Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика






Диоген Лаэртий. Все возникает в силу противополож­ности, и все течет подобно реке.

Псевдо-Аристотель. Вероятно, природа стремится к противоположностям и из них, а не из подобного создает со­гласие. [...] Вероятно, именно в этом смысл изречения Герак­лита Темного: «Сопряжения: целое и нецелое, сходящееся рас­ходящееся, созвучное несозвучное, из всего — одно, из одно­го — все».

Ипполит. Гераклит говорит, что все делимое неделимо, рожденное нерожденно, смертное бессмертно. Слово — Эон, Отец — Сын, Бог — справедливость: «Выслушав не мою, но эту-вот Речь (Логос), должно признать: мудрость в том, что­бы знать все как одно», — говорит Гераклит.

Ипполит. Гераклит укоряет их так: «Они не понимают, как враждебное находится в согласии с собой; аеревернутое со­единение (гармония), как лука и лиры».

Келье у Оригена, против Кельса... [Келье] утверждает, что древние аллегорически говорят о некой божественной войне, приводя следующие слова Гераклита: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей (δ ί κ η), и что все возникает через вражду и заимообразно [= «за счет дру­гого»]».

Ипполит. Мы слышим, как он [= Гераклит] говорит о том, что Отец всего сущего — рожденный нерожденный, творе­ния Творец: «Война (Полемос) — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит раба­ми, других — свободными».

Плутарх. [Гераклит] говорит, что «Гомер, молясь о том, чтобы «вражда сгинула меж богами и меж людьми», сам того не ведая, накликает проклятье на рождение всех [существ]», ибо они рождаются в силу противоборства и противодействия.

Платон. Гераклит говорит где-то что все движется и нич-

 


то не остается на месте, и, образно сравнивая сущее с течением реки, говорит, что дважды нельзя войти в одну и ту же реку.

Сенека. Именно об этом говорит Гераклит: «В ту же са­мую реку дважды входим и не входим». Имя реки остается, а вода утекла.

Иоанн Цец. Древнему Гераклиту Эфесскому было дано прозвище «Темный» за темноту его речей. Он говорит: «Холод­ное нагревается, горячее охлаждается, влажное сохнет, иссох­шее орошается».

Ипполит.И грязное и чистое, говорит [Гераклит], одно и то же, и пригодное и непригодное для питья одно и то же. «Море, — говорит, — вода чистейшая и грязнейшая: рыбам — питьевая и спасительная, людям — негодная для питья н губи­тельная».

Ипполит. [Гераклит] признает, что бессмертное смертно, а смертное бессмертно, в следующих словах: «Бессмертные смер­тны, смертные бессмертны, [одни] живут за счет смерти дру­гих, за счет жизни других умирают».

Марк Аврелий. Всегда помнить Гераклитово... что «и с чем они в самом непрестанном общении {с логосом, управляю­щим всеми вещами}, с тем они в разладе», и с чем сталкиваются ежедневно, то им кажется незнакомым.

Климент Алекс. «Большинство [людей] не мыслят [ ~ воспринимают] вещи такими, какими встречают их [в опы­те] и, узнав, не понимают, но воображают [~ грезят]», по сло­вам славного Гераклита.

Ипполит. О том же, что [Всеобщий Отец] зрим и не со­крыт для людей, он говорит так: «Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю», т. е. зримое незримому.

<...>

Секст Эмпирик. Изобличая чувственное восприятие, он [Гераклит] говорит дословно следующее: «Глаза и уши — дур­ные свидетели для людей, если души у них варварские».

Секст Эмпирик.... Чуть ниже он [Гераклит] добавля­ет: «Поэтому должно следовать общему {ξ υ ν ό ς значит «общий»}, но хотя разум (логос) — общ, большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок (φ ρ ό ν η σ ι ς)».

Диоген Лаэртий.Он был высокомудрым, как никто, и всех презирал,.как это явствует из его сочинения, где он говорит:


«Миогознапие уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем».

С т о б е и. Изречение Гераклита [после 23 d'J: «Кто намерен говорить [=«изрекать свой логос»] с умом (ξ ύ ν vocp), те должны крепко опираться на общее (ξ ύ ν ω) для всех, как граждане по­лиса — на закон, и даже гораздо крепче. Ибо все человеческие законы зависят от одного, божественного: он простирает свою власть так далеко, как только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит».

С т о б е и. Изречение Гераклита: «Всем людям дано позна­вать самих себя и быть целомудренными».

