Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон ноосферы В. И. Вернадского.






Биосфера неизбежно превратится в ноосферу, т. е. в сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы " человек—природа". Иными сло­вами, хаотичное саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции, будет заменено разумной стра­тегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, ре­гулировании процессов естественного развития. Лишь бла­го и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнта­ризм могут: быть в основе формирования ноосферы. Чело­вечеству придется решить массу тяжелых для нового вре­мени проблем, но это будут иные, чем сейчас, проблемы.

Только определенная гуманизация общества, относи­тельно бесконфликтное его включение в систему биосфе­ры, основанное на использовании только прироста ресур­сов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл закона ноосферы.

Более кратко можно констатировать: 1-й закон говорит о том, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его " давлением" на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем.

2-й закон (принцип) говорит об ограниченности эконо­мического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обще­ством, природой и человеком и теми группами, в которых человек живет.

3-й закон (правило) говорит о необходимости понима­ния возможного изменения социально-экологических потреб­ностей человека разными способами, которые обусловлены природной средой и которые на нее влияют.

4-й закон говорит о том, что процесс развития обще­ства через определенные фазы не может происходить от более поздних фаз по направлению к предыдущим.

5-закон — закон Вернадского, по которому биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т. е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет доминантную роль в развитии системы " человек—природа". Таким образом, уче­ные Реймерс, Бауэр, Вернадский, Коммонер и др. при фор­мировании законов социальной экологии так или иначе ис­ходят из закономерностей общей экологии, поэтому законы социальной экологии содержат в себе выражение этих за­кономерностей.

 

Таблица 1

Основные параметры (индикаторы) глобального экологического кризиса

Биосоциальные Индикаторы техногенеза
1. Природопокорительская идео- 5. Вытеснение естественного искусст-
логия венным и возникновение отходов
2. Экспоненциальный рост наро- 6. Геохимическое загрязнение окру-
донаселения — демографический жающей среды — воздуха, воды, почв
взрыв Геохимическое отравление биоты:
3. Экспоненциальный рост соци- 7. Металлизация
ально-экономической дифферен- 8. Хемотоксикация
циации 9. Радиотоксикация
4. Рост масштабов военных кон- 10. Шумовое и энергоинформационное
фликтов загрязнение биосферы

Таблица 2

Индикаторы тотальной экокатастрофы

Измеряемые параметры

Переход возобновимых природных ресурсов в невозобновимые и

прекращение биогеохимических круговоротов:

(Состояние почв

Возобновление чистой воды

Само поддержание биоты

Поддержание кислородного режима

Психоинформационный шок человечества

Технологическая готовность государств к самоуничтожению

Эндоэкологическое отравление (ЭЭО) межклеточной среды эукариот

и лавинная мутация их геномов _

 

 

Группа непосредственных воздействий включает: ♦ постепенное изменение климата планеты из-за воз­растания тепличного эффекта от накопления в атмосфере СО, метана и других малых газов, примесей, окислов азо­та, легких радиоактивных газов;

♦ общее и местное разрушение биосферного озоново­го экрана;

♦ загрязнение Мирового океана и его морей тяжелы­ми металлами, нефтепродуктами, радиоактивными веще­ствами и т. д.;

♦ разрыв нормальных экологических связей между оке­аном и водами суши в связи со строительством плотин на реках, в том числе изменение химического состава твердо­го стока, изменение нерестовых путей и т. п.;

♦ загрязнение атмосферы, особенно нижней тропо­сферы, с образованием кислотных осадков;

♦ загрязнение вод суши, в том числе служащих для питьевого водоснабжения, высокотоксичными веществами, включая фенолы, диоксиды, тяжелые металлы и т. д.;

♦ радиоактивное загрязнение отдельных районов в свя­зи с текущей эксплуатацией атомных устройств, чернобыль­ской и уральской катастрофами, испытанием атомного ору­жия, захоронением радиоактивных отходов;

♦ продолжающееся накопление на поверхности суши бытового мусора и промышленных отходов;

♦ сокращение площади тропических и северных лесов, ведущее к дисбалансу газов атмосферы, в том числе сокра­щению концентрации кислорода в атмосфере планеты;

♦ ухудшение среды жизни в населенных пунктах, прежде всего в крупных городах: переуплотнение населе­ния, шум, загрязнение воздуха и воды, отсутствие зелени и т. д.;

♦ общее истощение и нехватка природных ресурсов для развития человечества;

♦ относительная и абсолютная перенаселенность пла­неты, угроза включения факторов, зависящих от плотнос­ти человеческих популяций.

