Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда.






 

Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной де­ятельности. Совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований не обеспечивает в полной мере требуемого уровня эффективности. Повышение инфор­мационной, психической и социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации как процесса труда, так и субъекта трудовой деятельнос­ти. Это ставит перед наукой задачу исследования особен­ностей психических и личностных факторов человека.

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мне­нию американского исследователя Ж. Кристенсена, поня­тие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно зна­чительно повысить эффективность своей деятельности. На­пример, когда австралопитек отбил край гальки, чтобы уси­лить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возмож­ностей человека в удобстве его использования.

Ж. Кристенсен выделяет два этапа развития знания о вза­имодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

1. «Век ручных орудий»: исторически длительный пери­од с медленным накоплением примитивных знаний о взаи­модействии человека и простого орудия.

2. «Век машин»: переход к пониманию когнитивного ас­пекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот отно­сительно короткий исторический период начинается с сере­дины XVIII в. и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразова­ний в развитии знания о человеке в труде.

Период «Промышленная революция», приходящийся на 1750—1870 гг., связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инже­нера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. вышла по­лемическая книга Ж. Ламетри «Человек — машина», в кото­рой автор пытался рассмотреть человека по аналогии с уст­ройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удоб­ства работника.

Период «Энергетическая революция» охватывает прибли­зительно 1870—1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможнос­тях орудий труда. Одновременно активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудова­нию. Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую систему оптимизации трудовых действий. В этот период возникает идея о «наилучшем пути», т. е. единственном оптимальном спо­собе осуществления конкретной трудовой деятельности. Ак­цент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Человек рассматривается как звено системы «человек — машина». Активно разрабатывается идея о промышленной инженерии человеческого фактора. Происходит научное оформление системы знаний о челове­ке в трудовом процессе.

Период «Интеллектуализация машин» начался в 1945 г., после окончания второй мировой войны. Научные достиже­ния в физике, химии, математике, биологии, психологии и других науках поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компь­ютеров. Это вывело на принципиально новый уровень трудо­вую деятельность в целом и взаимодействие человека с ору­дием труда в частности. Основной тезис новейшего времени постулирует творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральными объектами внимания в трудовом процессе, ос­тро встает проблема безопасности производства, рассматри­ваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенден­ции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает необходимость глубокого развития специ­альной науки, занимающейся вопросами человеческого фак­тора в труде, какой и явилась психология труда.

Психология труда возникла на рубеже XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию и управление трудо­вой деятельностью. Она является относительно молодой от­раслью. Первая научная система организации трудовой де­ятельности — тейлоризм была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф. Тей­лором (1856—1915). Он считал, что рост производительнос­ти труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор предложил систему ра­ционализации и управления производством, направленную на увеличение производительности труда через оптимиза­цию трудовых действий и интенсификацию трудового про­цесса. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важ­нейшим аспектом организации труда Ф. Тейлор считал сти­мулирование. Базовым принципом является принцип материальной заинтересованности. По мнению Ф. Тейлора, в про­изводственной системе нет места благотворительности. Каж­дый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответ­ственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства. Использование данного принципа приводит к повышению индивидуальной ответственности работника за собственное благополучие и результативность своего труда. Мотивы тру­да являются такими же важными факторами производства, как и орудия или способы труда. Ф. Тейлор выявил ряд соци­ально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность (например, феномен «работы с прохладцей» — сознательное снижение выработки при работе малой группой). Ф. Тейлор впервые сформулировал принципы, ставшие осно­вополагающими в теории менеджмента, и опубликовал их:

• цель производства заключается в постоянном увеличе­нии комфорта и благосостояния человечества;

• миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;

• ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интере­сов частного капитала будет возрастать по мере развития ци­вилизации;

• ядром менеджмента является управляющий.

Фактически тейлоризм заложил основы современного ме­неджмента и научной организации труда. Одновременно с сис­темой Тейлора возник и ряд других научных исследований тру­довой деятельности.

