Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание и наука






Философское объяснение концептуального познания всегда вводит какие-нибудь предположения (хотя и неразработанные) о тех механизмах, благодаря которым «чувственные импульсы» «протекают» в нервной системе; однако нейрофизиология в свою очередь должна иметь в виду, что функции центральной нервной системы являются инструментом совершенствования познания. Точно так же мы можем ясно понять интеллектуальный автори­тет наших познаний только в том случае, если мы имеем в виду социально-исторические процессы, благодаря которым они раз­виваются в жизни культуры или сообщества: однако более яс­ный анализ этого интеллектуального авторитета в свою очередь дает нам средства для развития более точных идей о самих этих процессах. <... >

Социальные и политические понятия в принципе ничем не отличаются от понятий естественных наук, как можно было бы предположить на первый взгляд; напротив, отношения между мышлением и практикой в науке и политике чрезвы­чайно сходны. В каждом случае появлению новых осмыслен­ных понятий предшествует осознание новых проблем и введе­ние новых процедур, позволяющих решить эти проблемы. В обеих областях понятия приобретают смысл благодаря тому, что они служат человеческим целям в реальных практических ситуациях. В обеих областях последовательные изменения в применении этих понятий связаны с постепенным уточнением или усложнением их значения. И в обеих областях всеобъем­лющая «рациональность» существующих в них процедур или


институтов зависит от того, есть ли в самой инициативе сфера их критики и изменения.

Там же. С. 46, 173—174.

Конечно, длительная причастность к науке дает о себе знать несколькими различными способами. Группа людей, которые ра­ботают в качестве физиков-атомщиков, цитологов или нейроана-томов, связаны в генеалогии ученых как руководители и их уче­ники; аналогичным образом связаны в институциональные гене­алогии научные общества или исследовательские центры в каж­дой науке; в то же время другие генеалогии соединяют экспери­ментальную технику, модели объяснения, терминологию, мате­матические методы, предметы исследования предшествующих и более поздних стадий данной науки. В том или ином контексте, возможно, будет полезно описать историческое развитие науки в терминах какой-либо из этих последовательностей, либо усовер­шенствования оборудования и улучшения методик расчетов, либо расширения эмпирической сферы. Трудность состоит в том, что­бы понять, какая из этих различных областей имеет наибольшее значение, а может быть, подобно волокнам каната, они воздей­ствуют на науку совокупно, причем ни одним из них нельзя пре­небречь.

Там же. С. 153.

Проблемы, на которых концентрируется работа по­следующих поколений ученых, образует своего рода диалекти­ческую последовательность; несмотря на все изменения акту­альных для них понятий и методов, стоящие перед ними про­блемы в своей совокупности образуют длительно существую­щее генеалогическое дерево. В таком случае преемственность научной дисциплины, если ее проанализировать в данных тер­минах, столь же основывается на обстоятельствах, управляю­щих изменениями следующих друг за другом «поколений» вклю­ченных в нее проблем (вместе со всеми связанными с ними те­ориями и идеями), сколь и на обстоятельствах, приводящих к выживанию неизменных проблем или принятых теорий и поня­тий. В конце концов если науки должны представлять собой подлинно «рациональные» и исторически развивающиеся ини­циативы, за которые мы их принимаем, то именно этого и сле­довало ожидать.

Именно «генеалогия проблем» соответственно лежит в осно-


ве всех иных генеалогий, с помощью которых можно охаракте­ризовать развитие науки.

Там же. С. 155.

Задача науки состоит в том, чтобы постепенно, шаг за шагом усовершенствовать наши представления о природе, идентифици­руя проблемные зоны, где сократить разрыв между возможнос­тями находящихся в обращении понятий и нашими разумными интеллектуальными идеалами.

Долгосрочные крупномасштабные изменения в науке, как и везде, происходят не в результате внезапных «скачков», а благо­даря накоплению мелких изменений, каждое из которых сохра­нилось в процессе отбора в какой-либо локальной и непосред­ственной проблемной ситуации. Следовательно, в своих попыт­ках понять концептуальные изменения в науке мы должны быть особенно внимательными к локальным и непосредственным тре­бованиям каждой интеллектуальной ситуации, к преимуществам, связанным с различными концептуальными новообразованиями. Эти требования редко бывают простыми, но всегда очень специ­фичны. Таким образом, четкая преемственность проблем, сто­ящих перед наукой, отражает не внешний вечный диктат логики, но преходящие исторические факты в каждой отдельной проблем­ной ситуации.

Там же. С. 157.

Суммируем: историческая трансформация, благодаря кото­рой эволюционизирует содержание научной дисциплины, пости­гается только в терминах целей объяснения, принятых в настоя­щее время в соответствующей специальности. Однако характер этих целей в свою очередь можно объяснить лишь в том случае, если использовать термины, выведенные из словарного запаса этой дисциплины. Вообще предмет науки действительно «про­блематичен» лишь в том случае, если он рассматривается в свете этих интеллектуальных целей занятых в ней ученых; однако сами эти цели можно реалистически сформулировать только в свете опыта соответствующей дисциплины. <... > В этом диалекти­ческом методе задача определения современных идеалов науки со всей необходимой точностью имплицитно мобилизует весь ее исторический опыт.

В таком случае природа «интеллектуальной дисциплины» все­гда включает в себя по крайней мере как ее понятия, так и людей, которые их создали, как ее предмет, или «домен», так и те общие


интеллектуальные цели, которые объединяют работающих в этой области людей. Если представления «интеллектуальной дисцип­лины» и «научной специальности» коррелятивны, то коррелятив-ны также и факторы, которые сохраняют интеллектуальную по­следовательность дисциплины и собственно идентичность спе­циальности. В каждом из этих случаев тот опыт, который был накоплен людьми в отдельной области, приводит к тому, что они принимают определенные идеалы объяснения. Эти идеалы обусловливают те коллективные цели, которые человек стремит­ся достичь, когда получает соответствующую специальность и работает в качестве биохимика или физика-атомщика, и те же самые идеалы сохраняют связность самой дисциплины, ставя пре­делы, которые ограничивают круг гипотез и размышлений, и совершенствуя критерии отбора, позволяющие судить о концеп­туальных новообразованиях.