Можно и дальше продолжать перечень непосредствен­ных воздействий на природу, но остановимся более под­робно на отдельных направлениях, ведущих к глобальному экологическому кризису.

 

ТЕМА 6

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

КАК ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ОПАСНОСТИ

План

6.1. Характеристика стихийных бедствий и их последствия.

6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций.

6.1, Характеристика стихийных бедствий и их последствия

Ежегодно на территории земного шара происходят сотни всевозможных стихийных бедствий, которые не только на­носят огромный урон народному хозяйству, но, самое глав­ное, уносят тысячи человеческих жизней.

Землетрясения, сильные снегопады, наводнения, при­родные пожары, инфекционные заболевания людей и жи­вотных — основные виды стихийных бедствий.

Стихийные бедствия — это быстрое нарушение при­вычной, нормальной жизнедеятельности в каком-либо реги­оне, вызванное опасным природным явлением, приводящим к значительному социальному и экономическому ущербу.

Так, в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы накопления энергии, высвобождение которой вы­зывает сейсмические толчки.

Землетрясения можно классифицировать по различ­ным признакам. Наиболее распространенная классифика­ция — по причине их возникновения и по интенсивности колебания грунта на поверхности Земли. Например, земле­трясение в Турции (1999 г.) достигало более 7—8 баллов колебания грунта и унесло погибшими в результате разру­шений почти 30 тыс. жителей. В 2001 году произошло землетрясение в Индии, в результате которого погибло 100 тыс. человек.

Основные последствия землетрясений разделяются на природные и связанные с деятельностью человека. К при­родным относятся: сотрясание грунта, разжижение грун­та, оседания, цунами, сейши.

Связанные с деятельностью человека: разрушение зда­ний, мостов, других сооружений, пожары нефтехранилищ, разрыв газопроводов, средств коммуникаций, линий элект­ропередач, радиоактивные утечки при повреждении ядер­ных реакторов и т. д., которые приводят к гибели и различ­ным заболеваниям населения.

Одним из видов стихийного бедствия является также наводнение, когда прилегающая к водным пространствам территория затапливается водой, что причиняет огромный материальный ущерб, наносит урон здоровью населения.

По повторяемости, площади распространения и сум­марному годовому материальному ущербу в масштабах Рос­сии наводнение занимает первое место в ряду стихийных бедствий, а по человеческим жертвам и удельному мате­риальному ущербу наводнения занимают второе место пос­ле землетрясений. И что характерно: ни в настоящем, ни в будущем наводнения как стихийное бедствие не могут быть целиком предотвращены. Их можно только ослабить или локализовать.

Последствия наводнений наносят как прямой ущерб (ги­бель скота, сельскохозяйственных угодий, разрушение зда­ний, травмы и гибель людей, уничтожение и порча сырья и т. д.), так и косвенный ущерб: затраты на приобретение и доставку в пострадавшие районы строительных материа­лов, продуктов питания и т. п.

Регионами на территории нашей страны, где негатив­ное влияние наводнений наиболее велико, являются: бас­сейны Амура, Уссури, Умани и др.

Кроме того, к опасным природным явлениям относят­ся: извержения вулканов, оползни и сход лавин с гор, засу­ха и т. д. Все они приносят вред не только человеку, но и окружающей среде.

6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций

Под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку, сло­жившуюся в результате крупной производственной или транспортной аварии, антропогенного изменения среды оби­тания, характеризующуюся значительными отрицательны­ми экологическими и экономическими последствиями.

Чрезвычайные ситуации классифицируются по следу­ющим признакам (табл. 3): сфере возникновения, масштабу возможных последствий и ведомственной принадлежности.

Иногда чрезвычайные ситуации перерастают в эколо­гические катастрофы, ведущие к массовой гибели или за­болеваемости людей и огромному экономическому ущербу.

Как показывает практика, довольно часто к чрезвы­чайным ситуациям и катастрофам приводят ошибки в кон­структорских расчетах, а также неверные действия персо­нала технических комплексов, последствия которых непред­сказуемы.

