Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прощание с Матерой 11 страница






предвидел он, достанет заботы определять куда-то Симу с мальчишкой и

Богодула, провожать обратно Настасью. Будет еще мороки, будет... Но не это,

в конце концов, страшно, с этим он как-нибудь бы управился, больше всего

пугало его, и мыслью не давая подступиться и разрешить, угадать хоть немного

наперед, - что будет с матерью? Отсрочка на один день ничего не даст;

оглянуться не успеешь, как вот оно, послезавтра, и надо ехать за нею, надо

перевозить...

Только он поужинал и еще не поднялся наверх, застучали на веранде

сапоги, и по громкому, нарочитому упреждающему этому стуку Павел догадался:

Петруха. Легок на помине. Но Петруха явился не один, с ним был - вот уж кого

нельзя было ожидать - Воронцов. Он вошел и раньше, чем сказал

" здравствуйте", кинулся зыркать своими круглыми, навыкате глазами на круглом

же и румяном лице по углам.

- Павел Миронович, - быстро и требовательно спросил он, - где у вас

старуха?

- В Матере, - уже начиная догадываться, что к чему, ответил Павел.

- Как в Матере?! Ты же ездил сегодня туда! Почему в Матере?!

- Я-то ездил, да она не поехала.

- Шутки шутить будем или что будем?..- вскинулся, растерявшись,

Воронцов.- Как не поехала?! Что значит не поехала?! - Он, все еще не веря,

осматривался по сторонам и даже подскочил к лестнице, заглядывая наверх.

- Нету, нету, - остановил его Павел, а то бы и наверх полез.- Зачем я

обманывать буду? Нету. Там. Не нажилась, говорит. Осталась пожить.

- А моя мать? - вскричал Петруха - ну прямо сердце кровью, можно

подумать, окатилось у него в эту минуту о матери.- Тоже там?

- Ну если ты не снял ее оттуда - тоже там.

- Когда?! - завопил он.- Когда я сыму ее! Я только седни с задания

воротился, я задание выполнял. Вот Борис Андреич скажет, - сослался он на

Воронцова, тряхнув у того перед носом грязной, перебинтованной почему-то

черной тряпицей рукой. И по этому истовому взмаху, по горящим глазам и

выжимаемому до конца голосу Павел понял, что Петруха нетрезв.

Воронцов передернулся.

- 3-задание! - вскипел он.- 3-зад-дание! Мать у тебя почему в

неположенном месте находится, пьяница ты несчастный?! Твое задание, чтоб она

здесь находилась. Где хошь чтоб находилась, а не там. А ты что делаешь?!

Есть указание, оно всех касается! Понимать будем или что будем?..

Что до понимания, Павел понимал, что говорится, кричится это не столько

Петрухе, сколько, конечно, ему.

Но Петруха решил обидеться.

- Я, может, и пьяница, - он исподлобья оглядел всех, приглашая

прочувствовать вместе с ним ответственность этого признания, - но чтоб

нещастный - и-из-вини-подвинься, товарищ Воронцов, Борис Андреич. Я на себя

такую кличку взять не могу. Не имею права! Да! - капризно вздернул он голову

и замер, проникаясь силой своих слов.- А пьяница... че ж пьяница...- Петруха

помолчал.- Че бы вы делали без этих пьяниц?..

- Где они там живут? - не слушая его, опять быстро и нервно спросил

Павла Воронцов.

- В бараке.

- В бараке?! Барак стоит?! Стоит барак?

- Стоит.

- Да это же! Это же... Вы понимаете, что это значит?..- Воронцов даже

затрясся и кинулся к окну - и что он там хотел увидеть, было непонятно.- А

ты, - отскакивая от окна, накинулся он на Павла, - ты, Павел Миронович, куда

смотрел? Как позволил? Ты же коммунист, не то что этот, - брезгливо кивнул он

на Петруху.- А ты мать, столетнюю старуху, не можешь к порядку призвать!

Барак стоит! - простонал он.- А у меня завтра государственная комиссия.

Утром нагрянет. Я им что - барак буду показывать? Людей с самовольной

задержкой? Государственная комиссия - понимаешь ты, Павел Миронович? А он

съездил и приехал. И чай пьет. И никаких! А с кого завтра спросят? - При

собственном же вопросе " с кого завтра спросят? " Воронцов напрягся и

решительно приказал: - Собирайтесь. Хватит в игрушки играть. Надо понимать

положение. К утру чтоб ни барака, ни людей. Не вздумай смыться, - предупредил

он Петруху: - Поедешь. На з-задание поедешь. Вместе со мной. Ты, Павел

Миронович, тоже собирайся. Хватит. Это дело государственное. Черт знает что

творится!

