блюд, так и по кон­тингенту посетителей (кондитерское, молочное, мороженое, детское и др.), что, безусловно, нельзя не учитывать при выборе композицион­ных средств для интерьера. Интерьеры зданий торговли (прежде всего торговые залы) в сочетании с фасадами, витринами, рекламой нужно решать, учитывая комплекс требований по экономике, психологии, эсте­тике, физиологии и гигиене, и выполнять при этом одну основную зада­чу— создавать наиболее благоприятные условия для осмотра, выбора и покупки товаров и для труда обслуживающего персонала. Покупа­тель приходит в магазин с единственной целью — выбрать и купить нужную вещь. Он обращает внимание на товары, ищет то, что ему нуж­но. Следовательно, архитектурно-пространственная организация интерь­ера и распределение в нем товаров должны служить именно этой цели—помочь покупателю быстро сориентироваться, получить инфор­мацию, найти нужный товар. Поэтому главное место в магазине должен занимать товар. Кроме товара, соответствующей информации и хоро­шо подобранной рекламы ничто не должно отвлекать внимания посети­теля. Если в интерьер магазина удачно вкомпоновать произведение монументально-декоративного искусства, соответствующее по сюжету или иным показателям торговой теме, оно все же будет отвлекать вни­мание посетителей на себя и затруднять осуществление главной функции интерьера. Фактор времени, особенно если покупатель спешит, также имеет большое значение. Если посетитель магазина не имеет возмож­ности обращать внимание на произведения искусства, то вообще теряет смысл использование их в интерьере торговых помещений. Из этого следует, что применение средств монументально-декоративного искус­ства в интерьерах торговых залов нецелесообразно, так как противо­речит их основной функции и фактору времени посетителя. Не исклю­чается, что при некоторых обстоятельствах эмоционально-эстетические факторы могут способствовать лучшему восприятию самобытности, спе­цифики или художественной ценности выставленных для продажи изде­лий (сувениров, товаров, драгоценностей и т. п.). В таких случаях допу­скается наряду с чисто архитектурными средствами умело использовать и соответствующие произведения монументально-декоративного искус­ства (рис. 2).

За рубежом в многофункциональных торговых центрах, шопинг-центрах, супермаркетах (например, в Брюсселе, Токио, Нью-Йорке, Гам­бурге), обслуживающих по нескольку десятков тысяч посетителей в день и образующих интерьеры — кварталы с различными по назначе­нию магазинами, банками, ресторанами, зонами отдыха, прогулочными аллеями и выставками товаров, используются многие средства, в том числе и монументально-декоративные, рассчитанные на создание обста­новки, позволяющей посетителю немного отвлечься от напряженного ритма городской жизни.

Вопрос о целесообразости использования произведений монумен­тально-декоративного искусства в интерьерах промышленных зданий почти не изучен. Научно-технический прогресс выдвигает ряд проблем взаимодействия человека с машиной и рабочей средой. Одна из них — степень соответствия архитектурно-пространственной среды и техноло­гического оборудования промышленных зданий и сооружений психо­физиологическим особенностям работников. Интерьеры и оборудова­ние должны отвечать эстетическим требованиям, положительно влияя на психику

Рисунок 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.