Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человекоцентрированный тип обучения






Человекоцентрированный подход представляет собой про­тивоположный конец шкалы. Он принципиально другой по своей философии, по своим методам и своей политике. В на­шей современной образовательной культуре он не может су­ществовать без одного предварительного условия. При нали­чии этого предварительного условия можно воспринимать и наблюдать весь перечень других качеств и свойств на любом образовательном уровне от детского сада до университета. Вот это предварительное условие:

Руководитель, или человек, воспринимаемый в конкрет­ной ситуации в качестве авторитетной фигуры,доста­точно свободен от недоверия к самому себе, а в отношениях с другими людьми испытывает полное доверие к способ­ности других самостоятельно думать и самостоятельно учиться. Он расценивает человеческие существа как орга­низмы, достойные доверия.

При наличии этого предварительного условия становят­ся возможными и начинают осуществляться все последую­щие аспекты.

* Фасилитацияпроцесс обоюдный. Руководители, поддерживающие других людей, сами получают поддержку. Распределенное принятие решений придает новое звучание и новый вес принятым решениям, давая возможность всем вовлеченным в этот процесс как оказывать, так и испыты­вать поддержку. Многие администраторы чувствуют себя изо­лированными и незащищенными в процессе принятия реше­ний. Трудно представить себе позитивную учебную среду, в которой все взрослые в школе не поддерживают друг друга, если они преследуют цель создания наилучшего климата учения для каждого учащегося.

Учитель-фасилитатор разделяет с другимиучащи­мися и, возможно, родителями или членами социальной общ­ности — ответственность за процесс учения. Составление расписания занятий, способ управления и функционирова­ния, финансирование, выработка общей политики — каж­дая из этих функций входит в сферу ответственности особой группы лиц, вовлеченных в данный процесс. Таким образом, каждый класс может отвечать за свое собственное расписа­ние занятий, а коллектив школы в целом может нести ответ­ственность за общую политику. В любом случае ответствен­ность является разделенной.

Фасилитатор предоставляет в качестве ресурсов уче­ния как самого себя и свой собственный опыт, так и опыт, заимствуемый из книг, других учебных материалов или из жизни социальной общности. Он побуждает учащихся объе­динять их собственные ресурсы, основанные на их знании и опыте. Он открывает двери для ресурсов, лежащих за преде­лами опыта группы.

* Учащийся вырабатывает свою собственную програм­му учения либо один, либо в сотрудничестве с другими. Ис-следуя свои собственные интересы, сталкиваясь с богатством своих личных ресурсов, учащиеся совершают выборы в отно­шении своих индивидуальных направлений учения и несут ответственность за последствия этих выборов. Они работают в атмосфере фасилитации учения. На собраниях класса или школы в целом очевидна атмосфера подлинности, заботы и понимающего слушания. Этот климат может быть первона­чально создан человеком, воспринимаемым в качестве лиде­ра. По мере продолжения учебного процесса этот климат все чаще и чаще создается учащимися друг для друга. Учение друг у друга становится столь же важным, как извлечение знаний из книг, фильмов или опыта работы.

* Фасилитатор сосредоточен на том, чтобы благопри­ятствовать непрерывному процессу учения. Это благопри­ятствование изначально находится в центре его внимания. Содержание учения, хотя оно и важно само по себе, переме­щается на второй план. Таким образом, учебный курс счита­ется успешно завершенным не тогда, когда учащийся усвоил все то, что хотел узнать, но тогда, когда он значительно про­двинулся вперед в усвоении того, как учить то, что он хочет узнать.

Учащийся добивается своих целей посредством само­дисциплины. Ученик осознает и принимает то обстоятель­ство, что за дисциплину отвечает он сам. На смену внешней дисциплине приходит самодисциплина (см. главу 12).

* Учащийся оценивает свое собственное учение. Глав­ным оценщиком объема и значимости своего учения являет­ся сам ученик, хотя его самооценка может подвергаться вли­янию и обогащаться за счет обратных связей от других чле­нов группы и от фасилитатора.

* В такой развивающей атмосфере учение получает шанс стать более глубоким, оно осуществляется в более высоком темпе и оказывает большее воздействие на жизнь и поведение учащегося, нежели учение, протекающее в традиционном классе. Направленность учения выбирается са­мостоятельно, само учение также инициируется самим уча­щимся; и человек во всей своей целостности (не только с ин­теллектом, но и с переживаниями и чувствами) включается в учебный процесс.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.