Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен Востока






 

Тип циклического развития возник в глубокой древности, в разных вариантах имеет широкое распространение и сейчас. Поскольку главные черты сформулированы на примере стран Востока - прежде всего Индии, Китая, где он нашел классическое выражение, его можно назвать восточным типом цивилизации.

Общество, относящееся к подобному типу развития, существует в рамках исторического времени, которое делится на три ступени: прошлое, настоящее и будущее. Однако представление о времени имеет свои особенности. Время земное, в котором живут люди, и время небесное, в котором обитают боги, текут как бы вместе, одновременно. Это связано с тем, что на Востоке боги, небесные силы рассматриваются как часть живой природы. Они существуют рядом с человеком, участвуют в его жизни, влияют на нее. Но и человек в свою очередь может влиять на живущих рядом богов. К тому же прошлое, настоящее и будущее тоже существуют как бы одновременно, вместе. Человек живет одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Это связано с тем, что душа на Востоке считается бессмертной, она лишь меняет форму своего существования. Поэтому умершие предки (прошлое) существуют в настоящем, но в другой форме, и влияют на человека. И будущее тоже рядом - неродившиеся потомки существуют в настоящем, но в другой форме. В некоторых обществах время воспринимается как циклическое, то есть оно периодически возвращается к исходной точке. С подобными представлениями о времени связана поэтизация прошлого. “Золотой век” для этих народов всегда в прошлом, именно оно дает образцы поступков и действий.

Ментальность народов, относящихся к этому типу, обладает ярко выраженным своеобразием. Общественное сознание носит харизматический характер. Действительность воспринимается не только в реальности, через чувственный опыт (я это вижу, слышу, ощущаю), но и через призму веры в сверхъестественные силы, религиозной догматики. Цель существования таких обществ понимается как приближение, движениe к некоему высшему харизматическому, то есть божественному идеалу. Жизнь представляет собой как бы бесконечно разыгрываемый религиозный или космогонический спектакль, в котором участвуют и боги, и люди.

Сосредоточенность на духовном - это отличительная черта общественного сознания. Главной ценностью бытия являлось постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных целей. Истовость религиозного поиска, аскеза, стремление к духовному совершенству характерно для буддийской Индии. Китайское конфуцианство в этом смысле более умеренно, но вакуум заполнен культом легендарных героев, древних мудрецов, которым подражали до самоотречения. Социальный идеал, сформулированный на основе кон-фуцианства, - бескорыстный рыцарь безупречной морали, высокого долга, гуманности, почитающий мудрость старших и т.п., - это тот образец, к которому стремился каждый. Рационально-упорядоченное конфуцианское учение исключало аскетизм и экстатизм, загробную жизнь. Но магия не отвергалась, существовала мессианская надежда на спасителя на этом свете - в лице императора. Отношение к основным ценностям, идеалам, а также лидерам, вождям, монархам, которые рассматривались как носители высших ценностей, имело харизматический характер. Земным владыкам приписывались сверхъестественные способности. Они обожествлялись.

Общества, которые можно отнести ко второму типу цивилизации, построены на принципах коллективизма. Личные интересы полностью подчинены общим: общинным, государственным. Личностное начало развито слабо. Важнейшим элементом общественного устройства являлась община. Интересы личности в общине полностью подчинены интересам коллектива, который определял все стороны жизни: нравственные нормы, духовные приоритеты, культурные предпочтения, принципы социальной справедливости и социальной защиты, норму и характер труда. Социальные роли в общине были жестко закреплены и изменения в положении ее членов жестко контролировались, связаны с определенным ритуалом. Знаменитый китайский мудрец Конфуций (V в. до н.э.) говорил: “Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном”. Казалось бы, какая тут особая мудрость. Однако речь идет о важном: в человеческом сообществе каждый играет определенную роль и менять ее человеку не дано. Общины в разных странах могут объединяться по разному принципу: семейная община, клановая, кастовая, территориальная, родовая, корпоративная и т.п.

Поскольку общество восточного типа было построено на принципах коллективизма, там отсутствовала классовая структура и классовые категории кним не применимы. Это страны, где нет рыночной экономики, нет социально-классовой дифференциации. В таком обществе есть бедные, есть богатые, но нет собственности как производящего и умножающегося капитала. Понятие частной собственности в полном смысле отсутствовало. Речь могла идти о коллективном (община, племя, корпоративное объединение) праве на пользование, владение ресурсами (водой, землей и т.п.). Верховным собственником всего выступало государство, власть. Принадлежность к власти (должность) опосредованно давала право на собственность (она могла быть и наследственной). Но это не частная собственность. Попытки приватизации собственности пресекалисьили резко ограничивались. Полная частная собственность не допускалась. Деньги вкладывались в дом, богатый выезд, безумную роскошь, а не превращались в работающий капитал.