Не хотелось Павлу ехать, устал он, да и ночь на носу, а утром рано на

смену, значит, спать не придется совсем, но больше того не хотелось

тормошить сейчас и выгонять из гнезда старух и на глазах у них поджигать

последнее, что осталось на Матере, - барак, давший им последнее же

пристанище. Но делать нечего - надо было ехать.

Павел представил, как станет Воронцов в темноте суетиться и покрикивать

на старух, поторапливая и загоняя их на катер, как, не выбирая выражений,

станет он грозить им и ругаться, кляня вместе с ними все на свете.

Представил мать и то, как она будет одергивать эту власть и как, с какой

болью и требовательностью станет он смотреть на него, на Павла... представил

потерянную, дрожащую от страха Настасью, с перепугу кивающую беспрерывно

головой... плачущего мальчонку... нахохлившегося и задиристого Богодула, за

которым к тому же надо присматривать, чтобы он - чего доброго! - не кинулся

на Воронцова... Представил Павел все это и предложил Воронцову:

- Может, тебе не ездить? Мы как-нибудь одни управимся.

- Не-ет, - вскинулся тот.- Нет, Павел Миронович, на вас я больше

надеяться не могу. Хватит. Вы из доверия вышли. Мне завтра отчет держать, я

должен быть уверен, что территория очищена, а на вас надейся - вы мне опять

попустительство подкинете. Надо понимать задачу. Мне отвечать за нее.

Он велел Петрухе идти поднимать катериста, дал на сборы и на дорогу до

гаража, где решили собраться, чтобы без задержки оттуда выехать, полчаса и

выскочил.

- А что, - сказала Соня.- И правильно. Зачем человека под удар ставить?

Он отвечает.

- Пущай отвечает, - взъярился Петруха.- Пущай отвечает, никто ему не

мешает отвечать. Да пущай человека уважает. Я ему не пень подколодный, чтоб

на меня садиться да меня же чем попадя обзывать. Извини-подвинься. У меня

гордость. Раскричался! Видали мы таких боевых! Власть!

Но покуда собирались, покуда искал Петруха моториста с катера, которого

катеристом и называли, угрюмого пожилого мужика Галкина, комиссованного из

шоферов, и раскачивал его, а потом еще и сам куда-то за какой-то надобностью

сбегал, прошло не полчаса - час. Выехали уже в темноте, при звездах, на

маленьком автобусе, развозившем по утрам рабочих на дальние участки. За руль

сел Павел. Дорога была хорошая, и под гору покатились быстро; торопливо

набегал и торопливо же отступал, отваливаясь на стороны, лес; мельтешила на

свету, каким-то чудом успевая вонзаться в него, ночная крылатая мелочь;

ровно, сплошным отмякшим звуком шуршала под колесами галька. Позади Павла

молчали. Петруха попробовал было завести беседу, доставая до Воронцова

намеками о сверх-урочных, но Воронцов даже и оборвать его посчитал

недостойным себя, и Петруха затих, отчего-то (Павел видел это в зеркале)

страдая и морщась. Старик Галкин дремал. Воронцов сидел впереди них прямо,

будто даже и не покачиваясь, когда встряхивало, пристально и сердито

уставившись в лобовое стекло.

Проехали полдороги, и Павел почувствовал, как плеснуло на повороте в

окно сыростью. И как-то медлительней, ленивей стал набегать лес, еще глуше

зашуршала резина. А когда выскочили на открытое место в полутора километрах

от реки, на машину надвинулись сначала редкие, затем все больше и больше

нарастающие, густеющие, словно тоже летящие на свет фар, серые мочальные

лохмотья. Павел не сразу понял, что это туман. Старик Галкин позади Павла

встрепенулся и с неуверенностью и тревогой в голосе спросил:

- Туман?

- Туман, - обрадованно подтвердил Петруха.- Может, это...- Он не решался

ясно высказать свое желание только поддернул голову, закидывая ее назад.- Че

по туману шариться?..

Воронцов и на этот раз не посчитал нужным ответить. Не разворачиваясь,

Павел приткнул автобус носом к воде и первым вышел. Катер, стоящий за

вереницей лодок справа, не был виден, но туман висел еще в воздухе, и полоса

воды понизу просматривалась, насколько позволяла темнота, довольно хорошо.