Собственно научное оформление первые исследования по­лучили в начале XX в. в рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.). Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологичес­кие разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разрабатывал наиболее опти­мальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека. Основателем психотех­ники является Г. Мюнстенберг (1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми разными вопросами, которые впос­ледствии стали классикой психологии труда. Исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, тео­рии управления, эргономики, профессиографии, профдиаг­ностики и многие другие вопросы впервые были подвергну­ты научному анализу в исследованиях именно этого учено­го. Г. Мюнстенберг заложил основы психотерапии и психо­гигиены, изучал механизмы психологического воздействия рекламы, разрабатывал профессиональные тесты (для ваго­новожатых, телефонистов, штурманов). Он впервые попы­тался моделировать трудовой процесс с целью его изучения. Многосторонние интересы Г. Мюнстенберга в области изуче­ния трудовой деятельности были обобщены в первой моно­графии о психологии труда, называвшейся «Основы психо­техники» и опубликованной в 1914 г. В ней Г. Мюнстенберг подробно обосновал три основные проблемы, которыми дол­жна заниматься психотехника:

• профессиональный подбор («выбор подходящих людей»);

• анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

• изучение психологических качеств личности, активизи­рованных в труде.

Исследования Г. Мюнстенберга впервые продемонстриро­вали широчайшие возможности практического приложения научных и теоретических исследований психологии в обес­печении трудового процесса. В начале XX в. психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, Ф. Баумгартен, Э. Штерн и др. Активное развитие психотехническое направ­ление, наряду с Германией, нашло в США и России.

В США как нигде в мировой науке был силен прагмати­ческий аспект исследований. Еще в годы первой мировой войны в США была принята развернутая программа по про­фессиональному отбору «Армейские тесты альфа и бэта», в которой были собраны психологические тесты для отбора на различные армейские профессии. Особую известность по­лучил знаменитый Хотторнский эксперимент, проведенный в 1927 г. Мэйо Элтон в 1927—1932 гг. изучал влияние раз­личных факторов организации трудовой деятельности на по­вышение производительности труда на промышленном пред­приятии «Вестерн Электрик Компани» (Чикаго). Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организа­ции труда, заработной плате, межличностных отношениях. Мэйо Элтон показал особую роль человеческого и группово­го факторов в трудовой деятельности и развил основы соци­ального менеджмента. В основе концепции Мэйо лежат сле­дующие принципы:

• человек представляет собой социальное животное, ори­ентированное и включенное в рамки групповых взаимоот­ношений;

• жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его сво­бодой;

• руководители промышленности должны ориентировать­ся в большей степени на людей, чем на продукцию.

Наконец, в 1947 г. была подготовлена «Психологическая программа по военной авиации», посвященная профессио­нальному отбору пилотов (Гилфорд, Э. Торндайк). Таким образом, окончательно определилась область исследований психологии труда.

В дальнейшем исследования в области психологии труда концентрировались, прежде всего, в области военной и ин­дустриальной психологии. В 1932 г. был опубликован учеб­ник «Индустриальная психология», первый в ряду методо­логических изданий по психологии труда. Большинство психологов в 1930—40-е гг. в той или иной степени занима­лись проблемами, связанными с изучением трудовой дея­тельности. В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 членов, треть из кото­рых занималась прикладными исследованиями в военной сфере.

Европейская психология в исследовании трудовой дея­тельности была неоднородна. Приход в Германии к власти фашистов в значительной степени ограничил возможности проведения исследований по индустриальной психологии. Исключение составили лишь военные области. Многие вид­ные ученые покинули страну, эмигрировав в США. Восста­новление организационной и индустриальной психологии началось только в 1950-е гг.

Довольно активно развивалась эта область исследований в Англии. Исследование психологических факторов органи­зации труда и практических состояний, проведенное под руководством Г. Майера(1920 г.), явилось основой для круп­ных исследовательских государственных программ. Особое внимание традиционно уделялось анализу индивидуальных различий в целях профессионального отбора. Тестовые про­граммы А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли своей ценности и по сей день.

Заметное развитие исследования в области психологии труда получили в Швеции и Польше. Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Евро­пе. С середины XX в. лидерство в изучении трудовой дея­тельности перешло к США. Американская научная литера­тура до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.

Вторая половина XX в. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой де­ятельности. Внимание исследователей все в большей степени сосредотачивается в области изучения личности работника в системе организации. Формируется новое направление — организационная психология, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Психология труда, в основном, занимается частными вопро­сами организации трудового процесса, особенностями инди­вида, эргономическими аспектами труда; организационная психология — изучением построения и управления трудовой организации и моделей поведения работника.