Восточное общество было построено на особом типе связей, которые имели исключительно вертикальный характер, то есть все связи в обществе замкнуты на властных структурах. Горизонтальные, независимые от власти, связи (экономические, духовные, политические) между общинами отсутствуют. Все связи вертикально замкнуты на слой управляющей бюрократии, которая, в свою очередь, замкнута на единоличного правителя (монарха, президента и т.д.). Власть единоличного правителя ничем не ограничена, и он рассматривался как наместник бога на земле. Бюрократия, управляющая от его имени, играла колоссальную роль. Человек в таком обществе полностью зависел от произвола чиновников. Коррупция, злоупотребления властью при такой общественной системе неизбежны. Взятка становилась обязательной на всех уровнях, административные, судейские и военные должности явно или неявно продавались.

Отсутствие горизонтальных связей между общинами объясняется не только особенностями общественного устройства, но и характером самой общины. Поскольку община охватывала все стороны жизни человека, она многофункциональна, сама определяла нормы и контролировала их исполнение, то она самодостаточна, тяготела к автаркии, замкнутости, внешние связи были сведены до минимума.

В таких обществах колоссальную роль играет централизованное государство. Их называют этатистскими, то есть государственными обществами. Государство связывало воедино общины, брало на себя функции управления обществом, распорядителя собственности, идеологические функции, контроль за духовной сферой и т.п. Его роль так велика, что часть ученых-обществоведов, даже во времена монопольного господства марксизма-ленинизма, считала, что государство на Востоке не надстройка, а часть базиса, важнейший его элемент. При ослаблении государства это общество paспадалось. Тип государства - деспотия. Деспотия предполагает ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не стесненную никакими формальными правилами или законами и опирающуюся непосредственно на силу. Условием существования такой власти является господство государственной и общественной собственности (прежде всего на землю) и зависимое положение индивида от системы власти. Государство полностью подчиняло себе людей, контролировало их деятельность, широко применяя принуждение. Связи между людьми, общинами, независимые от государства, были полностью исключены. Абсолютное преобладание государства над обществом - один из характерных признаков восточного деспотизма. Государство предстает как самодовлеющая сила, стоящая над человеком, регулирующая все многообразие отношений в обществе. В таких государствах страх подданных перед всесилием власти сочетался с безграничной верой в ее носителей, обожествлением их.

Правитель был “хозяином” всего, что находилось в его власти. За частными лицами признавались лишь владельческие права, в некоторых случаях - права на мелкую собственность, в основном жилье и хозяйство, а также на движимое имущество. Но и в этих случаях имущественные права частных лиц не имели четких правовых гарантий.

Подобное устройство находило опору в религиозных системах. Конфуций выдвинул тезис о том, что государство - это та же семья, хотя и большая. Ему принадлежит идея разумного управления государством через мудрых и справедливых чиновников. Добродетельное правление, как утверждалось, приведет к социальной гармонии. Социальная стабильность обеспечивалась за счет уравнительности, недифференцированности общества.

Важно понять, что деспотизм власти объяснялся во многом отсутствием частной собственности и, следовательно, полной зависимостью от государства. Люди, не имеющие частной собственности, не могли быть независимыми. Возникающиe на протяжении истории частнособственнические тенденции неизбежно подавлялись государствомили ставились в зависимость от него, государство и общество нераздельны, слиты. Ни одно лицо, ни богатые, ни бедные, ни знать, ни простолюдины не имели никаких прав, ни возможностей отстаивать свою личную и имущественную неприкосновенность.

Государственная машина восточного деспотизма была обезличена. Большинство решений носили анонимныйили коллегиальный характер. От чиновников требовалось только повиновение. Личная инициатива и ответственность исключались. В таких условиях не могли возникать политические партии, борьба идей.

В подобных обществах изменения происходили медленно. Несколько поколений людей могли существовать практически в одних и тех же условиях, пользоваться одинаковым социальным опытом, сохранять устойчивые стереотипы общественного сознания. Традиция, апробированная опытом многих поколений, канонизировалась как высшая общественная ценность. Здесь не было места для проблемы “отцов и детей”, разрыва между поколениями не наблюдалось. Поскольку несколько поколений существовало в одних и тех же условиях, то новые поколения использовали опыт старших. В силу этого авторитет старшего поколения был очень высок, молодежь должна демонстрировать знаки почтения и уважения к старшим.

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически можно изобразить в виде пружины, где каждый виток - это один цикл развития, шаг от одного витка к другому - поступательное движение. На примере истории Китая были выделены следующие стадии, которые в совокупности составляют один цикл развития:

1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства.

2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.

3. Упадок власти, ослабление государства.

4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы, и т.п.

Необходимо отметить особенности массовых движений на Востоке.Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение крестьянской земли богачами, гнет и поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не ведут общество вперед, не означают потребность в ином типе развития. Они лишь признак сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливается с небольшими изменениями.

