Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические подходы к проблематике личности в психологии/ Янчук. С. 242-249






…Традиционно проблематика личности увязывается с изучением ее струк­туры, процессов и развития. Что представляет собой личность (структура), как личность влияет на поведение (процесс), почему индивид обладает такими личностными особенностями (развитие) — все эти вопросы по-разному решаются в разных теоретических традициях: психодинамической, когнитив­ной, интеракционистской и конструктивистской…

Психодинамический подход многим обязан разработкам 3. Фрейда. Введя в широкий научный обиход понятие бессознательной психической активности, Фрейд обратил внимание на то, что отнюдь не все в поведении человека осознается и подлежит рациональному объяснению. Факт наличие бессознательного, во многих случаях оказывающего существенное влияние на самоощущение и самореализацию человека, поставил вопрос о необходимости изучения личности, предполагающей включение в плоскость рассмотрения косвенных проявлений психической активности, подвергаемой цензуриро­ванию. Отсюда внимание к свободным ассоциациям, проекциям, сновидения у и т. п., к исследовательской методологии на углубление в мир переживании человека с последующей реконструкцией их подоплеки...

Применительно к социально-психологическому аспекту изучения лично­сти продуктивными оказались идеи зависимости личности от влияния непо­средственного социального окружения, или первичных воспитателей, опреде­ляющих как самоотношение, так и мироотношение формируемого субъекта. В рамках теории объектных отношений (М. К1еin и др.) получила развитие идея эмоциональной валентности, определяемой характером взаимоотношений со значимыми другими.

Столь же большим потенциалом продуктивности обладает и категория «эго», в современных версиях отождествляемая с широко распространенной в других традициях категорией самости. Самость рассматривается как конструкт, используемый для описания и организации мыслительной активности. Давая обобщенные объяснения происходящего, самость является и пережива­нием его. Мы не только воспринимаем себя как некоторую конструкцию, но и переживаем себя как центр бытия и активности…; при этом наши переживания самих себя могут быть только частичными, так как большинство их сокрыто от нас в силу вытесненности в подсознание и искаженности психологической защиты. Самость выступает в качестве центра активности, хотя и сама может быть защитной иллюзией. Формы и патологии ее варьируются в различных культурах на протяжении истории. Именно культурная обусловленность человеческой самости становится объектом анализа современного психодинамического подхода.

Когнитивный подход ориентируется на компьютерную метафору в социально-психологическом рассмотрении личности, акцентируя внимание на социально-познавательной активности, на том, как человек конструирует свои представления о самом себе и окружающем мире. Пытаясь оставаться в рамках эксперименталистского подхода и номотетики, когнитивисты понимают, что без анализа внутренней активности личности предмет социальной психологии будет неполным.

Прежде всего они исходят из того, что реальность является субъективно переживаемой, зависимой от восприятий людей. Соответственно мысли людей о самих себе и окружающем мире играют определяющую роль по ношению к социальному поведению. Дж.Келли, напр., определял личность как систему конструктов, используемых индивидом для понимания самого себя и той среды, в которой он находится в результате обобщенных представлений о тех или иных аспектах реальности. Полагаясь на эти обобщения, он получает возможность прогнозирования событий и более четкой ориентации в происходящем.

Социально-когнитивно-поведенческий подход представлен такими именами, как М.Роттер, А.Бандура, и др. М.Роттер считает, что люди формируют генерализованные ожидания реальности в плане контроля над соотношением их поведения и подкрепления (в качестве мотиватора поведе­ния); обладают огромными способностями в многозначности и гибкости интерпретации ситуаций, в которых они действуют. Значит, для стимулирова­ния соответствующего поведения необходимо учитывать субъективную значи­мость и самих ситуаций, и связанных с ними возможностей подкрепления

Сходной логики рассмотрения первоначально придерживался и А.Бандура, выдвинувший в качестве ведущей детерминанты ожидаемую эффектив­ность как определяющую характер и направленность активности человека в отношении той или иной задачи. Если ожидаемая эффективность высока уровень активности по достижению поставленных целей тоже высок. Если низка — все наоборот. Именно работа с ожидаемой эффективностью опреде­ляет степень успешности в разрешении проблемного поля людей. В после­дующие годы ученый расширил систему факторов, детерминирующих социаль­ное поведение личности, указав, что поведенческие влияния, порождаемых личностью и исходящие от ее окружения, само поведение ее являются элементами системы взаимовлияющих и взаимодетерминирующих один другого. Ситуативные факторы не менее значимы, чем личностные. Точно также значимым является характер выполняемой активности, могущий определять отношение к ситуативному контексту, включение тех или иных личностных качеств. В рамках такого подхода становится очевидной бесперспективность дисциплинарной обособленности в рассмотрении проблематики социального поведения личности с позиций или только социальной психологии, или только персонологии, или только общей психологии…

Интеракционистский подход представляет попытку объединения ситуа­тивного и личностного аспектов социального поведения. Выдвинув в качест­ве базовой категории «взаимодействие», интеракционисты наиболее полно определяют само содержание понятия «социальная сущность личности». Дж.-Г. Мид, как подчеркивалось ранее, обосновывает тезис, что человек стано­вится существом социальным лишь тогда, когда включает в свой внутрен­ний мир других людей, когда соотносит свои собственные действия с возмож­ными реакциями или оценками их.

