Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Своеобразие поведения в естественной и социальной среде






Сказанное ранее дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, опи­сывается поведение человека в естественной среде, в искусствен­ной среде - в быту и на производстве, в экстремальных ситуациях. Список этот можно значительно продолжить.

Поведение человека в естественной среде. Понятие «естествен­ная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для живот­ных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека же жизнь в лесу, в пе­щере, в пустыне, не имея крова над головой, запасов пищи и воды губительна: если даже он и выживет, то его жизнь нельзя назвать жизнью, это будет жалкое существование. Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, создан­ных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжа­ет жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, на­ходящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые ли­бо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена.

По мнению Т. И.Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды:

-культура (усвоенные человеком моральные установки, нор­мы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме);

- стрессовые факторы и другие источники напряженности;

- физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности.

Тем не менее разговор о поведении человека в естественной сре­де вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний.

Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта - прост­ранственный и временной.

Что касается первого аспекта, т. е. пространственного, то дав­но известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи­вает. Мы уже отмечали влияние климатических условий на харак­тер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны.

Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отли­чается от поведения селянина, более того, поведение жителя мега­полиса отличается от поведения провинциального горожанина. Не секрет, например, что жизнь в Москве очень внешне насыщен­на и интенсивна, но реальные дела здесь делаются достаточно медленно. Наоборот, в каком-нибудь городе Ч... внешне жизнь протекает гораздо медленнее, но она более насыщена в содержа­тельном плане. А секрет здесь прост - это фактор расстояния. В Москве, чтобы попасть за день в три-четыре места, нужно потра­тить весь день, а в городе Ч... - на это уйдет всего лишь час. По­этому москвич доброжелателен, покладист, обещает помощь, и на самом деле готов ее оказать, но у него реально не хватает време­ни, и реальное исполнение он откладывает, оттягивает и т. п. Жи­тель же города Ч... - более сдержан в обещаниях, что связано с его более серьезной оценкой своих возможностей, однако, обещав что-либо, он старается выполнить обещание. Так и рождаются мифы о столичных жителях и о провинциалах, хотя на самом деле их образ поведения детерминирован местом проживания.

На поведение человека оказывает влияние сама обстановка места, где он находится: лес или поле, город или село, магазин или учебное заведение, кафе или театр. И люди ведут себя соот­ветственно той роли, которую они играют, согласно ситуации. В «дачнике», старательно копающем землю, можно не узнать про­фессора университета, в «отстраненной» от покупателя продав­щице - любящую мать и т. п. Сама ситуация, место, антураж, ок­ружающие вещи определяют наше поведение. Придя в гости в од­ну квартиру, мы чувствуем раздражение, дискомфорт, тревогу: в силу этого сдержанно общаемся с хозяевами; в другой же кварти­ре мы доброжелательны, раскованны, общительны. На это могут влиять как интерьер квартиры, так и специфический запах, цвет и фактура обоев. К сожалению, эти вещи еще очень слабо изучены в современной науке, в том числе и в психологии, которая по роду своих занятий должна интересоваться такими фактами. В соци­альной экологии же, наоборот, на эти аспекты обращается перво­степенное внимание.

Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведе- 94

ния», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупно­стью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время раз­личных праздников и совсем другое в будничные дни.

Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый ин­дивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Сущест­вует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с неко­торой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем дости­жения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в про­шлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возмож­ность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуа­ции, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается про­блем поведения его в среде социальной. в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи­вает. Мы уже отмечали влияние климатических условий на харак­тер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне - более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны.

Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отли­чается от поведения селянина, более того, поведение жителя мега­полиса отличается от поведения провинциального горожанина. Не секрет, например, что жизнь в Москве очень внешне насыщен­на и интенсивна, но реальные дела здесь делаются достаточно медленно. Наоборот, в каком-нибудь городе Ч... внешне жизнь протекает гораздо медленнее, но она более насыщена в содержа­тельном плане. А секрет здесь прост - это фактор расстояния. В Москве, чтобы попасть за день в три-четыре места, нужно потра­тить весь день, а в городе Ч... - на это уйдет всего лишь час. По­этому москвич доброжелателен, покладист, обещает помощь, и на самом деле готов ее оказать, но у него реально не хватает време­ни, и реальное исполнение он откладывает, оттягивает и т. п. Жи­тель же города Ч... - более сдержан в обещаниях, что связано с его более серьезной оценкой своих возможностей, однако, обещав что-либо, он старается выполнить обещание. Так и рождаются мифы о столичных жителях и о провинциалах, хотя на самом деле их образ поведения детерминирован местом проживания.

