Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формула учебной инициативы






Характер инициативности является существенным и, что особенно важно, доступным непосредственному наблюдению свойством субъектного действия и(или) взаимодействия. (Напомним, что нас интересуют начальные этапы любого действия, когда соучастие взрослого в действии ребенка само собой разумеется).

Инициативность ребенка при выполнении любого действия может быть двунаправлена: с одной стороны, всякое действие ориентировано на объективное содержание задачи, с другой стороны, на партнера, занятого этой задачей вместе с ребенком. Приглашая партнера к совместной деятельности, запрашивая помощь или оценку, ребенок начинает развертывать совершенно определенную форму взаимодействия. Мы сейчас не располагаем достаточным знанием, чтобы проанализировать характер творческой инициативности при работе ребенка с содержанием коммуникативной, предметно-практической, игровой и учебной задачи. Гораздо больше данных собрано относительно характера инициативы ребенка, приглашающего партнера к той или иной совместной деятельности, то есть предлагающего взрослому определенную форму взаимодействия, характеризуемую через а) способ взаимодействия, способ распределения функций между партнерами, б) характер приглашения партнера к взаимодействию, в) характер взаимных ожиданий партнеров. Данные, на основе которых мы будем далее различать учебную и всякую иную инициативу ребенка, сведены в таблице 1. Использованный в этой таблице способ представления эмпирического материала базируется на следующем допущении, тоже вводимом без доказательств.

Форма взаимодействия рассматривается здесь не как подсобный и временный элемент психического развития, как некие «строительные леса» будущей индивидуальной способности, а как самоценное психическое (интер-психическое) новообразование. Это допущение позволяет нам развести два типа новообразований каждого возраста: те, что связаны с освоением новых содержаний, и те, что связаны с овладением новыми видами человеческих отношений, новыми видами общностей. Функционирование новообразований первого типа обеспечивает человеку успешность его индивидуальной деятельности. Новообразования второго типа делают человека способным к установлению тех или иных отношений с людьми и с самим собой. В схеме 1 представлена зависимость характера инициативности от типа совместной деятельности ребенка и взрослого.

 

Таблица 1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.