Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика и антропология






... природа ограничивается не законами человеческого разу­ма, имеющими в виду только истинную пользу и сохранение лю­дей, но иными — бесконечными, имеющими в виду вечный по­рядок всей природы, частичку которой составляет человек; толь­ко вследствие природной необходимости все индивидуумы изве­стным образом определяются к существованию и деятельности.

Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынуж­дено у него силой, и, однако, оно необходимо; тем более нужно сказать это о бытии, познании и деятельности бога.

Там же. Т. 2. С. 204, 585.

... дух тем лучше понимает себя, чем больше он понимает природу...... чем больше познал дух, тем лучше он понимает и

свои силы и порядок природы, тем легче он может сам себя на­правлять и устанавливать для себя правила; и чем лучше он по­нимает порядок природы, тем легче может удерживать себя от тщетного...

Воля и ум не составляют ничего помимо отдельных волевых явлений и идей. Отдельное же волевое явление и идея — одно и то же. Следовательно, воля и разум — одно и то же...

Люди же всего более сходны по своей природе тогда, когда они живут по руководству разума. Следовательно, люди будут всего более полезными друг для друга тогда, когда каждый всего более ищет для себя своей собственной пользы... Однако редко бывает, чтобы люди жили по руководству разума; напротив, все у них сложилось таким образом, что они большей частью быва­ют ненавистны и тягостны друг для друга.... опыт все-таки бу­дет говорить людям, что при взаимной помощи они гораздо лег­че могут удовлетворять свои нужды и только соединенными си­лами могут избегать опасностей...

Там же. Т. 1. С. 332, 447, 549-550.

... высшее благо человека является общим для всех не слу­чайно, но в силу самой природы разума, а именно потому что это вытекает из самой сущности человека, поскольку она определяется разумом, и что человек не мог бы ни существовать, ни быть пред-


ставляем, если бы не имел способности наслаждаться этим выс­шим благом...

Всякий, следующий добродетели, желает другим того же блага, к которому сам стремится, и тем больше, чем большего познания бога достиг он.

... для того чтобы люди могли жить согласно и служить друг другу на помощь, необходимо, чтобы они поступились своим естественным правом и обязались друг другу не делать ничего, что может служить во вред другому...

Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смер­ти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни...

Если бы люди рождались свободными, то они не могли бы составить никакого понятия о добре и зле, пока оставались бы свободными.

Там же. С. 550, 553, 576.

Но так как все то, для чего человек служит производящей причиной, необходимо хорошо, то, следовательно, зло для чело­века может возникать только из внешних причин, — именно по­скольку он составляет часть всей природы, законам которой че­ловеческая природа принуждена повиноваться и приспособлять­ся к ней едва ли не бесчисленными способами.

... души побеждаются не оружием, а любовью и великодуши­ем. Всего полезнее для людей — соединиться друг с другом в своем образе жизни и вступить в такие связи, которые удобнее всего могли бы сделать из всех одного, и вообще людям всего полезнее делать то, что способствует укреплению дружбы.

Но человеческая способность весьма ограниченна, и ее беско­нечно превосходит могущество внешних причин; а потому мы не имеем абсолютной возможности приспособлять внешние нам вещи k нашей пользе.

Там же. С. 582—583, 587.

Локк Джон (1632-1704) - английский философ-материа­лист, первый в философии Нового времени систематически разработавший теорию познания как специальную область философии. Гносеология — сенсуалистическая в своей ос­нове — стала ядром всего учения Локка. Родился в пуритан­ской семье мелкого судейского чиновника. Окончил Оксфор-


дский университет, где некоторое время преподавал. Актив­но участвовал в политической жизни Англии. Известность приобрел также как автор концепции либерализма и созда­тель принципов свободы совести и веротерпимости. Глав­ный философский труд — «Опыт о человеческом разумении» (1690).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.