Там же. С. 160—161.

Наука, рассматриваемая в качестве целостной человеческой инициативы, не является не только компендиумом идей и аргу­ментов, не только системой институтов и заседаний. В тот или иной момент интеллектуальная история научной дисциплины, институциональная история научной специальности и индивиду­альных биографий ученых, очевидно, соприкасаются, взаимодей­ствуют и сливаются друг с другом. Ученые усваивают, применя­ют и модифицируют свои интеллектуальные методы «ради» ин­теллектуальных требований своей науки, а их институциональ­ная деятельность в действительности принимает такие формы, которые позволяют эффективно действовать «во главе» науки. Следовательно, дисциплинарные (или интеллектуальные) и про­фессиональные (или человеческие) аспекты науки должны быть тесно взаимосвязанными, но ни один из них не может быть пол­ностью первичным или вторичным по отношению к другому.

Там же. С. 305-306.

Современная область любой науки — объекты, свойства или события, которые образуют проблемы науки и таким образом обогащают ее «явления», — определяется не столько природой, сколько теми интеллектуальными установками, с которыми люди в настоящее время подходят к природе; не столько природой в качестве «вещи в себе», как, возможно, сказал бы Кант, сколько характером нынешних «представлений» о природе. В результате свойства окружающего мира, которые ученые одного поколения


отнюдь не находили таинственными, становятся загадочными и «проблематичными» для людей следующего поколения — про­сто потому, что круг их устремлений стал более широким.

Там же. С. 179.

Фейерабенд Поп Карп (род. 1924) — американский фило­соф и методолог науки, один из основных представителей постпозитивизма. Преподавал в Калифорнийском и др. уни­верситетах США Большой резонанс в широком философс­ком сообществе вызвала разработанная Фейерабендом «анар­хистская теория познания» с ее главным принципом «все доз­волено». Отстаивая позицию теоретико-методологического плюрализма, он отрицает необходимость универсального метода познания. Более того, он полагает, что науку следу­ет лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и т. п. духовными формообразо­ваниями, а также отделить ее от государства. Основная про­граммная работа: «Против методологического принуждения-(1975).

Наука

Куда ни посмотришь, какой пример ни возьмешь, видишь только одно: принципы критического рационализма (относиться к фальсификациям серьезно: требовать роста содержания, избе­гать гипотез ad hoc; «быть честным», что бы это ни означало, и т. п.) и, соответственно, принципы логического эмпиризма (быть точным; основывать наши теории на измерениях; избегать неопре­деленных и неустойчивых идей и т. п.) дают неадекватное пони­мание прошлого развития науки и создают препятствия для ее развития в будущем. Они дают неадекватное понимание науки потому, что наука является гораздо более «расплывчатой» и «ир­рациональной», чем ее методологические изображения. И они служат препятствием для ее развития, поскольку, как мы виде­ли, попытка сделать науку более «рациональной» и более точной уничтожает ее. Следовательно, различие между наукой и мето­дологией, являющееся очевидным фактом истории, указывает на слабость последней, а также, быть может, на слабость «законов разума». То, что в сравнении с такими законами представляется как «расплывчатость», «хаотичность» или «оппортунизм», играло


очень важную роль в разработке тех самых теорий, которые се­годня считаются существенными частями нашего познания при­роды. Эти «отклонения» и «ошибки» являются предпосылками прогресса. Они позволяют выжить в сложном и трудном мире, в котором мы обитаем; они позволяют нам оставаться свободны­ми и счастливыми деятелями. Без «хаоса» нет познания. Без час­того отказа от разума нет прогресса. Идеи, образующие ныне подлинный базис науки, существуют только потому, что живут еще предрассудки, самонадеянность, страсть — именно они про­тивостоят разуму и по мере возможности проявляются. Отсю­да мы должны заключить, что даже в науке разум не может и не должен быть властным и должен подчас оттесняться или устра­няться в пользу других побуждений. Нет ни одного правила, со­храняющего свое значение при всех обстоятельствах, и ни одного побуждения, к которому можно апеллировать всегда.

Теперь мы должны вспомнить, что этот вывод был получен при условии, что наука, которую мы знаем сегодня, остается не­изменной и что используемые ею процедуры детерминируют так­же и ее будущее развитие. Если наука дана, то разум не может быть универсальным и неразумность не может быть исключена. Эта характерная особенность науки является серьезным свиде­тельством в пользу анархистской эпистемологии. Однако наука не священна. Ограничения, которые она налагает (а таких огра­ничений много, хотя их не всегда легко сформулировать), вовсе не являются необходимыми для создания стройных и плодотвор­ных концепций относительно мира. Существуют мифы, суще­ствуют догмы теологии, существуют метафизические системы и множество иных способов построения мировоззрения. Ясно, что плодотворный обмен между наукой и такими «ненаучными» ми­ровоззрениями нуждается в анархизме даже в большей мере, чем сама наука. Таким образом, анархизм не только возможен, но и необходим как для внутреннего прогресса науки, так и для разви­тия культуры в целом. В конце концов, именно Разум включает в себя такие абстрактные чудовища, как Обязанность, Долг, Мо­раль, Истина и их более конкретных предшественников, богов, которые использовались для запугивания человека и ограниче­ния его свободного и счастливого развития. Так будь же он про­клят!..

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.,

1986. С. 321-322.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.