Так, после Чернобыльской катастрофы население 15 регионов России, и в особенности население западных районов Брянской и Калужской областей, продолжает под­вергаться внешнему и внутреннему облучению долгоживу-щими радионуклидами цезия-137—134, стронция-90 и трансурановых элементов: плутония-238, 239, 240, амери-ция-241 и др. В течение 6 лет жители наиболее загрязнен­ных районов Брянской области получили эффективную дозу

Таблица 3

Классификация чрезвычайных ситуаций (по Г. П. Серову)'

Техногенного характера Природного характера Экологического характера
1.1.Транспортные ава­рии (катастрофы) 2.1. Геофизические опасные явления 3.1. Чрезвычайные си­туации, связанные с из­менением состояния суши
1.2. Пожары, взрывы 2.2. Геологические опас­ные явления 3.2. Чрезвычайные си­туации, связанные с из­менением состава и свойства атмосферы
1.3. Аварии, связанные с выбросом сильнодейст­вующих ядовитых ве­ществ 2.3. Метеорологические и агрометеорологиче­ские опасные явления 3.3. Чрезвычайные си­туации, связанные с из­менением состояния гидросферы
1.4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ 2.4. Морские гидрологи­ческие явления 3.4. Чрезвычайные си­туации, связанные с из­менением биосферы
1.5. Аварии с выбросом биологически опасных веществ 2.5. Гидрологические опасные явления  
1.6. Подземное обруше­ние зданий 2.6. Природные пожары  
1.7. Аварии на электро­энергетических системах 2.7. Инфекционная забо­леваемость людей  
1.8. Аварии на комму­никационных системах жизнеобеспечения 2.8. Инфекционная забо­леваемость сельскохо­зяйственных животных  
1.9. Аварии на очистных сооружениях 2.9. Поражение сельскохо­зяйственных растений болезнями и вредителями  
1.10. Гидродинамиче­ские аварии    

(без йода-131 на щитовидную железу) 42 милли Зиверта (МЗв). Коллективная эффективная доза за 6 лет составила 5000 человеко-Зивертов, а последствия от облучения могут составить от 400 до 6000 онкологических заболеваний со смертельным исходом и 100—150 врожденных аномалий раз­вития за 70 лет после аварии.

В результате радиационных аварий на НПО " Маяк" в Челябинске среди населения также зарегистрированы слу­чаи хронической лучевой болезни и отмечается повышен­ная частота заболеваний лейкемией.

В районах Алтайского края, где проводились испыта­ния ядерного оружия на Семипалатинском полигоне, так­же замечен рост онкологических заболеваний.

Крупномасштабное радиоактивное загрязнение лесно­го фона на части территории страны в результате этих катастроф вызвало значительные изменения и ограничения в системе ведения лесного хозяйства. По данным Роском-гидромета и результатам радиационного обследования, пло­щадь лесного фонда, загрязненная радионуклидами от чер­нобыльской аварии, составляет около 1, 3 млн га на терри­тории 15 областей.

Применительно к чрезвычайной ситуации в качестве идеальной цели управления может выступать обеспечение развития общества при условии его полной безопасности для здоровья и жизни людей. Как и всякий идеал, данная цель принципиально недостижима: определенная степень риска всегда присутствует.

В то же время можно выделить три цели управления в чрезвычайных ситуациях: предотвращение причин их воз­никновения, предотвращение самих экстремальных ситуа­ций и смягчение, максимальное ослабление их последствий.

Стратегия предотвращения причин возникновения чрез­вычайных ситуаций подразумевает недопущение таких дей­ствий или процессов, которые представляют прямую угро­зу жизни и здоровью населения. Возможны два варианта осуществления данной стратегии.

Первый — отказ от конкретных мер хозяйственного, политического и иного характера, которые создают источ­ник потенциальной чрезвычайно опасной ситуации.

Второй — уничтожение или полное перепрофилиро­вание объектов — источников повышенной опасности для здоровья и жизни людей.

Стратегия предотвращения самой чрезвычайной ситуа­ции предполагает, что причины, порождающие данную си­туацию, устранить невозможно или не удалось, вследствие чего начинается " цепная реакция" событий, ведущих к ка­тастрофам.

