Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О вечности и бесконечности мира






Перестанем думать, будто бог сотворил мир, чтобы уничто­жить его и создать новый, подобно ребенку, строящему карточ­ный домик, чтобы иметь удовольствие его разрушить и постро­ить снова; оставим эти детские идеи тем, кто считает, что всеоб­щий пожар уничтожит вселенную и что бог создаст затем новое небо и новую землю.

Форма мира изменяется и будет непрерывно изменяться; это превращение связано с его сущностью. Но субстанция не будет уничтожена; ничто из субстанции не может быть уничтожено. Этот вывод естественным образом вытекает из того, что было установлено выше относительно происхождения мира, а имен­но, что божественной природе свойственно не только существо­вать, но и давать также существование вне себя другой природе, миру, который всегда остается, несмотря на то, что его форма непрерывно изменяется. Для бога так же невозможно уничто­жить мир, или что-нибудь в мире, как и уничтожить самого себя, ибо мир существует необходимым образом, не в силу совершен­ства своего существа, а в силу совершенства существа божия. Если бы мир был уничтожен, то бог потерял бы присущее ему прекрасное преимущество, свое неотъемлемое преимущество да­вать существование вне себя другому существу. Существование мира зависит от природы бога, а не от его воли.

Способность уничтожить или отнять существование есть фан­тазия, ибо всякое существо необходимо либо само по себе, либо благодаря тому существу, которое дает ему существование.

Мир всегда существовал и всегда будет существовать. Акт бога постоянен. Несотворенное существо есть не только доста­точная, но и необходимая причина существования сотворенной природы. Оно не может существовать без последней. Могут про­изойти пожары, потопы, распады и другие катастрофы в приро­де, но природа переживет все эти события и не погибнет.

... Неправильно называть изменение формы концом или унич­тожением мира. Все формы, которые он принимает и которые он последовательно будет принимать, каковы бы они ни были, оди­наково присущи ему. Они появляются в необходимом процессе его развития, они заменяют друг друга, и их непрерывность со-


ставляет последовательное существование мира, не являясь вов­се концом или уничтожением его.

Если бы наша земля погибла от подземного огня, распрост­ранившегося от центра к поверхности ее, или от столкновения с кометой, или от какого-нибудь другого подобного естественного явления, то это было бы менее значительным событием по отно­шению к вселенной, чем падение хижины, опрокинутой поры­вом ветра на землю. Нужно быть очень наивным, чтобы видеть в таком событии конец мира. Не будем приписывать земле боль­ше значения в системе вселенной, чем она в действительности имеет. Она не всегда находилась в том состоянии, в котором она находится сейчас, и она не всегда будет в нем находиться. Она испытала различные катастрофы, она испытывает их еще, но все эти изменения входят необходимыми элементами в план вселен­ной и не являются ни признаком дряхлости природы, ни предве­стником ее уничтожения.

Робинэ Ж. Б. О природе. М., 1935. С. 377—379.

Хондорсе Мари Жан Антуан Никола (1743—1794) — французский философ-просветитель, математик, социолог, политический деятель. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дид­ро. Основное философское произведение — «Эскиз истори­ческой картины прогресса человеческого разума» — вышло посмертно (в 1795 г.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.