Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ту, он появляется, чтобы видеть через ментальное представление.






Эта и следующая сутра важны, так как содержат [основополагаю-

щие положения] философии санкхья. Все, что является предметом

опыта, познания, есть дришья. Это может быть некая форма или

звук, мысль или сновидение, или сон. Крик маленького ребенка,

разговор или смех молодого человека, мысль старика — все это

дришья. Оно [видимое] всегда изменяется, и поэтому также изме-

няется его познание. У цивилизованного человека познание про-

исходит на более высоком уровне, чем, например, у маленького

ребенка или... тигра, или кого-то еще. Знание [остается] одним и

тем же, касается это змеи, тигра или цивилизованного человека,

но во всех этих случаях существует различие в проявлении этого

знания, т. е. в дришье.

Драшта есть видящий — тот, кто познает дришью. Познание не

будет происходить, если нет субъекта, а есть только объект. В Бри-

хан Араньяк упанишаде приводится диалог между мудрецом Ядж-

навалкьей и Майтрейей. Мудрец спрашивает, что если нет субъек-

та в более высоком состоянии самадхи, то кто и кого будет видеть,

кто и чей будет ощущать запах? Знание появляется, когда сущест-

вуют оба: субъект и объект. Там, где есть только один из двух, не

может быть знания. Видящий в йоге — это чистое сознание. Оно

не может быть видимым, и его невозможно испытать на опыте. Он

[видящий] очень чист и видит через ментальные представления.

Если вокруг лампы имеются цветные предметы, то, глядя со сторо-

ны, мы знаем, что там есть свет, но мы не можем познать свет как

он есть. Подобным образом пуруша чист, но благодаря пратьяе вы-

глядит нечистым.

Пуруша появляется, чтобы заглядывать в мир через ментальные

представления, такие, как рага, двеша, ненависть и т.п. Когда вы

тщательно удаляете их, свет может проявить себя более ясно, и, в

конце концов, когда удаляется последняя пелена, свет сияет в сво-

ем первоначальном блеске. В действительности свет не изменился,

но удалено скрывающее его препятствие. В этом заключается

[суть] отличия [от других подходов], которые касаются познания.

На свет не оказывалось влияние, он только выглядел различным

благодаря пратьяе. Таким образом, для того чтобы прояснить фак-

ты, которые познаются, всегда необходимо удалить ментальные

представления, т. е. пратьяи.

Точно также, как вода, содержащаяся в банках различного цве-

та, выглядит окрашенной, подобным образом, благодаря различ-

ным пратьяям, кажется, что пуруша обладает сознанием. Точно,

как вода, хотя и чиста, выглядит окрашенной из-за цветного стек-

ла, таким же образом пуруша, хотя не имеет никаких качеств, вы-

ступает как обладающий знанием. Пуруша — это чистое сознание

без чего бы то ни было еще, но кажется, что он находится под вли-

янием пратьяй счастья, авидьи, смерти и рождения.

Сутра 21: Пракрити существует только

ради пуруши

Tadartha eva drishyasya̱ tma̱

Tadartha — ради того (пуруши);

eva — один;

drishyasya — видимого;

a̱ tma̱ — природа.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.