Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеология и религия






Психоло­гическую основу религии образует вера, а идеологии — формальное принятие. Здесь нет возможности подроб­но описать состояние веры. Ограничусь коротким заме­чанием. Состояние веры есть некое первоначальное психическое состояние человека, не предполагающее никаких логических доказательств и эксперименталь­ных подтверждений тех положений, в которые верят, и не предполагающие также внешнего принуждения. Это - внутренняя предрасположенность «признать» нечто как существующее, истинное, должное. Вера есть одна из способностей человека, на основе которой выраста­ет способность к религиозному состоянию психики и к религиозным формам поведения. Формальное же при­нятие идеологии не предполагает необходимым обра­зом веру в истинность её постулатов и обещаний, хотя такая вера и возможна. Оно может оставлять души людей холодными и равно­душными к тому, что принимается. Идеология прини­мается разумом и из осознанного или подсознательно­го расчёта последствий своего поведения и лучших ус­ловий жизни. Религия проникает в души людей и проявля­ется в их поведении. Идеология есть чисто внешнее средство в поведении людей, а не само поведение. Идеология даёт им направле­ние и оправдание. Она не входит в души людей. Нет внутренней потребности в идеологии. Если допустить, что власти не настаивают на признании и на официальном подтверждении этого признания, люди вскоре бы забыли об идеологии. Это не недостаток иде­ологии, но и не достоинство. Религия тоже имеет аппа­рат, аналогичный идеологическому, — церковь. Но потребность в религии породила церковь. В случае же с идеологией, наоборот, аппарат идеологии навязыва­ет людям идеологию как средство осознания соответ­ствия индивида обществу.

Прежде всего не следует идеализировать религию. Нет абстрактной религии, есть конкретные формы рели­гий. В России, например, это были православие, мусуль­манство и другие формы. И было бы в высшей степени несправедливо отрицать положительную роль антирели­гиозной деятельности советской власти в прошлые годы. Эта деятельность имела огромное просветительское зна­чение. Она высвободила многомиллионные массы насе­ления из пут религиозного мракобесия. Антирелигиоз­ная деятельность советской власти имела и до сих пор имеет успех в массах населения, прежде всего благодаря тому, что исторически данные формы религии оказались неадекватными менталитету современного человека и его положению в обществе, а не благодаря насилию. Насилие имело и имеет место в данном отношении, как и во многих других. Но не оно есть основа. Оно само опирается на ту основу, которая предопределяет судьбу религий в коммунистическом обществе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.