Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Градостроительная основа проектирования интерьеров с использованием средств монументально- декоративного искусства






В современной советской архитектуре градостроительные проблемы стали главными. Постепенная реконструкция старых городских районов и тем более застройка новых выполняются по проектам, которые учи­тывают соответствующие требования не только настоящего времени, но и более отдаленной перспективы. Градостроительная основа стала обя­зательной в архитектуре, в том числе и при создании интерьеров обще­ственных зданий. Однако до сих пор вопрос о значении градостроительной основы для проектирования интерьеров общественных зданий не изучен. Хотя и опубликованы отдельные работы по организации сети предприятий общественного питания и не­которых других учреждений, все они ограничиваются рассмотрением утилитарно-функциональных вопросов исходя из условий строительства новых городов, микрорайонов и пр. Действующие правила и нормы про­ектирования также касаются лишь чисто функциональных вопросов. Но, как показывает практический опыт, игнорирование градостроительной основы при разработке интерьеров общественных зданий приводит и к функциональным ошибкам, и к случайным архитектурно-планиро­вочным и художественным решениям, в том числе к неправильному ис­пользованию или снижению эффективности использования средств мо­нументально-декоративного искусства. Этот вопрос приобретает также актуальность при проектировании интерьеров для существующих зданий общественного назначения и при реконструкции отдельных объектов и районов города.

В Литве, например, по данным 1966 г. новые интерьеры зданий об­щественного назначения, в которых использованы средства монумен­тально-декоративного искусства, были сосредоточены в основном в больших городах республики, в первую очередь в Вильнюсе и Каунасе (57%); 47% интерьеров принадлежало предприятиям общественного пи­тания; 33 % — культурно-просветительным учреждениям, промышлен­ным зданиям и гостиницам; 20%—торговым предприятиям.

В 1969 г. 45% составляли интерьеры предприятий общественного питания, 39 %— интерьеры культурно-просветительных учреждений, промышленных зданий, институтов и больниц, 16% — интерьеры тор­говых предприятий.

Большинство новых интерьеров, в которых использованы произведе­ния монументально-декоративного искусства, находятся в центральных частях городов, на главных улицах.

Нагляднее всего это проявилось при постепенной реконструкции центральной улицы города Каунаса — Лайсвес аллеи. Эта прямая, дли­ной 1 км улица, сформировавшаяся во второй половине XIX в., до сих пор в значительной степени сохранила старый архитектурный облик: разнообразные по назначению, величине и архитектурному решению здания, большая плотность застройки, значительное количество сравни­тельно небольших, рядом стоящих различных магазинов, ателье и пред­приятий общественного питания. Начиная с 1960 г. на Лайсвес аллее бы­ло особенно много реконструировано зданий общественного назначе­ния и интерьеров. Они приобрели современный вид, стали красивее и удобнее. Однако со временем все более очевидным становится от­сутствие продуманного и комплексного подхода к решению интерьеров. Многие интерьеры, особенно в торговых учреждениях, и после рекон­струкции остались небольшими по размерам, не обеспечивают хороших условий для организации торговли современными методами и хранения товаров, недостаточно удобны для самих работников и для покупате­лей. К тому же в малом пространстве (разного назначения) очень трудно, а иногда просто невозможно применить произведения декора­тивного искусства, несмотря на то что в ряде случаев их использование бывает весьма желательным.

Почти все новые интерьеры центрального района Каунаса, в которых использованы про­изведения монументально-де­коративного искусства, сосре­доточены на Лайсвес аллее. Организующим, доми­нирующим элементом на Лайсвес аллее является Галерея витража и скульптуры Литов­ской ССР (бывший Гарнизон­ный собор), расположенная на пересечении с улицей Гедиминаса в центре площади И. Билюнаса. Галерея — большой центр монументального искус­ства республики, соседство с которым должно учитываться при проектировании интерь­еров для зданий центральной части города. Однако галерея была открыта в 1965 г., а мно­гие интерьеры зданий общест­венного назначения на Лайсвес аллее созданы раньше и, без­условно, без учета влияния бу­дущей галереи. Здесь частич­но сказались недостатки в раз­мещении и решении интерь­еров, обусловленные недо­оценкой градостроительной основы.

Как предусмотрено гене­ральным планом города, зда­ния, расположенные на Лайсвес аллее, сохранят свои функции (административные, культурные и торговые) и в будущем. Реконструкция интерьеров была проведена не комплексным, а выборочным методом в первую очередь в тех общественных зданиях, которые оказались в худшем состоянии. При проектировании одного интерьера не было известно, какой интерьер будет в соседнем здании, а также не учитывались уже существующие рядом интерьеры, их назначение и архитектурно-композиционные особенности.

Это нельзя признать положительным явлением, так как бессистем­ное распределение таких сильных средств архитектурно-художествен­ной выразительности, как монументально-декоративное искусство, вряд ли оправдано и по существу ошибочно. Подтверждается это и приме­ром Лайсвес аллеи, где нет дифференциации интерьеров по вырази­тельности с учетом места, назначения, объема, темы и характера сосед­них интерьеров, снижается эффект использования произведения монументально-декоративного искусства, тем более что в некоторых интерь­ерах они размещены, как показывают исследования, неудачно. Следо­вательно, в полной мере не достигается цель, ради которой, собствен­но, и были использованы средства монументально-декоративного ис­кусства в интерьерах.

Подобные недостатки в равной степени, вероятно, имеют место и в других городах. В одном из пособий по проек­тированию сказано, что «в целях планомерной организации сетей обслу­живания населения следует разрабатывать специальные схемы разме­щения предприятий для каждого вида обслуживания, в том числе пред­приятий общественного питания. Такие схемы должны быть составной частью проекта детальной планировки жилых районов, а генеральный план города должен иметь общую схему дислокации предприятий общественного питания. При размещении строительства отдельных объ­ектов надлежит придерживаться указанных схем». Эти указания, как уже было отмечено, касаются лишь функционального распределения предприятий и никак не влияют на архитектурно-художественную выра­зительность их интерьеров. Тем не менее, учитывая недостатки, выяв­ленные практикой, необходимо, вероятно, разрабатывать специальные комплексные схемы, в которых наряду с обоснованным и равномер­ным распределением интерьеров зданий обслуживающего назначения следует предусматривать принципиальное (не детальное) решение архитектурно-художественных вопросов, определять стилевую характе­ристику и степень использования произведений монументально-декора­тивного искусства в зависимости от назначения каждого интерьера, его места, объема (вместимости), тематической направленности и с учетом композиционных особенностей соседних интерьеров.

Такое мероприятие, будучи достаточно гибким, способствовало бы более целесообразному использованию средств монументально-деко­ративного искусства в интерьерах зданий общественного назначения, исключало бы возможность стихийных, необдуманных решений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.