Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен одиночества в социальной психологии






 

Теоретическое и художественное осмысление проблемы одиночества имеет древние традиции в целом ряде наук о человеке. Это – философия, психология, медицина, социология, педагогика. Тема одиночества нашла также широкое отражение во всех мировых религиях и в творчестве многих выдающихся писателей и поэтов.

В философии проблема одиночества вызывала интерес у мыслителей, придерживавшихся самых разных ориентаций. Г.В.Ф.Гегель и К.Маркс – использовали более общее понятие " отчуждение" и придавали ему явно негативную смысловую окраску. В их представлении это – своеобразная социальная " болезнь", корни которой, скорее, в системе, нежели в самом человеке.

Даже анализ только философской литературы показывает, что понятием " одиночество" можно обозначить отличающиеся друг от друга явления. В одних случаях под ним подразумевается пространственно-временная (физическая) изолированность человека от других людей. В других – отсутствие у него близких отношений, взаимопонимания с людьми при наличии для этого всех объективных возможностей. Одиночеством называют и добровольный отказ от взаимодействий с социальным окружением или сознательное нежелание сближаться с кем бы то ни было, и вынужденное ограничение моторно-визуальных и (или) информационных связей на тот или иной промежуток времени.

Зарубежными социальными психологами одиночество трактуется как психическое состояние или переживание Р.С.Вейс, У.А.Садлер и Т.Б.Джонсон, В.Серма, Д.И.Янг и др.. При этом обращается недостаточное внимание на его объективную сторону, а позитивные переживания одиночества практически не изучаются.

В отечественной психологии проблема одиночества изучалась намного меньше. Она рассматривалась в работах В.Г.Асеева, Е.В.Бондаревской, В.С.Гершунского, Е.И.Головахи и Н.В.Паниной, В.В.Давыдова, Я.Л.Коломинского, И.С.Кона, Л.И.Кононовой, О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева, Р.С.Немова, Ю.М.Орлова, З.Н.Сафиной, Ю.М., Швалба и О.В.Данчевой. и др., но чаще в общем виде. Имеется явный недостаток эмпирических исследований. В работах указанных авторов в основном анализируются те же положения и идеи, что и в зарубежных исследованиях, хотя обращается большее внимание на позитивные переживания одиночества.

Одиночество человека – сложная проблема, обусловленная социальными, экономическими, культурными и психологическими факторами. Многие годы у нас поддерживался тезис о том, что одиночество – неизменный спутник отчуждения – присуще только западному, капиталистическому миру, а в социалистическом обществе в силу его гуманистического характера одиночества быть не может. Тезис этот, однако, со всей очевидностью расходился с действительностью.

Анализ сложившейся ситуации учеными показывает, что в молодежной среде наблюдается рост негативных социальных и психологических явлений: неуверенность в завтрашнем дне, увеличение стрессовых ситуаций, нарушение межличностных отношений, отчаяние, одиночество.

Испытываемые подростками и молодыми людьми негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или " уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.

Вместе с тем, нельзя забывать о том, что люди испытывают определенную потребность в одиночестве. Это касается не только лиц с развитыми творческими способностями: писателей, поэтов, художников, ученых и т.д., но и обычных людей, не обладающих выраженными талантами. Хорошо известно, что в развитии личности наступает период (подростковый возраст), когда такая потребность актуализируется: человек начинает испытывать необходимость в том, чтобы побыть одному, наедине со своими мыслями и переживаниями. Отсутствие возможностей и условий для ее удовлетворения также может вызывать негативные последствия.

Научная объективность требует, чтобы явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Одиночество нельзя сводить к психическому состоянию только с отрицательной модальностью переживаний. Это – гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, который может приводить к возникновению разнообразных психических состояний и переживаний.

Центральным в содержание одиночества является понятие «ситуация», которая понимается как некий тип взаимодействия субъекта с окружающим миром, характеризующийся относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла (Б.С.Алишев). Ситуация в строгом смысле является ни объективным явлением, ни субъективным явлением. В ней происходит слияние и взаимное проникновение того и другого. В силу того, что взаимодействие людей с внешним миром подчиняется определенным общим закономерностям, возникают типичные ситуации, которые часто повторяются и в которые попадают совершенно разные люди.

Одним из понятий, обозначающей человека на ситуацию, в том числе ситуацию одиночества, является понятие «переживание». Переживание у него оказывается связанным с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, выдержать её, справиться с ней. Это и означает пережить что-то. Критическая ситуация определяется им как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации необходимостей своей жизни. Четыре ключевых понятия, которыми описываются критические жизненные ситуации – стресс, фрустрация, конфликт, кризис. (Василюк Ф.Е.)