 

Развитие психологии труда в России

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик в научной России. Для отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было актив­но поддержано в России. Однако исследования в области пси­хологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и пси­хологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопроса­ми занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бех­терева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и дей­ствий, психологических состояний в труде, личности и мо­тивации. Исследованием трудовой деятельности занимались и представители идеалистического направления. Г.В. Чеп­ланов развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил основные задачи психотехники в России:

• исследование волевого компонента в труде;

• приспособление машины к человеку;

• исследование психологии рабочего;

• определение профпригодности.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособно­сти и утомления, развития способностей и стимуляции тру­да. Эти и другие вопросы разрабатывались многими круп­ными учеными, но все разработки были разрозненны. Подлинный расцвет психотехническое направление в Рос­сии получило после 1917 г. Руководители Советской России предоставили большие возможности для развития науки, как им казалось, в наибольшей степени соответствующей основной идеологической посылке — «гегемонии пролета­риата».

Первым организатором и руководителем психотехничес­кого направления в Советской России был И.Н. Шпильрейн (1891—1941). Профессор психологии И.Н. Шпильрейн по­лучил психологическое образование в Германии, сотрудни­чал с В. Штерном. В своих работах он уделял основное вни­мание методологическому аспекту психотехники. Им была сформулирована задача: «на основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки» с целью использования законов человеческого поведения для обеспечения наиболее эффективной работы. Собственно орга­низационное оформление психотехники в России приходит­ся на 1921 г., когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лабора­тории» под руководством А. Толчинского исследовались про­блемы утомления, волевые компоненты трудовой деятель­ности, упражняемость двигательных функций.

По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах. Особую известность приобрел Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю. Сыркин, М.М. Рубинштейн и др. С 1922 г. самостоятельно и при боль­шинстве институтов и организаций, связанных с исследова­нием трудовой деятельности, были организованы психотех­нические лаборатории, например, при Московском психоло­гическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней и т. д. В 1927 г. создается Все­российское психотехническое общество.

Активно формировались не только организационные, но и информационные связи. Отечественные исследователи уча­ствуют в различных международных и внутрироссийских конференциях, съездах, семинарах. В1931 г. ежегодная Меж­дународная психотехническая конференция проводится в Москве, что явилось показателем высокого признания за­слуг отечественных ученых в деле развития психотехники. За десять лет было опубликовано более 400 книг и статей по вопросам психотехники. Издается ряд специальных журна­лов, бюллетеней и психотехнических отчетов. Особенно из­вестен журнал «Советская психотехника», выходивший с 1927 по 1936 гг.

Проблемы, которыми занимались отечественные психотех­ники, были весьма разнообразны. Общие вопросы рационали­зации физического и умственного труда, профессиографического анализа профессий, гигиены труда, профессиональных способностей, диагностики, социальной инженерии разраба­тывались глубоко и плодотворно. Прикладная проблематика включала исследования функциональных состояний личнос­ти в трудовом процессе, психологических аспектов аварийно­сти, проектирование орудий труда, формирование трудовых навыков, разработку схем профотбора, организацию профконсультаций и т. д. Особенно много прикладных исследований было посвящено разработке и применению профессиональных тестов и тестовых программ. Известность приобрели такие уче­ные, как С.Г. Геллерштейн, М.А. Юровская, М.Ю. Сыркин, К.Х. Кекчеев, Н.А. Бернштейн, А.П. Болтунов и др.

В целом, достижения психотехники были впечатляющи, особенно своей массовостью. Но вместе с тем в развитии на­правления, как и любой другой молодой науки, наблюдались и определенные сложности. В частности, для психотехни­ков характерен был эклектический подход к пониманию ос­новных закономерностей и механизмов развития личности, чрезмерное увлечение тестами, механическая трактовка профессионального поведения. Все это привело к кризису направления. В 1931 г. И.Н. Шпильрейн опубликовал ста­тью «О повороте в психотехнике», в которой попытался дать критический анализ современного состояния психотехники, предостерегал от безответственного использования тестов.

К середине 30-х гг. XX в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и сво­бодную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в го­сударственной производственной системе. Она, по мнению руководителей партии, не имела право на существование. В 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О педагогичес­ких извращениях в системе Наркомпроса», резко критико­вавшее и психотехнику. При сложившейся в тот период об­становке в государстве подобная критика являлась сигналом к началу репрессий в соответствующей сфере. В последую­щие три года исследования по психотехнике были сверну­ты, организационные структуры ликвидированы, уничтоже­ны публикации, многие психотехники репрессированы. На долгие годы изучение вопросов психологии трудовой дея­тельности были приостановлено, был прерван научный ин­формационный обмен с зарубежными учеными.

Отечественные психотехники внесли большой вклад в ис­следования по изучению трудовой деятельности. Многие конкретные разработки актуальны и по сей день. Эти иссле­дования внесли свою лепту в развитие психологии труда, да­вая новые импульсы ее развития.

