Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социализм и коммунизм






Наша книга была озаглавлена «К новому социализму», но реально это разработка стадии, которую Маркс называл первой стадией коммунизма. Слово «социализм», а не «коммунизм» в заголовке – приспособление к политическому климату времен написания. Английское издание вышло во время, когда социализм находился в своей самой низкой точке. В следующее десятилетие продвижение неолиберализма замедлилось. Организовалось международное антикапиталистическое движение, но, увы, не новое международное социалистическое движение. Поэтому описание связной альтернативы капитализму будет находить все большее число читателей. Но в начале 90-х годов было очень сложно найти издателя, который захотел бы напечатать книгу в защиту социализма. Мы решили, что книгу с заголовком, явно выступающим в пользу коммунизма, будет вообще невозможно напечатать, или же такой заголовок отпугнет читателей. Социализм был овечьей шкурой для нашего коммунистического волка. Но теперь на нас накладывается обязательство объяснить, что мы понимаем под социализмом и коммунизмом.

Еще раз повторим: в книге мы приводили аргументы в пользу первой стадии коммунизма. Мы называли ее социализмом из политической целесообразности. Мы отрицаем ортодоксальное советское понимание социализма как длительного периода, во время которого производительные силы наращиваются, готовясь к последующей стадии коммунизма. Мы не считаем, что советская система не была социалистической, и ничего не имеем против идеи быстрого развития производительных сил, мы отрицаем вытекающую отсюда концепцию коммунизма. КПСС и западные троцкисты подходили к коммунизму примерно одинаково. Он рассматривался как стадия, следующая за социализмом и характеризующуюся бесплатным распределением потребительских товаров на основе материального изобилия. Последовательность развития здесь мыслится следующим образом: капитализм → социализм → коммунизм. Это не совпадает с формулировкой Маркса: капитализм → диктатура пролетариата → первая стадия коммунизма → вторая стадия коммунизма. В «Государстве и революции» Ленин приравнял первую стадию коммунизма к социализму (Lenin, 1964) и рассматривал ее как характеризующуюся общественной собственностью на средства производства. Эта формулировка была принята всеми традиционными школами, основывающимися на ленинизме. Нам кажется - к сожалению, поскольку такая формулировка является очень сильным упрощением слов Маркса.

Социализм, определяемый как общественная собственность на средства производства, - это не то же самое, что первая фаза коммунизма по Марксу, потому что не отменены деньги и нет перехода к расчетам в показателях рабочего времени. Социализм в определении Ленина может быть вполне совместимым с использованием денег. СССР после коллективизации был социалистическим в понимании Ленина, но деньги, равно как и зарплаты, и товарная форма, сохранились. Продолжающееся использование денег рассматривалось не как кратковременный феномен, длящийся 5 или 10 лет, а как нечто, которое будет существовать десятилетиями, и действительно, существовавшее полвека. Ленинская формулировка сделала невидимыми характерные черты первой фазы коммунизма по Марксу. Идея расчетов и выплат в единицах рабочего времени исчезла, а с ней и любая программная концепция достижения первой фазы коммунизма в качестве отдельной задачи.

Должно быть понятно, что выплаты деньгами могут создавать значительное неравенство в почасовых окладах. Доходы людей могут идеологически подаваться как «плата по труду», но различаться в зависимости от качества труда. Хотя в таких экономиках может не быть таких форм дохода от собственности, как проценты, рента или дивиденды, идея, что все сильно различающиеся денежные зарплаты являются «платой по труду» - такая же идеологическая фикция, как и идея буржуазной экономики, что зарплаты, цены и прибыли – это одно и то же, все это плата «за средства производства».

От коммунизма в понимании Ленина осталась вторая фаза Маркса: «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Считалось, что путь к этой цели ведет через предоставление бесплатных или субсидируемых потребительских товаров, с постепенным переходом к бесплатному и неограниченному распределению всех товаров вообще.

Мы совершенно не согласны с такой концепцией. Мы полагаем, что она основана на недопонимании идеи распределения по потребностям и привела к фатальным последствиям.

  1. При объединении с денежным вознаграждением за труд, она создала систему экономических расчетов, которая систематически сдерживала рост производительности труда.
  2. Она сделала коммунизм постоянно удаляющимся миражом. Как бы ни росла производительность труда, она никогда не была достаточной для бесплатного распределения всех товаров.

Распределение по потребностям – это не тоже самое, что неограниченное бесплатное распределение. В Британской национальной службе здравоохранения лечение бесплатно во время потребности в нем 6. Но это бесплатное распределение работает только потому, что существует довольно объективная оценка потребностей докторами плюс очередь на лечение (плюс некоторые элементы приватизации). Это сильно отличается от идеи, скажем, бесплатного распределения одежды «каждому по потребностями». Если потребительские товары в целом распределять бесплатно, это приведет или к бессмысленным расходам, или к военному единообразию в потреблении, если урезать расходы.

Маркс не говорил о бесплатном распределении, он говорил «каждому – по потребностям». Эта идея более совместима с моделью, которой следуют социал-демократические государства всеобщего благосостояния, где существуют дополнительные выплаты инвалидам, студентам, большим семьям и т.д. Выплаты по потребностям предполагают какую-то процедуру социальной оценки этих потребностей. В этом капитализм всеобщего благосостояния служит прообразом коммунизма, но в денежной экономике с сильным разрывом в доходах. Расстояние между первой и второй фазами коммунизма сейчас намного меньше, чем во времена Маркса, когда еще не было государства благосостояния. Принцип распределения по потребностям уже принят в некоторых секторах экономики в Канаде и большинстве европейских капиталистических стран, и большая его часть будет перенесена в коммунизм. Люди с особыми потребностями будут получать бесплатно отдельные товары и услуги, в которых нуждаются, или им будет записываться дополнительное рабочее время для приобретения нужных товаров в социальных магазинах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.