Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об обществе, политике и государстве






Любовь к обществу — естественное чувство человека, разви­ваемое и культивируемое разумом. Создав человека существом, обладающим способностью чувствовать, природа вдохнула в него любовь к наслаждению и страх перед страданием. Общество яв­ляется произведением природы, поскольку именно природа обус­ловливает жизнь человека в обществе. Любовь к обществу, или чувства общественности, есть чувство вторичное, являющееся пло дрм опыта и рассудка...

Человек живет в обществе потому, что именно там природа


предопределяет его рождение; он любит это общество, так как считает его необходимым для себя. Поэтому, когда говорят, что любовь к обществу — чувство естественное, это значит, что че­ловек, стремясь к самосохранению и счастью, дорожит средства­ми, дающими ему возможность их обеспечить; рожденный со способностью чувствовать, он предпочитает хорошее дурному; будучи восприимчивым к опыту и способным к размышлению, он поступает рассудительно, т.е. проявляет способность сравни­вать преимущества, доставляемые ему общественной жизнью, с испытаниями, которые выпали бы ему на долю вне общества. На основе опыта, размышлений и сравнений человек предпочитает положение, которое обеспечивает ему сообразное с его сущнос­тью приятное существование неприятному, беспокойному и ли­шающему его всякой помощи одиночеству.

Словом, человек любит общество потому, что ценит благо­получие и чувствует себя хорошо, находясь в безопасности. Эти чувства естественны, т.е. вытекают из самой сущности или при­роды существа, которое стремится к самосохранению, любит себя, жаждет счастливой жизни и с горячностью прибегает к средствам ее достижения. Все доказывает человеку, что общественная жизнь ставит его в более выгодное положение, привычка привязывает его к обществу, и он чувствует себя несчастным, как только ока­зывается без поддержки себе подобных. Таковы действительные основы чувства общественности.

Там же. Т. 2. С. 87—88.

Если общество или те, кто руководит его деятельностью, вме­сто того чтобы обеспечить всем гражданам возможность исполь­зовать свои природные способности, стремится лишить их этой возможности; если правители принуждают граждан к бесполез­ным, мучительным и напрасным жертвам; если они ставят пре­поны работе граждан или их предприимчивости и не дают им ни счастья, ни безопасности, — тогда человек перестает видеть в объе­динении какие-либо преимущества и либо покидает общество, либо остается в нем, не испытывая к нему прежней привязанно­сти. Человек не может любить общество, если оно не создает условий для его счастья; если общество лишает человека всех благ, стремление к которым обусловлено его природой, или от­казывает ему в том, что необходимо для самосохранения, он кон-


чит тем, что проникнется к нему ненавистью, покинет его или даже будет ему вредить.

Итак, именно в порочности общества причина испорченнос­ти его членов.

Там же. С. 93—94.

Люди плохи только потому, что им не известны их собствен­ные интересы, истинная цель их объединения в общество, реаль­ные преимущества, какие они могут от этого получить; они не знают, в чем очарование добродетели, а часто даже в чем состоит эта добродетель. Неведение людей и их испорченность увекове­чиваются тем, что их обманывают как относительно подлинного счастья, так и относительно средств его достижения.

Там же. С. 99.

Гражданин должен подчинить обществу свои желания, стра­сти и интересы; только при этом условии оно окажет ему покро­вительство и поддержку в деле обеспечения тех преимуществ, на получение которых он может надеяться по справедливости... ни один гражданин, ни одна группа граждан и ни одно сословие какого-нибудь народа не вправе в нарушение справедливости до­биваться для себя предпочтения перед всеми остальными.

Там же. С. 232.

Именно угнетение, несправедливость, тирания делают народ мятежным; народ ненавидит своих властителей только тогда, ког­да они достойны ненависти. Даже самые грубые, неотесанные люди стремятся к счастью и ощущают его...

Если у народа нет твердых нравственных устоев, это говорит о том, что у него нерадивые и развращенные правители. Празд­ность, распутство, многочисленные преступления, нищенство являются несомненными признаками того, что нацией плохо уп­равляют...

Просвещение народов должно быть самой важной заботой всякого правительства...

