Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходный пункт философии и ее предмет






И заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опа­сения принять ее за первый принцип искомой мною философии.


...И, заметив, что в истине положения Я мыслю, следо­вательно, я существую меня убеждает единственное ясное представление, что для мышления надо существовать, я зак­лючил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо-истинно. Од­нако некоторая трудность заключается в правильном разли­чении того, что именно мы способны представлять себе впол­не отчетливо.

Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. М., 1989. С. 269.

...ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А по­сему пояожениеЯ мыслю, следовательно, существую — первич­ное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования.

Там же. С. 316.

...из самого факта моего сомнения вытекает, что я суще­ствую...

Там же. Т.2. М., 1994. С. 32.

...слово философия означает занятие мудростью и что под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но так­же и совершенное знание, что может познать человек; это же знание, которое направляет нашу жизнь, служит сохранению здо­ровья, а также открытием во всех искусствах (arts).

...философия, поскольку она простирается на все доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дика­рей и варваров и что каждый народ тем более цивилизован и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего, как иметь истинных философов.

А такое высшее благо, как показывает даже и помимо света веры природный разум, есть не что иное, как познание истины по ее первопричинам, т.е. мудрость; занятие последнею и есть философия.

...должно серьезно отдаться подлинной философии, первой частью которой является метафизика, где содержатся начала по­знания...Вторая часть — физика... Таким образом, вся филосо­фия подобна дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола, все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике. Пос­леднюю я считаю высочайшей и совершеннейшей наукой, кото-


рая предполагает полное знание других наук и является послед­ней ступенью к высшей мудрости.

Там же. С. 301-303, 309.

...вместо умозрительной философии, преподаваемой в шко­лах, можно создать практическую, с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех прочих окру­жающих нас тел... мы могли бы использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы.

...моя философия вовсе не нова — она самая древняя и обще­распространенная. Ибо я не рассматривал ничего, кроме фигуры, движения и величины всякого тела, и не исследовал ничего, что не должно было бы, согласно законам механики, достоверность которых доказана бесчисленными опытами, вытекать из столк­новения тел, имеющих различную величину, фигуру или движе­ние.

Там же. С. 286, 415.

Онтология: Физика телесной субстанции (материи)

...я признаю лишь два высших рода вещей: одни из них вещи — умопостигаемые, или относящиеся к мыслящей субстан­ции; другие — вещи материальные, или относящиеся к протя­женной субстанции, то есть к телу. Восприятие, воление и все модусы как восприятия, так и воления относятся к мыслящей субстанции; к протяженной же относятся величина, или сама протяженность в длину, ширину и глубину, фигура, движение, положение, делимость этих вещей на части и т. п.

... имеется некоторая субстанция, протяженная в длину, ши­рину и глубину, существующая в настоящее время в мире и обла­дающая всеми свойствами, о которых нам с очевидностью извес­тно, что они ей присущи. Эта-то протяженная субстанция и есть то, что называется собственно телом или субстанцией матери­альных вещей...

Если... мы рассмотрим вообще все тела, составляющие уни­версум, то найдем только три вида тел, которые могут быть на­званы большими и которые можно рассматривать как главные части универсума. Во-первых, это солнце и неподвижные звез­ды, во-вторых, небеса и, в-третьих, земля с планетами и комета­ми.

Там же. С. 195, 333, 349


...этот мир или протяженная материя, составляющая универ­сум, не имеет никаких границ... земля и небеса созданы из од­ной и той же материи; и даже если бы миров было бесконечное множество, то они необходимо состояли бы из этой же материи. Отсюда следует, что не может быть многих миров, ибо мы те­перь с очевидностью постигаем, что материя, природа которой состоит только в том, что она — вещь протяженная, занимает ныне все вообразимые пространства, где те или иные миры мог­ли бы находиться; а идеи какой-либо иной материи мы в себе не находим.

Следовательно, во всем универсуме существует одна и та же материя, и мы познаем ее единственно лишь в силу ее протяжен­ности. Все свойства, отчетливо воспринимаемые в материи, сво­дятся единственно к тому, что она делима и подвижна в своих частях и, стало быть, способна принимать различные состояния, которые, как мы видели, могут вытекать из движения ее частей.

...материя делится на беспредельные и бесчисленные части. Это беспредельное деление, то есть деление на столько частей, что мы не можем мысленно определить часть столь малой, что­бы не мыслить ее разделенной на еще меньшие части...

Я прямо заявляю, что мне неизвестна иная материя телесных вещей, как только всячески делимая, могущая иметь различную фигуру и движимая различным образом...

... все тела, составляющие универсум, состоят из одной и той же материи, бесконечно делимой и действительно разделен­ной на множество частей, которые движутся различно, причем движение они имеют некоторым образом кругообразное, и в мире постоянно сохраняется одно и то же количество движения.

Там же. С. 359-360, 386, 391.

... мне представляется, что нельзя ни доказать, ни даже по­стичь, что материя, из которой состоит мир, имеет границы. Ведь, исследуя природу этой материи, я нахожу, что таковая состоит не в чем ином, как в обладании протяженностью в длину, шири­ну и глубину, и, таким образом, все, имеющее три измерения, является частью данной материи; при этом в ней не может суще­ствовать пустого пространства, то есть пространства, не содер­жащего никакой материи, ибо мы не можем помыслить такое пространство, в котором мы одновременно не мыслили бы ука­занные три измерения, а следовательно — материю,

... до сих пор мне не встречалось в природе материальных


вещей ничего, что не позволило бы придумать очень легкое ме­ханическое объяснение.

Там же. Т. 2. С. 557, 583.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.