Однако к середине XX в. психотехническое направление и в мировой психологии потеряло свою популярность. Вы­делились более конкретные направления, оформилась как самостоятельная область психология труда. Исследования в большей степени стали концентрироваться в области пси­хологии управления.

Отечественные исследования трудовой деятельности во­зобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х. Появились новые имена: Ю.В. Котелова, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышева — еще ученики пси­хотехнической школы, а также И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов, Е.А. Милерян, Д.А. Ошанин, Д.Ю. Панов, В.Д. Шадриков и многие другие. Характерная особенность нового периода в развитии отечественной психологии труда — перенос вни­мания на общетеоретические вопросы, в то время как приклад­ные исследования концентрируются в области инженерной психологии и частных направлениях (например, профессио­нальное обучение, космическая психология, юридическая психология и др.). В это время на первый план выступают вопросы, связанные с изучением личности работника. Преобладают исследования мотивации и организации трудо­вого процесса, управления трудовой деятельностью. Большую популярность приобретает концепция научной организации труда (НОТ). Своей задачей ее сторонники ставили разработку способов формирования адекватных мотивов трудовой деятель­ности, упорядочивания процессов целеполагания и принятия решения в труде, совершенствования систем когнитивных дей­ствий, изучение механизмов формирования субъективного от­ражения. Анализ внешней системы труда нашел свое отраже­ние в социологической теории разделения труда, концепциях, объясняющих природу и механизмы дифференциации трудо­вой деятельности.

В 1970-е гг. сформировались четыре направления, по ко­торым осуществляли основные исследования трудовой дея­тельности:

• психофизиологическое направление. Концентрирует изучение функциональных состояний в труде, таких как ра­ботоспособность, стресс, утомление, монотония;

• инженерно-психологическое направление изучения воп­росов «человек — машина». В его рамках шла разработка системотехнических и психологических принципов проек­тирования деятельности оператора с учетом психологичес­кого обеспечения надежности человека;

• эксплуатационное направление по исследованию надеж­ности систем управления. Разработка оптимальных режи­мов труда, нормирование рабочей нагрузки, организация контроля и многие другие практические вопросы психоло­гии труда являются приоритетами этого направления;

• педагогическое направление. Объединяло работы по про­фессиональному обучению, профессиональному отбору и системе аттестации.

Этот период характеризуется активными разработками методологических основ психологии труда. Антропоцентри­ческий подход, предложенный Б.Ф. Ломовым, позволил выявить приоритетное положение субъекта в системе «че­ловек — машина» и вывести проблему оптимизации трудо­вой деятельности на новый уровень. Особое значение для ана­лиза вопросов психологии труда имело использование системного подхода. Представление о системной организа­ции субъекта труда и трудовой деятельности в целом помог­ло раскрыть принципиально новые закономерности и фено­мены психической организации деятельности. В частности, В.Ф. Рубахин разработал структурно-эвристическую кон­цепцию послойной переработки информации оператором; В.Д. Шадриков — концепцию системогенеза трудовой де­ятельности; В.А. Бодров установил феномен совмещенной деятельности и разработал структурно-динамический под­ход к профессиональному отбору операторов; Д.А. Оша­нин раскрыл механизмы формирования оперативного образа и создал концепцию оперативности отражения; А.А.Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко — принцип активного оператора; Е.А. Климов — представление об индивидуаль­ном стиле деятельности и создал классификацию профес­сий. Параллельно с исследованием собственно системы и субъекта труда шла активная разработка специфической методической базы, а также методологических подходов, исследовательских программ, диагностических тестов и конкретных методик для изучения специфики психики в трудовой деятельности.

1980-е гг. привели к окончательному статусному оформ­лению психологии труда. 1970—1990-е гг. ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Это, прежде всего, кафедры психологии труда в Ленинградском и Мос­ковском университетах, факультет психологии Ярославско­го университета, исследовательские лаборатории в Инсти­туте психологии РАН и ряд других. В данных структурных подразделениях сформировались коллективы ученых, раз­рабатывающих различные научные направления. Следует особо отметить создание ряда научных школ, плодотворно развивающих перспективные идеи в области проблем пси­хологии труда.

В Московском университете разрабатываются теоретичес­кие и методологические проблемы деятельности в русле идей Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева. Яркие достижения в об­ласти психологии труда и инженерной психологии связаны с именами В.П. Зинченко, Е.И. Ивановой, Е.А. