Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О добродетелях






1. Нравственно прекрасное достойно похвалы, дурное — порицания, и нравственно прекрасным правят добродетели, дурными же делами — пороки, посему достохвальны добродетели, достохвальны и причины добродете­лей, и то, что сопутствует добродетелям, и то, что происходит от них, и деяния их, а противоположное достойно порицания.

Если принять вслед за Платоном деление души на три части, то добродетель разумной части есть рассудительность, гневливой — кротость и мужество, вожделеющей — благора­зумие и воздержанность, а добродетель души в целом — это справедливость, щедрость и величавость. Порок же разумной части [души] — это безрассудство, гневливой — гневливость и трусость, вожделеющей — распущенность и невоздержность, а порок души в целом — это несправедливость, скупость и малодушие.

2. Рассудительность — это добродетель разумной [части души], прокладывающая путь к счастью. Кротость — добродетель гневливой части [души], делающая [людей] неудобоподвижными на гнев, а мужество — это добродетель гневливой части, не дающая поддаться страху смерти. Благоразумие — это добродетель вожделеющей части [души], благодаря которой люди не стремятся к вкушению скверных удовольствий, а воздержанность — добродетель вожделеющей части, позво­ляющая при помощи рассуждения сдерживать порыв влечения к скверным удовольствиям. Справедли­вость — это добродетель души, распределяющая [каждому] по достоинству; щедрость — это добродетель души, которая не скупится делать расходы на прекрасные дела; ве­личавость — это добродетель души, которая дает возможность переносить счастье и несчастье, честь и бесчестье.

3. Безрассудство - это порок разумной [части души], в нем причина порочной жизни. Гневливость — это порок гневливой части, благодаря которому [люди] бывают удобоподвижны на гнев; трусость — порок гневливой части, из-за которого [люди] обуреваются страхами, особенно страхами смерти. Распущенность — порок вожделеющей части, при котором [лю­ди] стремятся к вкушению скверных удовольствий; невоздерж­ность — это порок вожделеющей части души, заставляющий избирать скверные удовольствия, не считаясь с тем, что рассуждение противится этому. Несправедливость — это порок души, при котором [люди] бывают своекорыстны сверх долж­ного; скупость — это порок души, при котором отовсюду стре­мятся извлечь выгоду; малодушие — это порок души, при ко­тором [люди] не способны вынести ни счастья, ни несчастья, ни чести, ни бесчестья.

4. Рассудительности свойственно принимать разумные ре­шения, [уметь] судить о том, какие вещи хороши, какие дурны, и о всем том, что надо избирать в жизни и чего избегать, [уметь] хорошо пользоваться всеми наличными благами, правильно вести себя в обращении [с людь­ми], учитывать своевременность в слове и в деле, проявлять проницательность и иметь опытность во всем полезном. Па­мятливость, опытность, знание приличий либо рождаются от рассудительности, либо каждая из них сопутствует рассуди­тельности. Одни из них суть как бы вторые причины рас­судительности, таковы опытность и памятливость; другие же — словно бы части ее, например разумность в решениях и проницательность. Кротости свойственно спокойно сносить укоризны и пренебрежение, если оно не превышает всякую меру; [ей свойственно] не скоро порываться к мщению, быть неудобоподвижной на гнев, не иметь в своем нраве горечи и неуступчивости, имея в душе спокойствие и постоянство. — Мужеству свойственно не поддаваться страху смерти, быть смелым при угрожающих обстоятельствах и отважным пред лицом опасности; [ему свойственно] предпочитать смерть позорному спасению своей жизни и быть причиною победы. Свойственно также мужеству утруждаться, выносливым быть и проявлять свое мужское достоинство. Мужеству сопутствуют отвага, решимость, смелость, равно как трудолюбие и вынос­ливость. Благоразумию свойственно не приходить в восторг от вкушения телесных удовольствий и [проходить мимо] всех постыдных удовольствий, не испытывая стремления к ним; ему свойственна также боязнь заслужить дурную славу и [умение] придать своей жизни стройность в малом и великом. Сопутствуют благоразумию строгий порядок, благо­пристойность, стыдливость и осмотритель­ность.

5. Воздержанности свойственна способность сдерживать рас­суждением страсть, влекущую ко вкушению скверных удовольствий; [ей свойственно] проявлять выдержку и терпеливо переносить естественный недостаток и огорчение. Справедливости свойственно распределять по достоинству, блюсти отеческие нравы и установления, блюсти писаные законы; [ей свойственна] правдивость в важных вопросах и верность договорам. [Требование] справедливости [должно соблюдаться] прежде всего по отно­шению к богам, затем к демонам, потом к отечеству и родителям, а потом к усопшим. В этом-то и состоит благо­честие, которое то ли есть часть справедливости, то ли сопутствует ей. Сопутствуют справедливости почти­тельное уважение, правдивость, доверие и ненависть к злу. — Щедрость — это трата денег на похвальные дела, неистощимость в тратах на что-то должное, помощь деньгами, свойство не брать, где не должно. Щедрый опрятен в одежде и в своем жилище; он окружает себя вещами ненужными, красивыми, позволяющими приятно провести время, но бесполезными; он кормит животных, чем-то за­мечательных или диковинных. Щедрости сопутствуют мягкость, уступчивость, человеколюбие, сострадание, дружелюбие, страннолюбие и любовь к красоте. — Величавости свойственно хорошо пере­носить счастье и несчастье, честь и бесчестье, не восхи­щаться ни роскошью, ни вниманием окружающих, ни могу­ществом, ни победами на состязаниях, но иметь некую глу­бину души и величие. Величавый не высоко ценит жизнь и не цепляется за нее; он прост нравом, благороден, умеет стерпеть несправедливость и не мстителен. Величавости со­путствуют простота и правдивость.