Стояла глухая, сплошная тишь: не плескала вода, не доносило привычного шума

с переката на недалеком верхнем изломе Ангары, не булькала одиноким

случайным чмоком со сна рыба, не возникало, не пробивалось нигде длинного и

мерного, в другую пору доступного чуткому уху, поигрывающего посвиста

течения, молчала земля - все кругом казалось заполнено мягкой, непроницаемой

плотью. Поднялись, не слыша шагов за собой, на катер, Галкин запустил мотор,

но и он не взревел, как обычно, широко и разбойно оглашая окрестности и

надрывая уши, а заработал, точно отдыхиваясь, сдавленно и осторожно, и едва

ли стукоток его пробивался дальше чем за тридцать шагов. Последним заскочил

на катер Петруха, со счастливой усмешкой похвалился Павлу:

- Воротилу подпер. Даже не шевельнулся, спит без задних ног.

- Все ребячишься? - поморщился Павел.

- Пуш-шай. Сторож, дак сторожи, а не спи, как сурок. Проснется, а выдти

- хрен ему. В окошко надо вылазить. Вылезет, а катер угнали. Вот запляшет

Воротила.

Петруха хохотнул и, видя, что проделка его не очень нравится Павлу,

отошел, полез в рубку, которую по-крестьянски называли будкой.

Спятились и на воде развернулись. Берег тут же пропал, туман сомкнулся

ближе и заморосил, забусил даже и не мокренью, а испотью. Павел чувствовал,

как тяжелеют, наливаются противной сыростью и лицо его, и одежда, но

подниматься и идти в будку не хотелось, он устроился позади нее на

приспособленном под сиденье чурбане и закурил, от прохлады и тревоги с

особенным удовольствием и жадностью втягивая в себя дым, но тревога не

рассасывалась, напротив, все больше и больше обострялась и росла. Вот сейчас

приедут они - и что будет? Замирало и отнекивалось от этого вопроса все

внутри, и так не хотелось, хоть в воду бросайся, плыть. Сильней всего он

жалел, что согласился на этот ночной внезапный десант; он уже и забыл, что

ничего другого ему не оставалось. Как, как, в самом деле, угораздило его

согласиться? И как опять-таки мог он отказаться, если там мать, если переезд

ее нельзя перепоручить кому-то другому: мать никогда бы ему этого не

простила.

Матера лежала на нижний искосок верстах в двух от берега, от которого

отчалили. Галкин взял сразу на Ангару и теперь вел катер вслепую, на ощупь:

нo уже через пять минут после того, как снялись, забрались в такой плотный,

дремучий туман, что и в двух метрах различить что-нибудь впереди было

совершенно невозможно. Павел подумал задней догадкой, что следовало,

наверно, сначала спуститься хоть немного вниз по течению и только затем

повернуть поперек, чтобы не промахнуться и наверняка наткнуться на Матеру и

уж по берегу обогнуть ее и спокойно подойти, куда нужно. Но сейчас говорить

об этом было поздно, надо было думать сразу. Ничего, Галкин плавал здесь

полное лето, дорожка знакомая, доберется, поди, по памяти, одним чутьем. Он

вел катер осторожно, на малых оборотах; до Павла донеслось, как Воронцов

добивался, чтобы он прибавил газу, но Галкин не подчинился, и ход остался

тем же; на полной скорости, чего доброго, недолго залететь на мель - потом

кукуй. За катер отвечает моторист. Мотор едва слышно стучал где-то

далеко-далеко внутри, представлялось даже, что под водой, зато хорошо

слышалось шипение разрываемого тумана и разрываемой реки, и под это мягкое и

монотонное шипение Павел, тревожно затаившись, забылся.

Он испуганно вздрогнул, когда катер на повороте накренило и качнуло:

вздрогнул и поднялся, выглядывая берег, на который правил Галкин, но

никакого берега, как ни всматривался, не увидел. Туман стоял сплошной

стеной, и, катер, казалось, топтался, буксовал на месте, не в силах

выбраться за нее, эту отвесную стену, снова и снова соскальзывая с ее кручи;

