Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры






 

В настоящей хрестоматии представлены для изучения первоисточники (памятники, тексты) культуры. Для того, чтобы понять их значение, выработать метод работы с ними, следует прежде всего выяснить, что такое культура.

Всё, что есть в мире, относится либо к природе, либо к духу. Носителем духа является человек. И хотя бытие человека имеет природную сторону, все же сущностью его является дух. Дух функционирует, во-первых, в пределах отдельного человека как его душа. Благодаря душе человек выделяется из природы, познает ее и господствует над ней. Во-вторых, дух функционирует в отношениях между людьми, задавая правовые и моральные нормы, сплачивая людей в семью, в гражданское общество, в государство. Это – общественный дух. И наконец, в-третьих, дух сосредоточивается на себе и начинает творить. Этот творческий дух и называется культурой.

Душа человека и общество – предпосылки культуры. В них дух еще связан с природными потребностями человека, ставит себе внешние цели и поэтому до конца не свободен. Только в культуре дух обретает полную свободу, а человек – смысл своего бытия. В культуре человек раскрывает, развивает свою духовную сущность, а в этом и состоит назначение человека. Поэтому культура самоценна, а ее творения называются ценностями.

Творение культуры создается определенным человеком (автором) и несет на себе отпечаток его индивидуальности. Оно также отражает характер какого-либо народа и конкретной исторической эпохи, – той среды, в которой оно возникло. Но при этом оно выражает прежде всего всеобщую закономерность духа и поэтому является ценностью общечеловеческой.

Творческий дух (культура) существует в трех формах: в форме искусства, в форме религии и в форме науки. Поскольку это формы единого духа, они связаны и образуют систему культуры. Философия, являясь высшей ступенью науки, завершает и осмысливает культуру как целое.

Возвышаясь над индивидуальной и общественной жизнью, культура в то же время определяюще действует на них. Культурные ценности дают отдельному человеку ориентиры для существования: образцы красоты, добра, истины – мировоззрение. Народ черпает из культуры принципы своих правовых и моральных норм, выводит цели своего исторического движения. Иными словами, народу культура дает идеологию.

Как и все духовное, культура вовлечена в процесс временного развития – в историю. Будучи всечеловеческой по сути, она и в истории представляет собой мировой, наднациональный процесс.

Однако каждый этап развития культуры связан с определенным народом. Народы не возникают одновременно. Каждый из них зарождается, достигает духовной зрелости и уходит со сцены всемирной истории в определенное время. При этом каждый народ сначала усваивает культурные ценности, выработанные предшествующими народами, затем вносит в культуру свой вклад и наконец передает эстафету творческого духа молодым народам. Так начало историко-культурного процесса мы связываем с китайцами, индийцами, вавилонянами, персами, финикийцами, египтянами, евреями. Преемником Востока становится греческий народ, совершивший революционный прорыв в духовном творчестве. На его плечах стоят германские народы (немцы, французы, англичане и др.), сформировавшие ближайший к нам пласт мировой культуры. Наконец, новейшие метаморфозы культуры связаны с активизацией славянского этноса и прежде всего – русского народа.

В своем мировом развитии культура проходит несколько этапов. На каждом из этапов многообразие культурных явлений подчиняется одному смыслообразующему началу – принципу, идее. Такое скрепленное принципом духовное целое, ограниченное временными рамками и связанное с жизнью определенного народа (или нескольких народов), называется историческим типом культуры. Что касается выявленных нами форм культуры (искусства, религии и науки), то они наличествуют в каждом историческом типе. Однако степень проявленности этих форм, их содержание, специфика отношения друг к другу, характер влияния на индивида и общественную жизнь различны в каждом типе.

Рассмотрим все типы культуры в их исторической последовательности.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ [1]

Этот тип соответствует Архаике, Первобытному обществу. Это доисторический период человечества. Союзы людей еще не образуют государств, а оформляются по природному, родоплеменному принципу. Культура еще не постигается ее носителями как нечто отличное от их физиологического бытия. Она даже не имеет письменности – лавного механизма самосохранения и передачи. Начало этого незавидного прошлого скрыто во мраке тысячелетий и сопряжено с тайной происхождения человека. С уверенностью можно сказать только то, что к III тыс. до н. э. некоторые сообщества, населявшие Азию и Северную Африку (цивилизации Древнего Востока), первыми смогли выйти из этого варварского состояния и тем самым дали импульс действительной истории культуры.

