Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причина союза — авидья.






Для союза пуруши и пракрити должна быть причина. Этой причи-

ной является авидья. И пракрити и пуруша безначальны. До нача-

ла вселенной они уже существовали. На самом деле пуруша всегда

освобожденный. Но может быть задан вопрос: если пуруша всегда

свободен, в чем заключается смысл достижения мукти снова? Эта

проблема находится за пределами логики; она может быть решена

только в состоянии медитации.

Говорится, что авидья есть причина союза. Но эта авидья не

есть неведение [в обычном понимании]. Это не та авидья, которая

обсуждалась при рассмотрении клеш. Здесь авидья — это высшая

сила, называемая майей, определить которую в писаниях нет ни-

какой возможности. Складывается впечатление, что эта авидья яв-

ляется изначальной, действующей причиной взаимоотношений

между пурушей и пракрити. Это может быть понято только через

философию адвайты, поскольку в санкхье пуруша и пракрити

[едины только в том, что оба] вечны. В веданте же они составляют

одно, называемое Брахман — высший.

Он есть основа всех энергий и всего сознания, но в этом созна-

нии есть движущая сила, которая называется майя. Вследствие

этой майи создается некая пелена, и посредством этой завесы рож-

дается пракрити, после чего и пракрити и пуруша становятся ил-

люзорными процессами. Для дуалистической санкхьи они не ил-

люзорны, но веданта не двойственна, и поэтому она может объяс-

нять Брахмана и майю как одну сущность.

Сутра 25: Определение ханы

Tadabha̱ va̱ t samyogobha̱ vo ha̱ nam taddrisheh

kaivalyam

Tat то (авидья);

abha̱ va̱ t — из-за отсутствия;

samyoga — союз;

abha̱ vah — отсутствие;

ha̱ nam — упразднение;

tat — то (состояние);

drisheh — видящего;

kaivalyam — освобождение.

При отсутствии авидьи союз (между пурушей и пракрити) исчезает.

Это есть хана (упразднение), называемое освобождением пуруши.

С удалением авидьи удаляется причина соединения пуруши с пра-

крити, а с удалением причины ее действие, а именно соединение,

также перестает существовать. Это называется ханой, которая изо-

лирует пурушу от всего остального. Это есть освобождение (кайва-

лья). Эта тема кайвальи будет основательно обсуждаться в четвер-

той главе, поэтому здесь нет необходимости останавливаться на

деталях.

Сутра 26: Средства ханы

Vi̱ vekakhya̱ tiraviplava̱ ha̱ nopa̱ yah

Viveka — различение;

khya̱ tih — осознание;

aviplava̱ без колебания;

ha̱ nopa̱ yah — средство для упразднения (ханы).

Непоколебимое осознание реального (вивекакхьяти) есть средство






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.