Одни лишь тираны заинтересованы в том, чтобы народ не имел ни знаний, ни разума, ни воли; несправедливое правитель­ство стремится довести народ до состояния отупевших живот­ных, так как просвещение дало бы ему возможность осознать свое жалкое положение и увидеть всю глубину своих несчастий; препятствия, чинимые народному образованию, являются нео-


споримым свидетельством порочности систему управления и полнейшего нежелания властей управлять лучше.

Там же. С. 247—248.

Люди являются рабами только потому, что они робки, неве­жественны и безрассудны. Если в каких-либо странах и царит свобода, это происходит там, где верховная власть принадлежит разуму.

Там же. С. 294.

Политика — это искусство управлять людьми или заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества...

Способность заставлять все частные устремления человечес­ких воль содействовать осуществлению общего плана, часто про­тиворечащего склонностям, личным интересам и предрассудкам людей, умение подчинять их общественной воле, определяемой законом, — поистине высшее проявление мудрости, наученной жизненным опытом или просвещенной философией. Лишь са­мая совершенная мудрость способна обеспечить различным пру­жинам государственного механизма ту степень напряжения, ка­кую они могут выдержать; лишь самый глубокий разум может изобрести новые пружины, которыми время от времени необхо­димо заменять старые, когда последние в силу тех или иных об­стоятельств перестают действовать эффективно.

Там же. С. 380—381.

Нас могут спросить, каковы же те средства, которые, дей­ствуя незаметно, не приостанавливая и не нарушая развития об­щественного организма, помогают ему избавиться от всего, что наносит ему вред? Для этого не существует более верных средств, чем воспитание и образование.

Если власти позволят подданным получать образование, если те, кто призваны стать государственными деятелями и чье на­значение состоит в заботе о народе, сами освободятся от предрас­судков и поймут всю опасность их последствий, они смогут сдер­жать буйную горячность слепой и неосторожной толпы, свет ра­зума начнет распространяться все шире и шире, и постепенно все части нации получат соответствующие их призванию и достаточ­но обширные познания.

Там же. С. 395—396.


Этика

Живи для себя, для своих ближних; углубись в самого себя; присмотрись затем к окружающим тебя разумным существам и оставь богов, которые ничего не могут сделать для твоего счас­тья. Наслаждайся сам и давай насладиться другим... Будь же счастлив, человек, природа зовет тебя к этому. Но помни, что ты не можешь быть счастливым в одиночку; я призываю к счастью наряду с тобой всех смертных; только сделав их счастливыми, ты будешь счастлив сам — такова воля судьбы; помни, что, если ты попытаешься уклониться от нее, ненависть, месть и угрызе­ния совести всегда наготове, чтобы наказать тебя за нарушение ее бесповоротных повелений.

Поэтому, о человек, какое бы место ты ни занимал в жизни, иди путем, который ты начертал себе для достижения доступно­го тебе счастья. Во имя гуманности не забывай о судьбе своих ближних; пусть твое сердце относится с состраданием к злополу-чиям других людей; пусть твоя щедрая рука будет готова к помо­щи несчастному, удрученному своей судьбой; помни, что может прийти и твой черед для несчастья, и знай, что всякий несчаст­ный вправе требовать от тебя участия. Относись особенно чутко к слезам угнетенной невинности; приюти на своей груди страж­дущую добродетель; пусть твое добродетельное сердце будет согрето мягкой теплотой искренней дружбы; пусть уважение воз­любленной подруги заставит тебя забыть тяготы жизни и ты бу­дешь верен ей, как и она тебе; пусть твои дети на глазах доброде­тельных и дружно живущих родителей научатся добродетели; пусть они, будучи предметом забот твоего зрелого возраста, ок­ружат твою старость заботами, которыми ты окружил их нера­зумное детство.

Будь справедлив, потому что справедливость — опора чело­веческого рода. Будь добр, потому что доброта покоряет все сер­дца. Будь снисходителен, потому что ты сам слаб и живешь с существами столь же слабыми, как и ты. Будь мягок, потому что мягкость порождает привязанность. Будь признателен, пото­му что признательность питает доброту. Будь скромен, потому что гордость задевает самолюбие людей и возмущает их. Про­щай оскорбления, потому что месть только увековечивает враж­ду. Твори добро своему обидчику, чтобы показать ему, что ты выше его, и старайся снискать его дружбу. Будь воздержен, уме­рен, целомудрен, потому что сладострастие, невоздержанность


и излишества разрушают твое здоровье и сделают тебя презрен­ным в чужих глазах.

