Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественный интерес






Силу истины непрестанно славят, а между тем эта столь про­славленная сила бесплодна, если она не оплодотворена интереса­ми государя. Сколько истин погребено еще в трудах таких лю­дей, как Гордон, Сидуций, Макиавелли, они смогут быть извле­чены оттуда лишь энергичной волей просвещенного и доброде­тельного государя. Но, скажут, государь этот родится рано или поздно. Пусть так, но до того момента на эти истины следует смотреть, если угодно, как на строительный камень и материалы для будущей постройки. И по-прежнему верно, что материалы эти будут использованы власть имущими лишь при таких обсто­ятельствах, когда интересы славы заставят их воспользоваться ими.

Говорят, что мнение правит миром. Бывают обстоятельства, когда, несомненно, общее мнение правит даже государями. Но что общего имеет этот факт с вопросом о силе истины? Доказы­вает ли он, что общее мнение есть ее произведение? Нет, наобо­рот, опыт доказывает нам, что почти все вопросы нравственнос­ти и политики решаются силой, а не разумом и что если мнение правит миром, то в конечном счете сильные мира правят мнени­ем... Тот, кто распределяет почести, богатства и наказания, все­гда привязывает к себе множество людей. Это распределение покоряет ему умы, дает ему власть над душами. При помощи


подобных средств султаны узаконяют свои нелепейшие притяза­ния, приучают своих подданных гордиться званием рабов и пре­зирать звание свободных людей.

Какие взгляды наиболее широко распространены? Бесспор­но, религиозные взгляды. Но устанавливаются они не разумом и не истиной, а насилием. Магомет желает навязать свой Коран — он вооружается, он льстит воображению людей, он пугает его. Страх и надежда пробуждают в народах интерес принять его за­кон, и вскоре видения пророка становятся взглядами половины мира.

Но разве прогресс истины не протекает быстрее, чем успехи заблуждения? Да, если и первая, как и другое, одинаково провоз­глашаются властью. Истина сама по себе ясна, она доступна вся­кому здравомыслящему человеку. Наоборот, заблуждение, бу­дучи всегда непонятным, всегда окутанным туманом непости­жимости, становится предметом презрения со стороны здравого смысла. Но что может сделать здравый смысл без силы? При образовании общепринятых взглядов насилие, мошенничество, случай всегда играли большую роль, чем разум и истина.

Там же. С. 475—476.

Кондипьяк Этьен-Бонно (1715—1780) — французский фи­лософ-просветитель, историк и экономист. Сотрудник «Эн­циклопедии», руководимой Дидро. Основные сочинения: «Трактат о системах» (1749), «Трактат об ощущениях» (1754).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.