Классификация видов одиночества проведена по трем основаниям: а) по уровням взаимодействия человека с окружающим социальным миром, б) по временной протяженности (длительности), в) по происхождению (причинам, факторной структуре). В рамках первого основания классификация мы выделили ситуации одиночества 4 уровней:

а) физическое (пространственное) одиночество, делающее невозможными любые формы контактов человека с другими людьми, кроме виртуальных: ситуация Робинзона, одиночного плавания и т.д.;

б) коммуникативное одиночество, наблюдаемое при более или менее длительном нахождении среди множества незнакомых людей: ситуация командировки в неизвестную местность, новичка в группе и др.;

в) эмоциональное одиночество, имеющее место при отсутствии доверительно близких, в том числе интимных отношений с кем-либо из окружающих людей, несмотря на наличие контактов и общения с ними;

г) духовное одиночество, понимаемое как отсутствие у человека духовного взаимопонимания с кем бы то ни было, несмотря на наличие и взаимодействия, и общения, и эмоциональных отношений.

Второе основание классификации позволяет говорить об эпизодическом и хроническом одиночестве. Одиночество нужно считать эпизодическим, если оно в любой момент может быть прекращено самой личностью, или, если ей известно, когда оно будет прекращено в результате наступления определенных событий. Хроническим же будет такое одиночество, временная перспектива которого бесконечна или неопределенна в направлении будущего и уже достаточно велика в направлении прошлого.

По третьему из приведенных оснований выделяются две сильно отличающиеся друг от друга в субъективном восприятии и оценке разновидности одиночества: добровольное и вынужденное. В объективном плане отличие между ситуациями крайне мало. Например, в обоих случаях человек может быть лишен возможности в течение определенного времени с кем-нибудь поговорить, но в первом – это его личный выбор, его собственное желание, или его сознательная жертва, а во втором – все происходит вопреки его желаниям.

Выделение указанных разновидностей связано с причинами, приводящими к ситуации одиночества. Их можно сгруппировать следующим образом:

- причины, исходящие от самой личности;

- причины, исходящие от других людей (игнорирование, избегание, насильственное заточение и др.);

- причины, вытекающие из стечения обстоятельств (объективная изоляция, не зависящая ни от самой личности, ни от действий других людей).

В свою очередь, первая группа причин делится на две подгруппы: а) осознанное и целенаправленное стремление человека к одиночеству; б) тенденция к одиночеству, обусловленная наличием определенных черт характера, затрудняющих коммуникацию и поддержание близких отношений с людьми.

Очевидно, что только при наличии собственного стремления человека к тому, чтобы остаться одному, можно говорить о добровольном одиночестве. Все остальные случаи будут восприниматься личностью как вынужденное одиночество. Даже если оно является следствием ее собственных черт характера (застенчивость, робость и др.), но не желания, она будет винить себя, казнить и, конечно, ни о какой добровольности здесь нет и речи. Для обозначения этих двух разновидностей одиночества используют понятия " уединение" и " изоляция".

Причины одиночества чаще всего проявляются в комплексе, т.е. в определённой взаимосвязанности и взаимообусловленности. В этом комплексе можно выделить например, наличие неблагоприятной обстановки в семье, конфликтные отношения со сверстниками, позицию «изолированных» и отвергаемых. Описать разнообразие причин практически невозможно. Следует отметить, что такие причины существуют объективно и независимо от самой личности. Поэтому следует говорить о функционировании одиночества как объективного явления. Однако объективные причины преломляются через личность и приобретают субъективный характер. Так, неадекватная идентичность как результат не разрешившегося возрастного кризиса может привести личность к одиночеству.

Ключевым звеном возникновения одиночества является сам субъект, то есть внутренние причины находятся в самой личности, в его личностных особенностях, в структуру которых входят направленность, характер, чувства и способности, вся система, навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт человечества, особенности природно-биологической организации Несомненно, что некоторые личностные характеристики ведут к одиночеству. Например, неадекватная самооценка, застенчивость, тревожность, некоммуникабельность. Также в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляются напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности либо агрессивности. Учащиеся с низким уровнем коммуникативных связей в дальнейшем могут стать отчуждёнными, эгоцентричными. Данное положение имеет с принципиальное значение. Диагностируя вышеназванные личностные особенности педагоги и специалисты могут выявить предрасположенность личности к одиночеству, что позволяет вести определённую работу по её профилактике.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.