Будь гражданином, потому что твое отечество необходимо для твоей безопасности, твоих удовольствий, твоего благополу­чия. Будь верным и послушным законной власти, потому что она необходима для сохранения общества, в свою очередь необ­ходимого для тебя самого. Повинуйся законам, потому что они — выражение общественной воли, которой должна быть подчинена твоя частная воля. Защищай свою страну, потому что она делает тебя счастливым и в ней — твое достояние и все самые дорогие для тебя существа. Не допускай, чтобы эта мать твоя и твоих сограждан подпала под иго тирании, потому что тогда родина превратится для тебя в темницу. Если твое несправедливое оте­чество отказывает тебе в счастье; если, подчиняясь неправедной власти, оно допускает, чтобы тебя угнетали, — покинь его молча и никогда не заводи в нем смут.

Одним словом, будь человеком, разумным существом, вер­ным супругом, нежным отцом, справедливым хозяином, усерд­ным гражданином; старайся служить родине своими силами, та­лантами, умением, добродетелями...

Не жалуйся же на свою судьбу. Будь справедлив, добр и доб­родетелен, и ты никогда не будешь лишен удовольствий...

Такова совокупность истин, заключающихся в кодексе при­роды.

Там же. С. 675—681.

Атеизм

Если мы захотим понять сущность наших представлений о божестве, то должны будем признать, что словом бог люди все­гда обозначают наиболее скрытую, далекую и неизвестную при­чину наблюдаемых ими явлений; они употребляют это слово лишь в тех случаях, когда перестают разбираться в механизме есте­ственных и известных им причин; утратив из виду последова­тельность и связь этих причин, они прекращают свои поиски; чтобы покончить с затруднениями, называют богом последнюю причину, т.е. ту, которая находится за гранью всех известных им причин; таким образом, они дают лишь туманное название неко­торой неизвестной причине, перед которой останавливаются под влиянием лености мысли или ограниченности своих познаний. Во всех тех случаях, когда говорят, что бог есть виновник какого-


либо явления, это означает просто, что не знают, как могло про­изойти подобное явление при помощи известных нам в природе сил или причин...

Если незнание природы породило богов, то познание ее долж­но их уничтожить. С ростом знаний человека растут его силы и его орудия; науки, искусства, ремесла оказывают ему свою по­мощь; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлениям, перестающим пугать его, лишь только он познает их. Одним словом, людские страхи рассеива­ются по мере роста просвещения. Просвещенный человек пере­стает быть суеверным.

Там же. С. 368, 375.

... христианская религия во все времена была источником раздоров и смут. Христиане всегда оказывались обманутыми жер­твами религиозных страстей. Священники во все времена стави­ли себе целью господствовать и жить в почете за счет верующих, всецело на них полагавшихся...

Если взять за мерило наших суждений о человеке пользу или ущерб для общества, мы увидим, что величайшие святые часто причиняли роду человеческому больше зла, чем самые отъяв­ленные преступники. В самом деле, найдется ли такой разбой­ник или убийца, который погубил бы такое множество граждан, как эти короли-гонители, которые часто убивали тысячи поддан­ных для укрепления или распространения веры? Найдется ли мятежник, который произвел бы в какой-нибудь нации такие опустошения, как большинство фанатичных или развратных свя­тых, столько раз призывавших к мятежу и нетерпимости?..

Только разум может сделать людей лучше. Вера всегда бу­дет создавать только рабов, глупо упорствующих во взглядах своих тиранов...

Религиозная нравственность всегда будет только нравствен­ностью попов, живущих за счет религии. Она всегда будет ме­няться в соответствии с их интересами, фантазиями, групповы­ми целями. Истинная нравственность неизменно базируется на реальных и непреходящих интересах рода человеческого, кото­рые не могут подвергаться изменениям.

Гольбах. Галерея святых. М., 1962. С. 274, 280.


Робине Жан Батист Рене (1735—1820) — французский фи­лософ-материалист, деист. Основное сочинение — «О при­роде» (1761-1766).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.