Принцип культуры Архаики – природность. Творческий дух не отличает себя от природы, выражает себя в ее вещах, свойствах, процессах, силах. На этом этапе духовное выступает для человека только как чудесное в природе. Венцом архаического духовного творчества является мифология. Формы культуры (искусство, религия и наука) присутствуют в мифе, но лишь в зачаточном состоянии, не различаясь друг от друга. Эта начальная нерасчлененность духа называется синкретичностью.

Этот тип исторически соответствует Древнему Востоку и длится с III по середину I тыс. до н. э. Его принцип – природно-духовный эклектизм. Творческий дух отличает себя от природы, но вместе с тем и заимствует ее формы для самовыражения. Духовные и природные образы (понятия) непосредственно переходят друг в друга, смешиваются. Отсюда парадоксальное непосредственное сочетание противоположностей в восточной культуре: возвышенного и низменного, человеческого и животного, свободного и рабского.

Вместе с неопределенностью духовного содержания в этом типе имеется и неопределенность форм культуры. Искусство, религия, наука уже наметились, но не получили самостоятельности. Они непосредственно переходят друг в друга и смешиваются, некритически включают в себя элементы мифологии – наследия Архаики.

Духовному эклектизму Востока соответствует и его этнический плюрализм. Этот тип культуры осуществляется множеством народов, каждый из которых выражает лишь его отдельные стороны.

 

Пестрота Востока переходит в изящную простоту греческой художественности. У греков впервые творческий дух освобождается от природности и находит адекватную себе, чисто духовную форму выражения – форму прекрасного. Принцип этого типа культуры – красота. Творческий дух, ставший на свою основу, дает самостоятельность своим формам: искусству, религии, науке. С греков каждая из этих форм начинает свою собственную историю в истории мировой культуры.

У греков все три формы культуры пронизаны идеей красоты. Но поскольку адекватно красота выражается только в искусстве, то именно оно становится главенствующей формой культуры. Эстетический тип культуры совпадает с Античностью (начало I тыс. до н. э. – середина I тыс. н. э.).

Римляне (тоже античный народ), с одной стороны, создали цивилизацию, внутри которой продолжал развиваться греческий дух (Римскую империю, Римско-эллинистический мир), с другой – разложили этот дух своей рассудочностью, тем самым подготовив новый тип культуры.

 

Этот тип осуществляется в Европейском Средневековье (начало I тыс. – середина II тыс.). Культурой правит идея христианского Бога – абсолютного, духовного, трансцендентного (потустороннего), но открывающегося человеку существа. Религия занимала существенное место и в предыдущих типах культуры, но не выполняла функцию исключительного формообразующего начала. В христианстве религиозное сознание достигло своего совершенства, синтезируя все истинные моменты предшествующих религий. Развитая религия получила возможность тотального господства в культуре. Искусство и наука Средневековья пронизаны христианской идеей и сориентированы на религию.

 

Этот тип культуры развивается с середины II тыс. (с эпохи Возрождения) и соответствует периоду Нового времени в политической истории. Он еще не завершен. Мы пребываем в рамках этого типа культуры. Его принцип – абсолютность человеческого мышления. Поскольку самостоятельное мышление культивируется прежде всего наукой, то именно она становится определяющей формой культуры. Искусство и религия рационализируются. При этом религия теряет роль духовного поводыря народов и уходит в сферу частной жизни и привычки. Наука создает свою картину мира, оснащает человека техникой, разрабатывает технологии управления обществом. Философия – эта всеобщая наука – выявляет скрытые основания (предпосылки) науки, осознает смысл собственного исторического развития, открывает свой предмет – абсолютное мышление (разум), ставит и решает вопрос о культуре в целом. Только в этом типе культуры становится возможной и необходимой культурология – философское учение о культуре.

Зародившись в среде западноевропейских народов, рационализм, с одной стороны, переходит на запад через океан и создает американскую цивилизацию. С другой стороны, порождая идею коммунизма, рационализм движется на европейский восток, вовлекая Россию в мировой культурный процесс. В доктрине коммунизма впервые провозглашается и обосновывается научно-философская идеология. В этом величайшее значение коммунистической идеи, хотя осуществление ее на русской почве носит еще формальный, а потому и ограниченный характер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.