Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физкультурные занятия на воздухе






Физкультурные занятия проводятся как в помещении детского сада, так и на воздухе. Исследования В.Г.Фролова и Г.П.Юрко Москва) показывают высокий оздоровительный эффект физкуль­турных занятий, проводимых в течение всего года на воздухе. Од­нако эти занятия исключают выполнение физических упражнений " из положения сидя, лежа; они не имеют возможности использо­вать ползание, которое очень полезно для развития брюшного прес-caи позвоночного столба. В зимнее время не предоставляется усло­вий для выполнения сложных прыжков, лазания, подбрасывания -и ловли мяча и т.д. Затруднена работа над точностью выполнения общеразвивающих упражнений, метания и других движений из-за; боязни вызвать переохлаждение организма детей. В этом случае Подбор упражнений регламентируется временем года, а не систе­матичностью в решении педагогических задач.

Физкультурные занятия на воздухе позволяют научить детей выполнять движения в естественных условиях: использовать раз­личные способы ходьбы в зависимости от грунта (ходьба по песку, по воде, по траве, по скользкой поверхности), от рельефа (позна­комить с различным положением туловища и постановки ног при \ вхождении и спуске по наклонной поверхности); использовать бум, бревно для выполнения различных упражнений. Кроме того, есте­ственные условия дают возможность познакомить детей с лазани­ем по шесту, передвижением на лианах, рукоходах и т.д.; позво­ляют после разучивания техники выполнения прыжков в длину и в высоту с разбега включить выполнение этих движений в прыж-^ковую яму, побуждая детей сочетать энергичный разбег с отталки­ванием одной ногой, увеличивая расстояние; создают благоприят­ные ситуации для разучивания метания в движущуюся цель (на­пример, «Нагрузить коробку, стоящую на санках, скатывающихся с горки, съезжающую с горки грузовую машину, применяя желу­ди, шишки, снежки, мешочки и т.д.»).

Для развития функции равновесия в естественных условиях ис­пользуются бровки, шины и т.д.

Во время физкультурных занятий, проводимых на воздухе, ус­пешно решаются задачи закаливания, воспитания общей вынос­ливости, чрезвычайно эффективно повышаются защитные функ­ции организма.

Тем не менее структура физкультурных занятий на воздухе, в основном оставаясь неизменной, предусматривает для избежания Переохлаждения детей, особенно в холодное время года, более Широкое использование пробежек между выполнением различных видов физических упражнений.


2.7.2. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА В ДЕТСКОМ САДУ1

Содержание, схема построения утренней гимнастики и ее обоснование

Теория и методика проведения утренней гимнастики были раз­работаны Н.А. Метловым совместно с ленинградскими физиоло­гами в 30-е годы XX столетия. Основная задача утренней гимнас­тики — перевести ребенка в бодрое состояние, активизировать и содействовать переходу к более интенсивной деятельности. Благо­даря утренней гимнастике усиливаются все физиологические про­цессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшается питание всех органов и систем, что создает условия для увеличе­ния работоспособности. Двигательная активность приводит в дея­тельное состояние различные анализаторы.

Включение и ежедневное проведение упражнений для всех групп мышц способствует их укреплению. Так, например, использова­ние упражнений, сближающих лопатки, укрепляет мышцы спи­ны, живота, вырабатывает у детей правильную осанку, содейству­ет выпрямлению позвоночника. Введение упражнений для укреп­ления свода стопы предупреждает плоскостопие. Значителен и за­каливающий эффект как на самой утренней гимнастике, «так и в сочетании с закаливающими процедурами.