6. Безрассудству свойственно неправо судить о вещах, принимать дурные решения, дурно обращаться [с людьми], дурно пользоваться наличными благами, иметь ложное мнение о том, что для жизни хорошо и прекрасно. Безрассудству сопутствуют невежество, неопытность, невоздержность, неуклю­жесть, забывчивость. Гневливость бывает трех видов: вспыль­чивость, огорчение, досада. Гневливый не может вынести ни малейшего пренебрежения, ни умаления; он склонен карать и мстить, от любого слова и дела удобоподвижен на гнев. Гневливости сопутствуют раздражительность нрава, непосто­янство, мелочность, способность огорчаться по пустякам, при этом быстро приходить в это состояние, но задерживаться в нем недолго. Трусости свойственно легко поддаваться любым страхам, особенно же страху смерти и телесных увечий; для нее предпочтительнее каким угодно путем спасти себя, чем принять достойный конец. Трусости сопутствуют изнеженность, отсутствие мужества, нелюбовь к труду, боязнь за свою жизнь, в основе же этого лежит какая-то осторож­ность и уступчивость нрава. Распущенности свойственно из­бирать для себя вкушение вредных и постыдных удоволь­ствий и признавать самыми счастливыми тех, кто проводит жизнь в подобных удовольствиях; ей свойственны также любовь к смеху, шуткам, игривости, легкомыслие в словах и делах. Распущенности сопутствуют беспорядок, бесстыдство, неряшливость, роскошь, беспечность, беззаботность, небреж­ность, развязность. — Невоздержности свойственно избирать вкушение удовольствий, когда рассуждение запрещает их, понимая, что лучше не участвовать в них, [невоздержность] тем не менее участвует в них; зная, что должно совершать прекрасные и полезные дела, она уклоняется от них ради удовольствий. Невоздержности сопутствуют изнеженность, бес­печность и почти все то же, что и распущенности.

7. Несправедливость подразделяется на три вида: нечестие, своекорыстие, оскорбление. Нечестие — это неуважение к богам, демонам, к усопшим, к родителям и отечеству. Своекорыстие имеет место в сдел­ках, когда берут деньги сверх должного. Наносить оскорбление — это значит находить удовольствие в чужом позоре, вот почему Евен говорит о нем: Выгод не ищет оно, мучать приятно ему.

Несправедливости свойственно преступать отеческие обычаи и установления, не повиноваться законам и правителям, лгать, нарушать клятвы, не соблюдать договоров и ручательств. Не­справедливости сопутствуют доносительство, хвастовство, при­творное человеколюбие, злость, коварство. — Скупость подраз­деляется на три вида: позорный способ наживы, жадность, скряжничество. Позорный спо­соб наживы — это когда во всем ищут выгоды и ради вы­годы теряют стыд. Жадность — это когда не тратят денег на необходимое. Скряжничество — это когда тратят, но мало и неправильно и больше вредят этим, потому что расходуют средства не вовремя. Скупости свойственно превыше всего ценить деньги и не считать за позор ничего, приносящего выгоду; ей свойствен также образ жизни низменный, рабский, неопрятный, чуждый чувства чести и свободы. Скупости сопутствуют мелочность, досада, малодушие, приниженность, несоблюдение меры, заурядность, чело­веконенавистничество. Малодушие не умеет переносить ни чести, ни бесчестья, ни счастья, ни несчастья, но, встречая почет, — чванится, от небольшого счастья — превозносится, не может вынести даже малейшего бесчестья, всякую неудачу считает для себя великим несчастьем, по любому поводу стонет и негодует. К тому же малодушный любое пренеб­режение к себе зовет оскорблением и бесчестьем, хотя бы оно шло от неведения и забывчивости. Малодушию сопутствуют мелочность, ропот, безнадежие, при­ниженность.

8. В целом же добродетели свойственно приводить душу в то превосходное состояние, при котором движения ее спокойны, упорядочены и согласованы во всех своих частях, так что состояние превосходной души - это как бы образец хорошего государственного устройства. Добродетели также свойственно и благодетельствовать тем, кто достоин этого, и любить добрых и ненавидеть дурных, не карать, не мстить, но миловать, благоволить и снисходить. Добродетели сопутствуют доброта, порядочность, совестливость, надежда на лучшее, признательность, равно как любовь к домашним, друзьям, товарищам, чужеземцам, а также человеколюбие и любовь к красоте. Пороку же свойственно противоположное этому, и сопутствуют ему вещи противоположные. Все, принадлежащее пороку и сопутствую­щее ему, вызывает порицание./…/






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.