Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция причинности






Так как все объекты могут стать причинами или действиями друг друга, то не мешает установить некоторые общие правила, при помощи которых мы могли бы распознавать, когда они дей­ствительно оказываются таковыми.


1. Причина и действие должны быть смежными друг другу в пространстве и времени.

2. Причина должна предшествовать действию.

3. Между причиной и действием должна быть постоянная связь (union). Это качество и образует главным образом отноше­ние.

4. Одна и та же причина всегда производит одно и то же действие, а одно и то же действие всегда вызывается одной и той же причиной. Принцип этот мы получаем из опыта, и он являет­ся источником большинства наших философских суждений. Ибо; открыв при помощи ясного опыта причины или действия какого-нибудь явления, мы непосредственно распространяем свое на­блюдение на все явления подобного рода, не дожидаясь того по­стоянного повторения, которое дало начало первичной идее это­го отношения.

5. В зависимости от только что изложенного принципа нахо­дится еще один принцип, а именно когда различные объекты про­изводят одно и то же действие; это происходит при посредстве какого-либо качества, общего им всем. Ведь если сходные дей­ствия предполагают сходные причины, то мы должны всегда при­писывать причинность тому обстоятельству, в котором мы заме­чаем сходство.

6. Следующий принцип зиждется на том же основании. Раз­личие в действии двух сходных объектов должно зависеть от той особенности, в силу которой они различаются. Ведь если сход­ные причины всегда производят сходные действия, то каждый раз, как мы видим свое ожидание обманутым, мы должны за­ключать, что эта неправильность происходит от какого-нибудь различия в причинах.

7. Когда какой-либо объект увеличивается или уменьшается в зависимости от увеличения или уменьшения его причины, то его надо рассматривать как сложное действие, которое происхо­дит от соединения нескольких различных действий, производи­мых несколькими различными частями причины. Мы предпола­гаем в таком случае, что отсутствие или присутствие одной части причины всегда сопровождается отсутствием или присутствием соответствующей части действия. Такое постоянное соединение в достаточной степени доказывает, что одна часть является при­чиной другой. Мы должны, однако, остерегаться выводить такое заключение из небольшого числа опытов. Некоторая степень тепла


доставляет нам удовольствие; если вы уменьшите эту степень, то и удовольствие уменьшится, но отсюда не следует, что если вы увеличите ее за пределы известной степени, то и удоволь­ствие также увеличится, ибо мы убеждаемся, что последнее пе­реходит [ тогда] в страдание.

8. Восьмое, и последнее, правило, которое я отмечу, состоит в том, что объект, существующий в течение некоторого времени как вполне проявляющий все свои качества и не производящий определенного действия, не является единственной причиной это­го действия, но нуждается в помощи какого-нибудь иного прин­ципа, способного высвободить его силу и деятельность. Ведь если сходные действия необходимо следуют за сходными причинами, смежными им во времени и пространстве, то разделение их, хотя бы на мгновение, доказывает неполноту причин.

Вот и вся логика, которой я считаю нужным воспользоваться в своем исследовании; быть может, даже все указанное не было особенно необходимо и могло быть заменено естественными прин­ципами нашего познания.

Там же. Т. 1. С. 283.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.