В современном интеракционизме проблема соотношения личностной и социально-психологической проблематики рассматривается в контексте универсальной формулы поведения К.Левина как функции личностных и ситуатив­ных факторов, рассматриваемых в процессе постоянного взаимодействия друг с другом. Какой-либо единой теоретической концепции в рамках интер­венционистского подхода пока нет. Тем не менее, …здесь можно обозначить четыре основополагающих постулата:

Актуальное поведение является функцией процесса многостороннего взаимодействия или обратной связи между индивидом и ситуациями, с которыми он сталкивается.

Индивид является потенциальным, активным агентом в этом процессе взаимодействия.

По отношению к личностной стороне взаимодействия наиболее существенными являются когнитивные и мотивационные факторы.

По отношению к ситуативной стороне важнейшим детерминирующим фактором является психологическое значение ситуаций для индивида.

В соответствии с этими постулатами формируются две наиболее важные исследовательские задачи. Первая предполагает строгое изучение взаимодействия ситуативных и личностных факторов, обусловливающих поведение. Это изучение направлено на выявление психологических принципов объясне­ния и прогнозирования поведения. Вторая заключается в систематическом описании и классификации стимулов, ситуаций, окружений. В соответствии с четвертым постулатом это направлено на понимание процессов, посредством которых объективные ситуативные сигналы трансформируются индивидом субъективно значимые репрезентации собственного социального мира. Кроме того, данная задача предполагает поиск исчерпывающих таксономии ситуаций, дополняющих анализ индивидуальных различий с личностной стороны…

Динамическое понятие взаимодействия рассматривается как центральное для интеракционистского подхода, однако приемлемых способов решения проблемы описания специфики и особенностей взаимодействия на уровне личности пока нет. Это объясняется отсутствием пригод­ных измерительных моделей и инструментов, способных схватывать продол­жающееся взаимодействие внутренних качеств, характеристик ситуаций и наблюдаемого поведения. Важным шагом на пути решения этой проблемы является предложенная D. Веm (1983) «троичная модель» типологии лич­ности, ситуации и поведения, которая специфицирует типы ситуаций и поведе­ния, эквивалентные определенным типам личностей, дает некоторое основа­ние для понимания конкретных паттернов сходств и различий в индиви­дуальном поведении на протяжении времени и ситуаций, выступающих базо­выми для понимания целостности личности…

Сама постановка проблемы взаимодействия ситуативного и личностного аспектов социального поведения, сопровождаемая поисками возможных реше­нии в области понимания специфики их взаимодействия, является отличи­тельной чертой интеракционистского подхода в целом. Это привело к ряду оригинальных переосмыслений, традиционных для социальной психологии проблемных областей. В частности, по проблеме лидерства интеракционисты пытаются найти ответы на вопрос, какие характеристики ситуации в комби­нации с какими характеристиками личности способствуют достижению эффективных групповых результатов? Один из возможных ответов на дан­ный вопрос представлен в теоретической модели лидерства Фидлера.

Социально-конструктивистский подход рассматривает личность как создаваемую посредством коллективистских процессов и таким образом существует интерперсонально, а не интраперсонально. В более радикальной норме они настаивают на существовании лингвистической реальности, приоритетной по отношению к актуальному поведению. В менее радикальной они представляют личность как социальную конструкцию, основанную на тотальности (Hampson, 1999, с. 441), включающую три базовых элемента: действующего, наблюдателя, самонаблюдателя. Действующий представляет собой комбинацию наследственных и приобретенных факторов, включающих историю прошлых переживаний. В качестве наблюдателя выступает другой человек, присутствующий реально или воображаемо в процессе осуществ­ления действий и оказывающий влияние на их осуществление. Это происходит и за счет предоставления необходимой информации, поддержания обрат ной связи, результативности реализуемого поведения, внешнего впечатлена и возможностей. Самонаблюдение, или способность к самоосведомленности отражает способность личности к самомониторингу, самоконтролю и рефлек­сии. Все три компонента функционируют в единстве, конструируя личность.Этот процесс усложняется тем, что действующий и наблюдатель находятся в стадии постоянного взаимообмена и самонаблюдения. Совершая какое-либо действие, человек находится под наблюдением других людей, в том числе представляя себя и с их позиции. В то же время любое действие, как и оценка со стороны, подвергается самоанализу. Соответственно процесс конст­руирования личности есть континуальный процесс согласования позиции действующего и наблюдателя.

Одним из достоинств рассмотрения личности как социально конструируе­мой является то, что это дает возможность интеграции вопросов и аспектов традиционно изучаемых обособленно в рамках отдельных дисциплин и облас­тей психологического знания. Например, …социальной пер­цепции, атрибутирования, формирования впечатления и самости во всем многообразии ее аспектов…

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.