На стадии социальной катастрофы происходила смена правления, осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась, и общество выходило на новый виток. Обратите внимание: в обществах такого типа наиболее активные изменения происходили на стадии социальной катастрофы, в условиях нестабильности, когда государственная организация сильно ослаблена. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности.

Характерно, что при таком медленном, циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру: философия, тончайшее искусство, поражающие мир открытия и т.п. И это при том, что личность на Востоке не имела собственной ценности. В соответствии с восточными представлениями: человек - это песчинка на берегу океана вечности. От него ничего не зависело. Не случайно распространенный символ восточной культуры: человек в лодке без весел. Жизнь человека определяло течение реки, то есть исторические традиции, природа, государство, поэтому весла человеку не нужны. Возможности влиять на исторический процесс со стороны человека были крайне ограничены. Отсюда - фатализм, вера в предопределенность судьбы и событий, как отражение отсутствия возможностей влиять на исторический процесс. Стремление к свободе реализовывалось в духовной сфере, где было возможно отстраниться от власти земной.

Этот тип цивилизации был довольно широко распространен в Азии, Африке, Америке. К примеру, империя инков, погибшая под ударами испанских колонизаторов, также отличалась общинным устройством, в общественном сознании переплетались земные представления и космические (небесныe). Современные идеологи индейского возрождения на американском континенте называют государство инков “великой социалистической империей”, поскольку в нем не было классовой дифференциации и господствовал коллективизм.

Итак, таковы основные черты второго типа цивилизаций. Обратите внимание: для людей, живущих в соответствии с традициями подобного типа цивилизации, впрочем как и любого другого, его ценности являются естественными и высшими, наиболее предпочтительными. Яркое свидетельство этому - отрывок из официального письма китайского императора Цзянь-Луна английскому королю Георгу III, которое было направлено через британского посланника в 1793 г.:

“…Управляя всем миром, я преследую одну цель, а именно: сохранить благое правление и выполнить долг перед государством. Чужие и дорогостоящие цели меня не интересуют… У нас есть все, и это может свидетельствовать твой посол. Я не придаю значения вещам экзотическим или примитивным и в товарах твоей страны мы не нуждаемся”. Если Европа высокомерно считала туземцев частью флоры и фауны, то и Восток платил им тем же.

Значительная (если не большая) часть населения планеты жила в обществах подобного типа. Как же человек на протяжении столетий существовал в таких жестких ycлoвиях? Почему ничего не менялось? С позиций сегодняшних приоритетов российского общества (свобода, демократия, права личности) такие вопросы возникают. Важно понять, любовь, счастье, радость - это принадлежность не только демократических обществ, они существуют везде. Дело в том, что в жестко организованных обществах действуют компенсаторные механизмы, которые адаптируют человека к системе. Жизнь человека коротка, и надо успеть хотя бы притчевое: посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка. Поэтому бессмысленны вопросы, которые задают на улицах Москвы и других городов России пылкие молодые тележурналисты пожилым людям: “Как же вы жили и смеялись, когда рядом были лагеря, тотальная слежка и т.д.? ” Они жили в другом, чем сейчас, обществе, в котором действовали соответствующие компенсаторы.

Важнейший компенсатор - сосредоточенность общества на высших духовных ценностях и идеалах. Для большинства стран - это религиозные ценности. Человек имеет возможность реализовать себя, удовлетворить потребность в свободе в духовном поиске, в духовной жизни. Повседневная (рутинная) жизнь одухотворена высшими целями, высшим сакральным смыслом. Еще одним важным компенсатором в таких обществах является коллективизм. Коллектив (община) подавляет личность, насаждает уравнительность. Но он же страхует человека, дает ему чувство защищенности перед лицом жестокого мира, оказывает ему конкретную повседневную помощь. Чем труднее, беднее жизнь человека, тем больше нуждается он в коллективе, стремится в нем раствориться. Коллективизм является мощным фактором защиты человека, апробированным на протяжении многих тысячелетий. Культура коллективизма очень богата.

Наличиe компенсаторных механизмов позволяло обществу функционировать полноценно, вносить богатейший вклад в сокровищницу мировой культуры. А. Тойнби утверждал: “Политическая статичность Востока, в сущности, не имела столь уж большого значения, а возможно, и вовсе не оказывала влияния на богатство и полноту жизни общества”. Возможно, это и так. Вместе с тем уровень жизни большинства народа при таком типе развития крайне низок, человек постоянно находится под прессом жестокой, деспотической власти. Мечты, проекты и попытки ускорить развитие, улучшить жизнь в пределах существования конкретного человека составляют важную часть истории цивилизаций восточного типа (модернизация). Особенно активно эти попытки предпринимались в XX в. Проблемы модернизации стран восточного типа - тема другой лекции.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.