Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы знания






...субъективный разум требует дальнейшего удовлетворения относительно формы знания; эта форма есть необходимость во­обще. Однако, с одной стороны, в опытном познании содержаще­еся в нем всеобщее, род и т. п. носит характер чего-то самого по себе неопределенного, самого по себе не связанного с особенным, напротив, всеобщее и особенное внешни и случайны по отноше­нию друг к другу; точно так же связанные друг с другом особен­ные предметы, взятые для себя, выступают как внешние друг дру­гу и случайные. С другой стороны, это познание всегда начинает­ся с непосредственного, преднайденного, с предпосылок. В обоих отношениях здесь не находит своего удовлетворения форма необ­ходимости. Размышление, поскольку оно направлено на то, что­бы удовлетворить эту потребность, есть философское мышление

* Издаваемый Томсоном журнал также носит название: «Анналы фи­лософии, или журнал.г'шш/, минералогии, механики, естественной истории, сельского хозяйства и искусств». Из этого перечисления читатель может сам составить себе представление, какие предметы называются здесь философскими. Среди объявлений о вновь вы-; шедших книгах я недавно наткнулся в одной английской газете на следующее заглавие: «The Art of preserving the Hair on philosophical principles, neatly printed in post 8, price 7 sh». Поя философскими прин­ципами сохранения волос разумелись, вероятно, химические, фи­зиологические и т. п. принципы.


в собственном значении этого слова, спекулятивное мышление. В качестве размышления, которое хотя и имеет общее с размышле­нием первого рода, но одновременно отлично от него, оно кроме общих им обоим форм имеет также формы, свойственные ему одному, которые все сводятся к форме понятия.

Примечание. Отсюда видно отношение спекулятивной науки к другим наукам. Она не отбрасывает в сторону эмпирического содержания последних, а признает его, пользуется им и делает его своим собственным содержанием, она также признает всеоб­щее в этих науках, законы, роды и т. д., но она вводит в эти категории другие категории и удерживает их. Различие, таким образом, состоит лишь в этом изменении категорий. Спекуля­тивная логика содержит в себе предшествующую логику и мета­физику, сохраняет те же самые формы мысли, законы и предме­ты, но вместе с тем развивает их дальше и преобразовывает их с помощью новых категорий.

Нужно различать между понятием в спекулятивном смысле и тем, что обычно называют понятием. Тысячи и тысячи раз по­вторявшееся и превратившееся в предрассудок утверждение, что бесконечное не может быть постигнуто посредством понятия, име­ет в виду понятие в последнем, одностороннем смысле.

<...>

Это философское мышление само нуждается в том, чтобы была понята его необходимость и оправдана его способность по­знавать абсолютные предметы. Но такое понимание и оправда­ние есть само по себе философское познание и поэтому может иметь место лишь внутри философии. Предварительное объяс­нение, следовательно, было бы не философским и не могло бы быть ничем иным, как рядом предпосылок, заверений и рассуж­дений, т.е. случайных утверждений, которым с тем же правом и одинаково бездоказательно можно было бы противопоставить противоположные положения.

Примечание. Одно из основных положений критической фи­лософии состоит в том, что, прежде чем приступить к познанию бога, сущности вещей и т. д., должно подвергнуть исследованию саму способность познания, чтобы убедиться, может ли она нам дать познание этих предметов, следует-де познакомиться с ин­струментом раньше, чем предпринимать работу, которая долж­на быть выполнена посредством него; если этот инструмент не-


удовлетворителен, то будет напрасен потраченный труд. Эта | мысль казалась таконубедительной, что вызвала величайшее вос­хищение и всеобщее согласие, так что познание, отвлекшись от своего интереса к предметам и перестав заниматься ими, обрати­лось к самому себе, к формальной стороне. Если, однако, не об­манывать себя словами, то легко увидеть, что, в то время как другие инструменты могут быть исследованы и оценены иным способом, чем посредством выполнения той работы, для кото­рой они предназначены, исследование познания возможно толь­ко в процессе познания и рассмотреть так называемый инстру­мент знания значит не что иное, как познать его. Но желание познавать прежде, чем приступить к познанию, так же несураз­но, как мудрое намерение того схоластика, который хотел на­учиться плавать прежде, чем броситься в воду.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.