Павел не помнил, чтобы он когда-нибудь попадал в такой туман, настолько

густой и плотный, что с трудом, будто из глубокого и темного колодца,

пробивалось смутное мерцание воды. Глаза упирались в сплошное серое месиво и

невольно зажмуривались, закрывались от его близости. По времени пора бы уже

приехать, однако непохоже было, что они причаливали; Павел пошел в рубку, и

по тому, с какой пристальностью, с каким беспокойством вытягивая шею,

всматривался в темь Галкин, надеясь что-нибудь там увидеть, понял, что они

заблудились. Что ж, этого и следовало ожидать. Умные люди в такую сгинь в

дорогу, да еще по воде, ясное дело, не отправились бы... И он, Павел, тоже

как маленький: куда повели, туда и пошел, не пробовал даже возражать. Теперь

что ж, теперь крутись, пока не наткнешься на тот или другой берег. Наверное,

они все-таки проскочили Матеру выше, а потом незаметно развернулись и пошли

по течению. Наверное, так и получилось. А если так, надо, значит, брать

вправо и пробовать встретить Матеру с другой стороны, от своей Ангары. Павел

неуверенно, только подавая на совет, кивнул Галкину вправо, и тот,

обрадовавшись, что не ему одному отвечать за руль, не раздумывая, туда и

повернул.

- Долго что-то, - почуяв недоброе, насторожился Воронцов, стоявший от

Галкина слева.- Где мы? Почему так долго? Остров, что ли, потеряли? А?

- Найдем, - без уверенности ответил Галкин.

От голосов встрепенулся дремавший в углу Петруха, поеживаясь от холода

(был он, как и днем, все в той же рубахе навыпуск), высунулся в дверку.

- Ого, туманчик-то! - удивился он, захлопывая дверку, и стал,

согреваясь, растирать руками грудь.- Хошь ножиком режь. Закружали, значит?

Закружали, закружали... Я говорил...- Ничего толкового Петруха не говорил,

ни от чего не предостерегал, но как было упустить случай и не намекнуть о

какой-то своей, хоть и самому неведомой, правоте - и Петруха его, конечно,

не упустил.- В такой туман надо рыбой быть, чтоб не закружать. Дела-а-а!

Проплыли еще минут пятнадцать - вдвое больше того, чем нужно, чтобы

наткнуться со своей Ангары в Матеру или Подмогу, - ничего: ни берега, ни

знака какого, ни просветления, одна вязкая и бесконечная, еще больше,

чудилось, загустевшая, как студень, масса тумана. Галкин повернул к Павлу

лицо, спрашивая, что делать, куда поворачивать, и Павел в ответ пожал

плечами: не знаю.

- Глуши, - решившись, сказал он.

Галкин поднялся и заглушил двигатель. Павел вышел на борт,

прислушиваясь, как затихает шуршание воды и тумана, - самой воды уже не было

видно совсем. Он взял чурбан, на котором перед тем сидел, и кинул его вниз -

там глухо и вязко плеснуло, там, значит, была все-таки вода. Воронцов не

выдержал:

- Долго мы еще тут будем возиться? Вы что - не понимаете или понимаете?

Скоро утро, надо дело делать.

- Не кричи, - оборвал его Галкин.- Тут тебе не собрание.

И Воронцов, как ни странно, сдержался и умолк, догадавшись, что

приказами здесь не поможешь. Однако " не кричи", которое обидело его, потому

что он не привык к такому обращению к себе, подвинуло его к другому решению,

он потребовал от Петрухи.

- Кричи.

- Че кричи? - не понял тот.

- Что хошь кричи. Хоть караул. Есть же тут где-то живые люди или что?

Может, они услышат. Или вы все сговорились? Ну?!

Петруха не сразу, не вдруг, показав, что он подумал и согласился с

Воронцовым, пошел в нос катера, и оттуда донеслось:

- Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Где вы? Э-э-эй!

Ни звука в ответ. И смешно было надеяться, что кто-то отзовется: туман

тут же, на месте, впитывал и топил голос, выбраться из его трясины ничто не

могло.

Снова завели двигатель и поплыли, правя, казалось, к наконец-то точно

угаданному берегу, не отыскав его, поворачивали к другому, потом к третьему

- и ни к одному не могли добраться. Все сгинуло в кромешной тьме тумана.

- Так нам и надо, - уже с последней, безучастной злостью, обращаясь к

Воронцову, сказал Павел.- Какого дьявола было на ночь плыть - до утра бы не

подождали, что ли?

- Если бы ты днем их привез, не поплыли бы, - оправдывался Воронцов.

Павел смирился: будь что будет. Он уже не подсказывал Галкину держать

ни вправо, ни влево, тот правил куда-то, в какую-то пустоту, самостоятельно.

