Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек — труд — общество






Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный на­турализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Там же. С. 118.

Практически естествознание посредством промышленности ворвалось в человеческую жизнь, преобразовало ее и подготови­ло человеческую эмансипацию, хотя непосредственно оно вынуж­дено было довершить обесчелсвечение человеческих отношений. Промышленность является действительным историческим от­ношением природы, а следовательно, и естествознания к челове-


ку. Поэтому если ее рассматривать как экзотерическое раскры­тие человеческих сущностных сил, то понятна станет и челове­ческая сущность человека... Становящаяся в человеческой исто­рии — этом акте возникновения человеческого общества — при­рода является действительной природой человека; поэтому при­рода, какой она становится — хотя и в отчужденной форме — благодаря промышленности, есть истинная антропологическая природа.

Там же. С. 124.

Сама история является действительной частью истории приро­ды, становления природы человеком. Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

<...>

Вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом. [...]

Там же. Т. 42. С. 124, 126.

Труд как созидатель потребительских стоимостей, как полез­ный труд, есть независимое от всех общественных форм условие существования людей, вечная естественная необходимость: без него не был бы возможен обмен вещест^ между человеком и природой, т. е. не была бы возможна сама человеческая жизнь.

Человек в процессе производства может действовать лишь так, как действует сама природа, т. е. может изменять лишь фор­мы веществ. Более того, в самом этом труде формирования он постоянно опирается на содействие сил природы. Следователь­но, труд не единственный источник производимых им потреби­тельных стоимостей вещественного богатства. Труд есть отец богатства, как говорил Уильям Петти, земля — его мать.

Там же. Т. 23. С. 51-52.

Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между чело­веком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен ве­ществ между собой и природой [...]. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти [...]. Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он состав­ляет исключительное достояние человека. Паук совершает опера-


ции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в пред­ставлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Там же. С. 188—189.

Употребление и создание средств труда, хотя и свойственны в зародышевой форме некоторым видам животных, составляет специфически характерную черту человеческого процесса труда, и поэтому Франклин определяет человека как животное, делаю­щее орудия.

Там же. С. 190—191

Поскольку процесс труда есть лишь процесс между челове­ком и природой, — его простые элементы остаются одинаковы­ми для всех общественных форм развития. Но каждая опре­деленная историческая форма этого процесса развивает далее материальные основания и общественные формы его. Достигнув известной ступени зрелости, данная историческая форма сбрасы­вается и освобождает место для более высокой формы.

Там же. Т. 25. Ч. II. С. 456.

Как первобытный человек, чтобы удовлетворять свои потреб­ности, чтобы сохранять и воспроизводить свою жизнь, должен бороться с природой, так должен бороться и цивилизованный че­ловек, должен во всех общественных формах и при всех возмож­ных способах производства. С развитием человека расширяется это царство естественной необходимости, потому что расширя­ются его потребности; но в то же время расширяются и произво­дительные силы, которые служат для их удовлетворения. Сво­бода в этой области может заключаться лишь в том, что коллек­тивный человек, ассоциированные производители рационально регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий контроль, вместо того, чтобы он господствовал над ними как слепая сила; совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных их человеческой природы и


адекватных ей. Но тем не менее это все же остается царством необходимости. По ту сторону его начинается развитие челове­ческих сил, которое является самоцелью, истинное царство сво­боды, которое однако, может расцвести лишь на этом царстве необходимости, как своем базисе. Сокращение рабочего дня — основное условие.

Там же. С. 387.

Человек — единственное животное, которое способно вы­браться, благодаря труду, из чисто животного состояния. ;

Там же. Т. 20. С. 510.

Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, явля­ется нормальным состоянием мира животных. Лишь сознатель­ная организация общественного производства с планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биологическом отношении подняло производство вообще.

Там же. С. 359.

На каждом шагу факты напоминают нам о том, что мы от­нюдь не властвуем над природой так, как завоеватель властвует над чужим народом, не властвуем над ней так, как кто-либо на­ходящийся вне природы, — что мы, наоборот, нашей плотью, кровью и*мозгом принадлежим ей и находимся внутри ее, что все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять.

Там же. С. 496.

Найдя в истории развития труда ключ к пониманию всей ис­тории общества, новое направление с самого начала обращалось преимущественно к рабочему классу и встретило с его стороны такое сочувствие, какого оно не искало и не ожидало со стороны официальной науки.

Там же. Т. 21. С. 317.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.