Поэтому необходимо, с одной стороны, прервать эту реакцию, не допустив окончательного выхода опасного про­цесса из-под контроля (например, отключить блок управ­ления ядерным реактором). С другой стороны, необходимо гарантировать безопасность населения (срочная эвакуация, укрытие людей и т. д.).

Наконец, третья стратегия — смягчение последст­вий — подразумевает ориентацию на максимальное ослаб­ление, локализацию всех последствий чрезвычайной ситу­ации, которую допустить нельзя или не удалось.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

8.1. Международное право в области охраны окружающей 8.2. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды в Российской Федерации. 8.3. Экологические права граждан РФ. 8.3.1. Понятие и особенности источников экологического права. В системе глобальных проблем современности экологи­ческая проблема характеризуется самой высокой степенью сложности внутренних и внешних взаимосвязей, среди ко­торых важное место отводится праву на благоприятную окружающую среду. Это право впервые было урегулиро­вано в Декларации Стокгольмской конференции ООН в 1972 г. Но уже тогда стало очевидным, что попытки реше­ния проблемы сохранения природы усилиями отдельных государств по меньшей мере малоперспективны. Снизить негативную нагрузку на окружающую среду на глобальном уровне возможно только при сотрудничестве всех стран.

8.1. Международное право в области охраны окружающей среды

Международное право играет роль регулятора, но в области охраны окружающей среды оно является также фактором достижения экологической безопасности на планете Земля, установления равновесия экологических инте­ресов стран с различным экономическим развитием.

Международное правовое сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется в трех направ­лениях:

♦ в рамках ООН;

♦ региональных союзов государств;

♦ в рамках континентального сотрудничества отдель­ных государств.

ООН решает два самых главных глобальных вопроса для человечества:

♦ сохранение мира на планете Земля;

♦ сохранение окружающей среды.

I Решение этих вопросов тесно связано между собой.

За всю историю своего существования человечество впервые оказалось объединенным в борьбе за выживание планеты Земля. Правда, это объединение идет противоре­чивым путем. Многие люди поняли, что современные об­щества зависят друг от друга в рамках человечества намно­го больше, чем когда-либо. Однако это единство не явля­ется однородным по целям и интересам, которые имеют отдельные общества, организованные как государства.

Поэтому ООН вносит огромный вклад и прилагает ог­ромные усилия в объединение общественных организаций и государств для сохранения мира на Земле и решение про­блем охраны окружающей среды в глобальных масштабах.

С целью организации экологического сотрудничества ООН объединяет страны с различными общественно-эконо­мическими системами. Причем страны, входящие в это со­трудничество, между собой находятся в различных взаимо­отношениях — от отношений дружеских до враждебных. Как отмечает Данило Ж. Маркович, " сотрудничество в рам­ках ООН позволяет решать определенные экологические проблемы, которые имеют национальный характер, т. е. та­кие проблемы, которые касаются отдельных государств. Однако эти проблемы могут решаться и на основании эко-

логического сотрудничества с другими государствами. Это сотрудничество должно прежде всего учитывать охрану окружающей среды как главный предмет сотрудничества. При этом не играет роли, в каком государстве люди живут и какое общественно-экономическое и политическое уст­ройство в этих странах" 1.

Эти и другие формы сотрудничества показывают сле­дующее.

Несмотря на существование концепций по охране ок­ружающей среды, все еще недостаточным является рост сознания у людей о значении экологических проблем и обя­зательств отдельных стран и всего человечества по сохра­нению окружающей природы.

С целью конкретизации целей и задач, стоящих перед мировым сообществом по охране окружающей среды, меж­дународное экологическое сотрудничество должно рассмат­ривать несколько аспектов, а именно: правовое, экономи­ческое, военное, цивилизованное. И в этом случае сотруд­ничество государств в рамках ООН позволяет решать мно­гие вопросы, в том числе и отдельные экономические про­блемы, которые имеют национальный характер, т. е. такие проблемы, которые касаются отдельных государств, но эти проблемы могут быть решены напрямую и между государ­ствами.

ООН является инициатором многих региональных и дву­сторонних контактов и переговоров, а также международ­ных договоров по охране окружающей среды. ООН также оказывает помощь и поддержку неправительственным орга­низациям и объединениям, которые занимаются вопросами охраны окружающей среды.