Затих, смирившись, и Воронцов, он сидел с опущенной головой, бессмысленно

глядя перед собой красными, воспаленными за ночь глазами, но время от

времени не забывал расталкивать дремавшего рядом Петруху. Петруха

встряхивался, выходил на борт и глухо и безнадежно кричал, едва слыша себя,

все то же:

- Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера!

Затем возвращался и, наваливаясь по-братски на Воронцова, опять

засыпал.

В конце концов, отчаявшись куда-нибуль выплыть, Галкин выключил мотор.

Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и

тумана.

 

Заплакал со сна, тревожно и неутешно, мальчишка, и старухи очнулись,

завозились, распрямляясь и вздыхая, - они так и не укладывались, дремали

сидя, каждая на своем месте, кто где устроился с вечера и остался после

разговора. Сима, что-то наговаривая, стала успокаивать мальчишку, и он

умолк, срываясь временами лишь на слабые и подавленные всхлипы. В курятнике

у Богодула было даже и не темно, а слепо и исподно: в окне стоял мглистый и

сырой, как под водой, непроглядный свет, в котором что-то вяло и бесформенно

шевелилось - будто проплывало мимо.

- Это че - ночь уж? - озираясь, спросила Катерина.

- Дак, однако, не день, - отозвалась Дарья.- Дня для нас, однако, боле

не будет.

- Где мы есть-то? Живые мы, нет?

- Однако, что, неживые.

- Ну и ладно. Вместе - оно и ладно. Че ишо надо-то?

- Мальчонку бы только как отсель выпихнуть. Мальчонке жить надо.

Испуганный и решительный голос Симы:

- Нет, Коляню я не отдам. Мы с Коляней вместе.

- Вместе дак вместе. Куды ему, правда что, без нас?

- Ты не ложилась, Дарья?

- Я с тобой рядом сидю. Не видишь, ли че ли? Это ить я сидю-то.

- Потеперь вижу. Я куды-то летала, меня тут не было. Ниче не помню.

- Куды летала - там люди есть, нет?

- Не видала. Я летала по темени, я на свет не выглядывала.

- А ты кто такая будешь-то? С этого-то боку кто у меня?

- Я-то? Я Настасья.

- Это которая с Матеры?

- Она. А ты Дарья?

- Дарья.

- Это рядом-то со мной жила?

- Ну.

- Я ить тебя, девка, признала.

- Дак я тебя поперед признала.

- Вы че это? Че буровите-то? Рехнулись, че ли?

В два голоса ответили:

- Рехнулись.

И замолчали, то ли пристыженные, то ли смущенные своими же несуразными

словами. Тревожную и тяжелую тишину пилило хриплое, ширкающее дыхание

Богодула. В лад ему, движением успокаивая себя, покачивались вперед-назад

старухи.

- Че там в окошке видать-то? Гляньте кто-нить.

- Нет, я боюсь. Гляди сама. Я боюся.

Уставились в окно и увидели, как в тусклом размытом мерцании проносятся

мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые, похожие на

тучи, очертания. В разбитую стеклину наплескивало сыростью. Сполз с нар

проснувшийся Богодул и приник к окну. Его заторопили:

- Че там? Где мы есть-то? Говори - че ты молчишь?

- Не видать, кур-ва! - ответил Богодул.- Туман.

Старухи закрестились, нашептывая, задевая друг друга руками. И опять,

только еще более потерянно:

- Это ты, Дарья?

- Однако что я. А Настасья где? Где ты, Настасья?

- Я здесь, здесь.

Богодул протопал к двери и распахнул ее. В раскрытую дверь, как из

разверстой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый вой - то

был прощальный голос Хозяина. Тут же его точно смыло, и сильнее запестрило в

окне, сильнее засвистел ветер, и откуда-то, будто споднизу, донесся слабый,

едва угадывающийся шум мотора.

 

1976

 

 

Вопросы и задания

I. Почему повесть В. Распутина называется «Прощание с Матерой»? Попробуйте обосновать собственную гипотезу самостоятельным анализом определенных эпизодов произведения (т. е. путем их последовательного и аргументированного сопоставления).

II. Выделите в тексте эпизоды, которые, на ваш взгляд, надолго врезаются в память читателя. Какие между ними вы заметили связи? О чем эти связи свидетельствуют?

III. Внимательно перечитайте начало повести. Как бы вы определили настроение, передаваемое автором читателю? Какие именно слова, словосочетания, отдельные фразы создают атмосферу приближения «конца Матеры»?