Утренняя гимнастика создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся: сильно возбужденных детей успокаивают действия в заданном темпе, а малокровные дети втя­гиваются в определенный ритм работы. Поэтому после утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их доволь­ны и радостны. Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей дея­тельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, кото­рая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него не­значительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами. Поскольку утренняя гим­настика является ежедневной формой работы, то целесообразно во время ходьбы разнообразить размещение детей в пространстве: использовать перемещение змейкой, зигзагообразно, двумя колон­нами в разные стороны, по диагонали и т.д. Это позволит снять монотонность, однообразие занятий, физиологическая нагрузка при этом будет определяться пройденным расстоянием, произой-

1 Параграф написан Н.В. Полтавцевой. 280


дет увеличение психологической нагрузки, что вызовет у детей сосредоточенность. Важно, чтобы способы перемещения в простран­стве детям были знакомы.

Значение утренней гимнастики прежде всего определяется по­вышением жизнедеятельности всего организма. Работа мышечной системы активизирует сердечно-сосудистую, дыхательную систе­мы, растормаживает нервную систему, создает условия для хоро­шей умственной работоспособности, для перехода к деятельному состоянию всего организма.

t Диктантный способ подачи заданий оживляет восприятие и вни­мание детей. После ходьбы может быть предложен непродолжи­тельный бег в умеренном темпе. Чаще всего он используется, если дети вялы, сонливы или если в помещении прохладно. Бег сменя­ется ходьбой и перестроением для выполнения общеразвивающих упражнений.

Количество упражнений, их содержание и последовательность соответствуют требованиям входящих в комплекс общеразвиваю­щих упражнений для физкультурных занятий. Но в связи с тем, что необходимо вызвать бодрое, оживленное состояние детей, уп­ражнения должны выполняться в быстром темпе, а поэтому сле­дует включать уже усвоенные движения, не требующие большого умственного напряжения. Важно, чтобы эти упражнения давались живо, интересно, бодро.

После того как проведена разминка всех мышечных групп и повысилась физиологическая нагрузка, наступает пик физиологи­ческой кривой, который приходится на прыжки на месте и быст­рый бег.

В старших группах можно изменять нагрузку не только за счет числа подпрыгиваний и высоты полета, но и применять прыжки попеременно на одной и другой ноге, прыжки с разным положе­нием ног. После прыжков предлагается ходьба, которая снижает нагрузку.

Для снижения физиологической нагрузки предлагается ходьба или танцевальные движения. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения с медленным Продолжительным выдохом в виде чтения четверостишия на од-Ном-двух вдохах или игровые упражнения («Шина спустилась», «Мяч лопнул» и т.д.).

. Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игро­вых упражнений. Например, вначале проводят хороводную игру, °бщеразвивающие упражнения с включением в них игр «Фото­граф», «Затейники» (педагог показывает упражнения, а дети его Копируют). Для пика физической нагрузки используется подвиж­ная игра высокой интенсивности, а заканчивается утренняя гим-


настика малоподвижной игрой. Такой тип занятий хорошо приме­нять в праздничные дни, когда проводятся утренники, и дети при­ходят в детский сад взволнованные, нарядные.

Утренняя гимнастика проводится на воздухе в теплое время года, а при соответствующих условиях — в течение всего года. В этом случае общеразвивающие упражнения могут выполняться в дви­жении.

Прыжки и скоростной бег могут быть заменены бегом на вы­носливость. К концу года дозировка этого бега может составлять: в младшей группе — 80 м (1 мин), в средней — 160 м (1, 5 мин), в старшей — 240 м (2 мин), в подготовительной — 320—340 м (2, 5— 3 мин). Следует учитывать, что целесообразно двигаться, исполь­зуя всю территорию детского сада, и даже выбегать за ее границу, в соседний парк. Интерес к такому бегу значительно выше, и дети получают большое удовольствие от смены маршрута перемещения. При этом направляющим назначается ребенок, имеющий опыт бега в умеренном темпе, и остальные не имеют права обгонять впереди бегущего, а сам воспитатель бежит в конце колонны, что­бы держать в поле зрения всех детей. Примерно за 20—30 метров до ворот детского сада на обратном пути можно позволить желаю­щим пробежаться в быстром темпе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.