Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переход через Збруч




Начдив шесть донес о том, что Новоград-Волынск взят сегодня на рассвете. Штаб выступил из Крапивно, и наш обоз шумливым арьергардом растянулся по шоссе, идущему от Бреста до Варшавы и построенному на мужичьих костях Николаем Первым. Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи, девственная гречиха встает на горизонте, как стена дальнего монастыря. Тихая Волынь изгибается, Волынь уходит от нас в жемчужный туман березовых рощ, она вползает в цветистые пригорки и ослабевшими руками путается в зарослях хмеля. Оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова, нежный свет загорается в ущельях туч, штандарты заката веют над нашими головами. Запах вчерашней крови и убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу. Почерневший Збруч шумит и закручивает пенистые узлы своих порогов. Мосты разрушены, и мы переезжаем реку вброд. Величавая луна лежит на волнах. Лошади по спину уходят в воду, звучные потоки сочатся между сотнями лошадиных ног. Кто-то тонет и звонко порочит богородицу.Река усеяна черными квадратами телег, она полна гула, свиста и песен, гремящих поверх лунных змей и сияющих ям. Поздней ночью приезжаем мы в Новоград. Я нахожу беременную женщину на отведенной мне квартире и двух рыжих евреев с тонкими шеями; третий спит, укрывшись с головой и приткнувшись к стене. Я нахожу развороченные шкафы в отведенной мне комнате, обрывки женских шуб на полу, человеческий кал и черепки сокровенной посуды, употребляющейся у евреев раз в году - на пасху. - Уберите, - говорю я женщине. - Как вы грязно живете, хозяева... Два еврея снимаются с места. Они прыгают на войлочных подошвах и убирают обломки с полу, они прыгают в безмолвии, по-обезьяньи, как японцы в цирке, их шеи пухнут и вертятся. Они кладут на пол распоротую перину, и я ложусь к стенке, рядом с третьим, заснувшим евреем. Пугливая нищета смыкается над моим ложем. Все убито тишиной, и только луна, обхватив синими руками свою круглую, блещущую, беспечную голову, бродяжит под окном. Я разминаю затекшие ноги, я лежу на распоротой перине и засыпаю. Начдив шесть снится мне. Он гонится на тяжелом жеребце за комбригом и всаживает ему две пули в глаза. Пули пробивают голову комбрига, и оба глаза его падают наземь. " Зачем ты поворотил бригаду? " - кричит раненому Савицкий, начдив шесть, - и тут я просыпаюсь, потому что беременная женщина шарит пальцами по моему лицу. - Пане, - говорит она мне, - вы кричите со сна и вы бросаетесь. Я постелю вам в другом углу, потому что вы толкаете моего папашу... Она поднимает с полу худые свои ноги и круглый живот и снимает одеяло с заснувшего человека. Мертвый старик лежит там, закинувшись навзничь. Глотка его вырвана, лицо разрублено пополам, синяя кровь лежите его бороде, как кусок свинца. - Пане, - говорит еврейка и встряхивает перину, - поляки резали его, и он молился им: убейте меня на черном дворе, чтобы моя дочь не видела, как я умру. Но они сделали так, как им было нужно, - он кончался в этой комнате и думал обо мне... И теперь я хочу знать, - сказала вдруг женщина с ужасной силой, - я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец... 1924 Вопросы и задания 1. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Что символизирует образ п е р е х о д а в рассказе, открывающим цикл И. Бабеля «Конармия»? 2. Какие части можно выделить в произведении? Попробуйте определить границы (пространственные, временные, речевые), отделяющие композиционные части рассказа друг от друга. Как они соотносятся? 3. Проследите по тексту за изменениями точки зрения рассказчика (пространственными, временными, психологическими). Сколько раз меняется позиция рассказчика? О чем свидетельствует ее изменение? Когда в повествовании вместо первоначального «мы» появляется «я» рассказчика? Чем можно объяснить эту смену? 4. Обратите внимание на глаголы, использованные в первом абзаце. Выделите их. Как вы считаете, с какой целью автор использует в начале своего произведения глаголы настоящего времени? 5. На какие географические места и зачем автор обращает внимание читателя? Почему они появляются в начале рассказа и исчезают во второй его части? 6. Внимательно перечитайте второй абзац. В какой последовательности и с какой целью в этой части рассказа используется пейзаж? Как меняется точка зрения рассказчика в процессе описания природы? На какие детали и зачем рассказчик обращает особое внимание читателя? Какие цвета и для чего автор использует в пейзажах? 7. Как соотносятся в рассказе мотивы ж и з н и и с м е р т и, в е ч н о г о и в р е м е н н о г о (или с о ц и а л ь н о – и с т о р и ч е с к о г о), в о й н ы и м и р а? 8. Что означает в рассказе мотив р а з р у ш е н н о г о д о м а ш н е г о о ч а г а? 9. Проследите за переходами сознания рассказчика из состояния сна (бреда) в явь. Что означают эти переходы? Зачем автор обращает на них внимание? 10. Найдите в тексте рассказа описания луны. С чьей точки зрения и с какой целью она изображается? 11. Найдите фрагмент, в котором описывается тело мертвого старика. С какой целью в его описании автор использует натуралистические детали? Чью точку зрения они выражают? 12. Почему рассказ заканчивается словами беременной женщины «…я хочу знать, где еще на всей земле вы найдете такого отца, как мой отец…»?

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.