IV. Попробуйте схематично представить систему персонажей повести, обращая внимание на их отношение к Матере. Для каких героев Матера – «свой» мир, а для каких – «чужой»? Кого из персонажей и почему можно считать противниками мира Дарьи Пинегиной и остальных «старинных старух»? Какое значение для понимания смысла повести имеет принцип контраста, который автор использует при организации системы персонажей? Чем речь одних персонажей отличается от речи других? (Приведите конкретные примеры). Как принцип контраста проявляется в соотношении имен персонажей?

V. Найдите в тексте повести портрет и авторскую характеристику Дарьи Пинегиной. Почему именно Дарья является главной героиней произведения?

VI. Выделите в повести фрагменты, в которых Дарья наедине с собой или в разговоре с другими людьми размышляет о жизни и смерти, о времени, отведенном человеку на земле. Как эти фрагменты связаны друг с другом? Почему повесть В. Распутина намеренно как бы «перенасыщена» ими? С какой целью автор последовательно художественно исследует сознание и самосознание своей героини?

VII. Какое значение в повести имеют мифопоэтические образы Хозяина и «царственного листвиня»? Найдите в тексте, где именно они появляются? Есть ли какая-нибудь логика в их изображении?

VIII. Какое значение в произведении имеет финал? Как вы понимаете его смысл?

IX. Какую позицию по отношению к миру Матеры и ее обитателям занимает повествователь? В каких случаях его позиция близка точке зрения «объективного летописца» Матеры, в каких – точке зрения ее коренного жителя? Когда позиция повествователя принципиально сближается с позицией персонажей, о которых он рассказывает? Что означают эти композиционные особенности?

X. Найдите в тексте описания природы (пейзажи). Когда именно они появляются в повести? С чьей точки зрения изображается мир природы в каждом конкретном случае? Есть ли между отдельными описаниями связь? Если вы такую связь заметили, попытайтесь определить ее смысл.

XI. Как в повести В. Распутина развивается мотив Д о м а? Как он связан с темой «ч е л о в е к и п р и р о д а»?

XII. Как в «Прощание с Матерой» изображается время (отдельной человеческой жизни, человечества в целом, природы, вселенной)? Найдите эпизоды, в которых герои размышляют, спорят об отношениях между прошлым, настоящим, будущим, вечным. Зачем нужны эти эпизоды, «тормозящие» развитие сюжета?

XIII. В каких эпизодах повести появляются мотивы п а м я т и и б е с п а м я т с т в а? Какое значение они имеют для понимания смысла «прощания», о котором рассказывается в произведении?

XIV. Почему автор произведения связывает проблемы отдельной гибнущей деревни с проблемами современного цивилизованного общества и с проблемами сосуществования мира природы и человека? Как в повести связаны друг с другом Закон Природы и нравственные ценности человека, определяемые его способностями совершать ответственные, а стало быть, осмысленные поступки?

XV. Вы, конечно, уже заметили: основу сюжета повести В. Распутина «Прощание с Матерой», как и прочитанной вами повести В. Быкова «Сотников», определяет ситуация нравственного выбора. Напомним, что жанр повести вообще занимается художественным исследованием «пограничных ситуаций» человеческой жизни, когда решается проблема выбора правильного или ложного пути (поступка). Вы также, должно быть, помните, что эта проблема, как и выражающая ее сюжетная ситуация, связаны, как правило, с иносказательным смыслом событий, изображенных в произведении. Наличие в повести В. Распутина фантастических персонажей еще в большей степени подчеркивает иносказательность содержания «Прощания с Матерой». Вспомните анализ повести «Сотников» В. Быкова и попробуйте догадаться, к какому жанру фольклорных и литературных произведений, содержащих поучительные истории о нравственном выборе человека, можно отнести произведение В. Распутина.

XVI. В чем, на ваш взгляд, проявляются сходства и различия в изображении человека, «тоскующего по настоящему» в произведениях В. Шукшина и В. Распутина?

XVII. Напишите сочинение-исследование на одну из предложенных тем:

 

I. Человек, природа, космос в повести В. Распутина «Прощание с Матерой.

II. Сюжет и система персонажей повести «Прощание с Матерой».

III. «Прощание с Матерой» В. Распутина как притча о нравственном выборе.

IV. Мифопоэтические образы повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

V. Мотивы смерти в «Прощание с Матерой» В. Распутина.

VI. Образы времени в повести В. Распутина «Прощание с Матерой».

VII. Мудрость и суетность человеческого существования (по мотивам повести В. Распутина «Прощание с Матерой»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.