Для более четкой координации этой важной работы в 972 г. на основании резолюции Генеральной Ассамблеи при ОН была создана самостоятельная международная оргаизация со специальной компетенцией — ЮНЕП, юридическая обязанность которой основывается на положениях Устава ООН.

Основные положения ее работы представлены в про­граммах ООН по окружающей среде, в предотвращении загрязнения воздуха и воды и в рациональном использова­нии природных богатств.

ЮНЕП принимает активное участие в формировании основ международного экологического права и в его посто­янном совершенствовании, а также способствует принятию решений по охране окружающей среды на договорных ос­новах.

Государства — члены ЮНЕП избрали следующие на­правления своей деятельности в развитии международного и национального (внутреннего) экологического права:

1) систематический сбор информации в области эколо­гического права;

2) разработка и развитие принципов ответственности государства в области охраны окружающей среды;

3) стимулирование международно-правового регулиро­вания охраны окружающей среды в глобальном и нацио­нальном масштабах;

4) стимулирование университетов и научно-исследова­тельских учреждений по включению в учебные и исследо­вательские программы правовых аспектов охраны окружа­ющей среды;

5) содействие в развитии экологического права и ока­зание помощи развивающимся странам в целях развития и совершенствования национального (внутреннего) законода­тельства по охране окружающей среды.

Придавая важное значение охране окружающей сре­ды, ООН проводит ряд международных совещаний.

Так, в 1972 г. 15—16 июня в Стокгольме была проведена Первая конференция ООН по окружающей среде, на кото­рой была принята " Декларация по окружающей среде". В работе конференции приняли участие делегаты от 113 стран мира. На конференции был принят также " План действий

по охране окружающей среды". Эта конференция дала тол­чок к активной экологической деятельности на международ­ном и национальном уровнях. Позднее были проведены но­вые конференции, посвященные данной проблеме.

С 31 мая по 11 июня 1976 г. в Ванкувере состоялась первая конференция ООН по населенным пунктам под на­званием ХАБИТАТ. На ней были приняты рекомендации по международному сотрудничеству в целях улучшения усло­вий жизни в населенных пунктах. С 14 по 26 октября 1977 г. прошла первая конференция ООН по образованию и про­блемам окружающей среды в г. Тбилиси.

В 1982 г. была проведена конференция ООН в Найроби, т. е. ровно через 10 лет после Стокгольмской конференции. В принятой на конференции Декларации было указано, что неконтролируемая человеческая деятельность приводит к все большей деградации окружающей среды, что многие проблемы окружающей среды преодолевают государствен­ные границы и поэтому требуют решения на основе двух­стороннего и многостороннего международного сотрудни­чества. На этой конференции получили поддержку План действий и Декларация по охране окружающей среды, при­нятые на Стокгольмской конференции 1972 г.

В Декларации конференции содержалась настоятель­ная просьба ко всем правительствам и народам мира сде­лать все необходимое для охраны окружающей среды на национальном и международным уровнях и сохранить Зем­лю для будущих поколений в таком состоянии, которое бу­дет гарантировать достойную жизнь для всех людей.

В июне 1983 г. в Вене состоялось Первое международ­ное совещание по образованию и политике в области охра­ны окружающей среды, где была принята так называемая " Венская декларация". В документе в сжатой форме были изложены актуальные экологические проблемы, которые требуют срочного решения и международного сотрудниче­ства в области охраны окружающей среды. В декларации была высказана озабоченность современ­ным состоянием загрязнения воздуха, воды, морской среду и земли. В ней говорилось о вымирании многочисленный видов животных и растений (что приводит к нарушение необходимого равновесия в природе), а также отмечался jj другой ущерб, который наносится окружающей среде в ре­зультате ее загрязнения.

При этом выдвигались следующие требования:

♦ предварительная экологическая экспертиза всех объектов, которые оказывают влияние на охрану окружа­ющей среды;

♦ международное сотрудничество в деле охраны ок­ружающей среды;

♦ указывалось также на необходимость правового ре­гулирования транспортировки и захоронений вредных про! мышленных отходов.

Чтобы усилить влияние общественности всего мира на вопросы окружающей среды, ООН поручает проводить эту работу и другим организациям, входящим в ООН в каче­стве структурных подразделений.

Поэтому, кроме ЮНЕП, охране окружающей среды большое внимание уделяют и такие организации, как:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.