Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концепция первичных и вторичных качеств






Идеи в уме, качества в телах. Чтобы лучше раскрыть при­роду наших идей и толковать о них понятно, будет удобно прове­сти в них различие, поскольку они являются идеями, или вос­приятиями, в нашем уме и поскольку они — видоизменения ма­терии в телах, возбуждающих в нас такие восприятия. Это нуж­но для того, чтобы мы не могли думать (как, быть может, это обыкновенно делают), будто идеи — точные образы и подобия чего-то внутренне присущего предмету. Большинство находящих­ся в уме идей ощущения также мало похожи на наши идеи, обо­значающие их названия, хотя последние и способны, как только мы их услышим, вызывать в нас эти идеи.

Все, что ум воспринимает в себе и что есть непосредствен­ный объект восприятия, мышления или понимания, я называю идеею; силу, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю качеством предмета, которому эта сила присуща. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю качествами, а по­скольку они суть ощущения или восприятия, в наших умах (understandings), я называю их идеями. Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, это следует понимать таким образом, что под ними имеются в виду те качества в пред­метах, которые вызывают в нас идеи.

Первичные качества. Среди рассматриваемых таким обра­зом качеств в телах есть, во-первых, такие, которые совершенно неотделимы от тела, в каком бы оно ни было состоянии; такие, которые оно постоянно сохраняет при всех переменах и измене­ниях, каким оно подвергается, какую бы силу ни применить к нему; такие, которые чувства постоянно находят в каждой части­це материи, обладающей достаточным для восприятия объемом, а ум находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя бы она была меньше той, которая может быть воспринята нашими чувствами...

Названные качества тела я называю первоначальными или первичными. Мне кажется, мы можем заметить, что они порож­дают в нас простые идеи, т.е. плотность, протяженность, форму, движение или покой и число.

Вторичные качества. Во-вторых, такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т.д., которые на деле не играют никакой роли в

8*


самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения первичны ми качествами вещей, т.е. объе­мом, формой, строением и движением их незаметных частиц, я называю вторичными качествами...

Идеи первичных качеств суть [продукт] сходства, вторич­ных — нет. Отсюда, мне кажется, легко заметить, что идеи пер­вичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действитель­но существуют в самих телах, но идеи, вызываемые в нас е/пог ричными качествами, вовсе не имеют сходства с телами. В са^ мих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями.

Там же. С. 183—186.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.