На поведение человека оказывает влияние сама обстановка места, где он находится: лес или поле, город или село, магазин или учебное заведение, кафе или театр. И люди ведут себя соот­ветственно той роли, которую они играют, согласно ситуации. В «дачнике», старательно копающем землю, можно не узнать про­фессора университета, в «отстраненной» от покупателя продав­щице - любящую мать и т. п. Сама ситуация, место, антураж, ок­ружающие вещи определяют наше поведение. Придя в гости в од­ну квартиру, мы чувствуем раздражение, дискомфорт, тревогу: в силу этого сдержанно общаемся с хозяевами; в другой же кварти­ре мы доброжелательны, раскованны, общительны. На это могут влиять как интерьер квартиры, так и специфический запах, цвет и фактура обоев. К сожалению, эти вещи еще очень слабо изучены в современной науке, в том числе и в психологии, которая по роду своих занятий должна интересоваться такими фактами. В соци­альной экологии же, наоборот, на эти аспекты обращается перво­степенное внимание.

Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения - «место поведе- 94

ния», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупно­стью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время раз­личных праздников и совсем другое в будничные дни.

Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый ин­дивид - продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Сущест­вует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с неко­торой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем дости­жения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в про­шлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возмож­ность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуа­ции, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается про­блем поведения его в среде социальной.

Существует немало интересных теорий, в которых рассматри­ваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепен­ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру­ет условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматрива­ется как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражите­ли. Раздражителями могут выступать рельеф местности, расти­тельность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил приро­ды, которые находятся вне его контроля.

Американская исследовательница Э. Ч. Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что чело­век - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.

Здесь заметно взаимовлияние концепции географического де­терминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа­нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом

Существует немало интересных теорий, в которых рассматри­ваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепен­ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру­ет условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматрива­ется как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражите­ли. Раздражителями могут выступать рельеф местности, расти­тельность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил приро­ды, которые находятся вне его контроля.

Американская исследовательница Э. Ч. Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что чело­век - продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей.

Здесь заметно взаимовлияние концепции географического де­терминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа­нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом

случае выводится из бихевиористского принципа «стимул-реак­ция», а природная среда рассматривается как совокупность сти­мулов, на которые человек вынужден реагировать.

Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда пред­ставляет собой арену для его деятельности. Они считают, что до­минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно­стей, которые человек выбирает и реализует.

Существует еще одна теория - географический пробабилизм, ав­тором которой является О.Спат и которая занимает промежуточ­ное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие - менее благоприятные.

Поведение человека в социальной среде. Человек живет не толь­ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно разли­чаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обра­тим внимание только на самые общие моменты.

Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоя­тельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т. е. схематизации и упрощений, где предпри­нимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане - люди чопорные и приверженные традициям, немцы - пунктуальны и последовательны, французы - общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С.Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоп­равданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера пове­дения поляка отличается от манеры поведения араба, манера по­ведения русского - от манеры поведения американца и т. п.

Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чув­ство мусульманской самоидентификации, доходящее до противо­поставления другим - немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дис­танцирования и т. д.

Национальное и религиозное могут сочетаться самым причуд­ливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оцен­ках, запретах.

В-третьих, поведение человека во многом определяется той груп­пой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начи­ная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведе­ние человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на произ­водстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. На­пример, поведение репортера будет отличаться от поведения ху­дожника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором - усидчи­вость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия. В быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и оди­наковые качества личности. Более того, поведение значительно оп­ределяется тем, какое место занимает человек в своей группе: началь­ник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользую­щийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отра­жается на манере поведения - в одном случае он склонен господство­вать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом - подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социаль­ной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т. е. группа, на мнение и оценки которой ориен­тируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение чело­века характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии.

В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй - с состоянием человека как лич­ности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувст­вует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т. п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, вы­сокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрес­сивный, неадекватный, защитный характер.

Учитывая, что огромное количество людей проживает в боль­ших городах, нам представляется интересным дать описание крау-динга - стресса, субъективно переживаемого человеком из-за не­хватки пространства. Один из самых активных исследователей это­го феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуа­ций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: пер­вичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми вре­менны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (напри­мер, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как не­преднамеренные; личностные, направленные на конкретную лич­ность. Возможны различные сочетания между типами среды и ти­пами взаимодействия и соответствующее поведение человека.

Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож­но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто­роны жизни.

В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фак­тор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ори­ентировочной деятельности (получение удовольствия при реше­нии неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения).

Существует еще очень важный аспект - поведение человека в организации. С. В. Смирнов и Е. П. Мурашова вводят понятие «ор­ганизационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и органи­зационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности.

Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микрострук­туру ее строения. Под инициативой (буквально - начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой - принятием на себя личностью определен­ной меры ответственности при решении общественных задач, об­ладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологиче­ского явления, которая может проявляться в разнообразных сфе­рах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в спо­собности индивида выполнять ту или иную деятельность на высо­ком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же харак­теризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнитель­ность отличается от исполнительности вообще как психологиче­ского качества своей направленностью на достижение просоци-альных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей.

Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек об­ладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и со­храняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными осо­бенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказы­вает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям.

Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в дос­таточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внеш­него и внутреннего мира.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.