С т о б е и. Изречение Гераклита: Целомудрие [ — самоогра­ничение] — величайшая добродетель, мудрость же в том, что­бы говорить истину и действовать согласно природе, осозна­вая, о чем говорит и Гераклит: «Для бога все прекрасно и спра­ведливо, люди же одно признали несправедливым, другое — справедливым».

Диоген Л аэртий. И даже Гераклит [был скептиком]: «Не будем наобум гадать о величайшем».

Келье. Другую [цитату из Гераклита]: «Взрослый муж слывет глупым у бога, как ребенок — у взрослого мужа».

Там же. С. 177, 198—201, 217—220.

Протагор (ок. 480—ок.410 г. до н. э.) — видный предста­витель старших софистов. Родился, как и Демокрит, в горо­де Абдеры, в качестве «учителя мудрости» разъезжал по всей Греции, часто бывал в Афинах. Здесь в 411 г. до н. э. Прота­гор был обвинен в атеизме, а его книга «О богах» публично сожжена. Из других его произведений сохранились незна­чительные фрагменты.

О его взглядах свидетельствуют более поздние авторы.

Протагор. Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Секст. Протагор... мерой называет критерий, вещами же — дела (то, что делается); таким образом, он утверждает, что чело­век есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. И вследствие этого он принимает только то, что является каждому [отдельному чело­веку], и таким образом вводит [принцип] относительности..


[Протагор] говорит, что материя текуча и при течении ее бес­прерывно происходят прибавления взамен убавлений ее и ощу­щения перестраиваются и изменяются в зависимости от возрас­тов и прочих телесных условий. Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, по­скольку все зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем [нам]. Люди же в различное время воспринимают по-разному, в зависимости от различий своих состояний. А именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что может явиться живущим по природе, живущим же противоестественно — то, что [может являться] живущим про­тивоестественно. И совершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов, и относительно сна или бодрствования, и о каждом виде состояния [человека]. Итак, согласно его учению, критерием существующего является человек. Ибо все, что пред­ставляется людям, то и существует... Итак, мы видим: и [в сво­ем учении] о текучести материи, и [в учении] о том, что причины всех явлений лежат в материи, он держится догматических взгля­дов.

Секст. [Протагор] говорил, что все продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вследствие того, что все явившееся или предста­вившееся кому-нибудь существует непосредственно в отношении к нему.

Платон. [Протагор говорил], что мера всех вещей есть че­ловек, то есть какими вещи являются мне, таковы они и суть для меня, а какими [они являются] тебе, таковы они для тебя.

Протагор. В самом деле, я утверждаю, что истина тако­ва, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера суще­ствующего и несуществующего. И действительно, бесконечно один [человек] от другого различается этим самым, так как для одного существует и является одно, для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого челове­ка. Напротив, именно того я и называю мудрым, кто, если с кем-нибудь из нас случится кажущееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро. А я думаю, что [человека], имевшего в дурном (поврежденном) состоянии души соответствующие этому самому [состоянию] мнения, [то есть] дурные мнения, [вернувшееся к нему] хорошее состояние сделало имеющим иные таковые, [то есть хорошие, мнения].


Последние представления некоторые по незнанию называют ис­тинными, я же признаю лишь одни мнения лучшими, чем дру­гие, но отнюдь не более истинными.

Диоген Лаэртский. [Протагор] первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу... И [еще он говорил], что все истинно.

Аристотель. Это есть «делать слабейшую речь сильней­шей». И поэтому справедливо вызывает негодование у людей объявление (профессия) Протагора. Ибо [его дело] есть ложь и не истина, но кажущееся правдоподобие, и [ему нет места] ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике.

Протагор.О богах я не могу знать ни того, что они суще­ствуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и крат­кость человеческой жизни.

Антология мировой философии. В 4 т. Т. 1. Ч. I. M., 1969.

С. 316-318.

Демокрит (ок. 460—ок. 370 г. до н. э.), родом из Абдер, разработал атомистическую теорию. Он был учеником Лев-киппа, разделить их учения весьма сложно, поскольку в док-сографических источниках часто излагаются их общие воз­зрения. Что касается Левкиппа, то он, возможно, излагал свое учение устно, а по мнению ряда античных авторов, со­чинения Левкиппа ошибочно приписывают Демокриту. Де­мокрит за свою долгую жизнь написал около 70 философс­ких, естественнонаучных и математических трудов. Но его сочинения почти не сохранились. О взглядах философа сви­детельствуют более поздние авторы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.