Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое экспертиза вообще?






Большинству людей экспертиза предоставляется чем-то загадочно- непонятным и недоступным для непосвященных. Однако если согласиться с наиболее распространенными трактовками экспертизы как исследования какой-либо проблемы соответствующими специалистами (экспертами), следует неожиданный вывод, что экспертиза является чрезвычайно распространенной в нашей жизни процедурой. Каждый из нас регулярно выполняет те или иные экспертные действия, даже не задумываясь об этом, являясь «наивным экспертом». Что касается профессиональной экспертизы – это действительно явление пока редкое, хотя и не совсем новое.

История возникновения экспертизы как особого способа познания берет свое начало в глубокой древности. Вполне можно считать, что советы старейшин и мудрецов, государственные и военные советы, сенаты и коллегии и т.п. являются различными формами реализации экспертного оценивания. Тысячелетия развитие экспертных процедур происходило стихийно, и только недавно экспертные оценки стали предметом научного исследования.

Несмотря на бурное развитие самых различных исследовательских процедур, роль экспертизы в последнее время не только не снижается, а неуклонно растет. Можно говорить о своеобразном ренессансе экспертных методов.

Сегодня в развитых странах экспертиза стала неотъемлемой частью исследований во многих сферах жизни, особенно социальной. Это связано с развенчанием иллюзий относительно возможностей всеобщей алгоритмизации и автоматизации в области измерений и принятия решений, а также с постоянным ростом сложности во всех сферах человеческой жизни, увеличением зон неопределенности и неоднозначности. В будущем нас, видимо, ожидает усиление неопределенности, а соответственно – усиление значимости экспертиз.

Важнейшая отличительная черта экспертизы как раз и состоит в том, что она необходима именно там, где не срабатывают известные алгоритмы или их вовсе не существует.

Справедливо и обратное – нет смысла применять экспертизу там, где можно просто вычислить, применить правило и т.д. Экспертиза – это всегда творчество, поиск нового пути и поэтому главная роль в ней отводится не готовым методам и процедурам, а творческому поиску самого эксперта.

Экспертиза, по сути, есть использование самого человека как «измерительного прибора», который дополняет или даже полностью заменяет действие других приборов и технологий. В основе экспертизы – субъективные мнения экспертов, их живое, личностное знание, которое ценится не меньше (а зачастую больше) объективных данных.

Субъективно-личностное основание экспертизы – это ее сила и ее слабость. Сила в том, что опыт, интуиция эксперта позволяет уловить неуловимое для строго объективных процедур, проникнуть в самую сущность явления. Слабость в том, что каждое субъективное мнение обязательно несет отпечаток ее автора, и, как правило, соответствует одной точке зрения. Эта неизбежная особенность экспертизы компенсируется (по крайней мере, частично) путем привлечения нескольких экспертов, соответствующих способов обработки «субъективного материала». Естественно, полностью объективировать субъективное нельзя (и нет необходимости) и значительная степень вероятности и субъективизма всегда присуще результатам экспертизы.

Впрочем, лучше получить приближенные ответы на наиболее важные вопросы, чем пытаться дать точные ответы на вопросы, которые не полностью ясны и осмысленны.

Еще одна особенность экспертизы заключается в том, что она проводится с обязательным привлечением «людей со стороны», не включенных непосредственно в экспертируемую ситуацию. Понимание ситуации будет более глубоким и адекватным, если взгляд изнутри дополняется взглядом извне – свежим и непредубежденным. Для педагога в высшей степени важен заинтересованный взгляд на его работу со стороны. Таким взглядом может быть взгляд психолога.

Итак, экспертиза – особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, чего нельзя просто измерить или вычислить. Она осуществляется компетентными людьми – экспертами; в ней именно субъектному мнению и ответственному решению экспертов придается решающее значение, то есть личностное знание эксперта ценится не меньше, а даже больше, чем точные данные.

Экспертиза применяется в сочетании с другими способами познания, но имеет ряд отличий от них.

От собственно научных исследований экспертиза, кроме уже названных особенностей отличается задачами: если научные исследования ориентированы прежде всего на получение нового знания, то главный смысл экспертизы состоит в прояснении данной реальности как таковой.

По сравнению с мониторингом экспертиза менее технологична, менее ориентирована на нормы и стандарты, а более – на ценности и смыслы.

Не сводится экспертиза к проверке и оценке, хотя оценочная функция экспертизы очень важна.

Существенно отличается экспертиза и от классического эксперимента, последний обязательно предполагает влияние на естественный ход событий и контроль над основными «переменными», экспертные процедуры, напротив, стремятся минимизировать вмешательство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.