Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура антропоцентрического и экоцентрического экологического сознания






Антропоцентрическое экологическое сознание Экоцентрическое экологическое сознание
1. Высшую ценность представляет человек 1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы
2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира
3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей 3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворе­ние как потребностей человека, так и потребностей всего природного со­общества
4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку 4. «Экологический императив»: пра­вильно только то, что не нарушает существующее в природе экологиче­ское равновесие
5. Природа воспринимается как объ­ект человеческой деятельности .5иТ£ ирода воспринимается как рав­ноправный субъект по взаимодейст­вию с человеком
6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила рав­ным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой
7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть под­чинен целям и задачам человека 7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства
8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматиз­мом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью со­хранить природу ради нее самой и ради людей

Таким образом, выделенные признаки, являющиеся одновре­менно и структурными компонентами разных типов экологиче­ского сознания, дают возможность представить некоторую цело­стную описательную характеристику данным типам.

Итак, антропоцентрическое экологическое сознание - это осо­бая форма отражения природных объектов и явлений действи­тельности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую

и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила.

Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, за­нимающихся проблемами социальной экологии, считают некор­ректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим.

Экоцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразую­щую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.

Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов эколо­гического сознания. В последние годы значительно активизиру­ются экспериментальные исследования различных сторон эколо­гического сознания. Так, Т. В. Иванова изучала экологические цен­ности в общественном сознании и выявила любопытный факт: эко-центрическая направленность сознания более характерна для мо­лодых людей - 17-19-летних, для которых природа обладает са­мостоятельной ценностью независимо от ее возможного использо­вания. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ про­фессии и характер будущей деятельности актуализируют мотива­цию, для которой природа приобретает все в большей мере праг­матический объективный характер.

К аналогичным результатам пришла И. В. Кряж, которая про­вела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два раз­ных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равно­душие - экологическая безграмотность - безответственность -жестокость - эгоизм», с другой - «альтруизм - стремление к внут­ренней гармонии - переоценка жизненных ценностей - ответствен­ность - поиск духовной основы - экологическая озабоченность -любовь к природе - потребность в общении с ней».

В целом И. В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в не­посредственном общении с природой связываются преимущест­венно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полу­ченные Т.В.Ивановой и И.В.Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это осо­бенно характерно для нашей страны), что новая экологическая эти­ка, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор сис­тема экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных цен­ностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентри-стской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы обра­зования подрастающего поколения, которая в полной мере учи­тывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики.

Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г.Козлова в своей работе акцентиру­ет внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркут­ске в качестве ноосферного образования ставится проблема фор­мирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, эколо­гического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понима­ние органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных.

Таким образом, в современном образовательном процессе пред­принимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психоло­гических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.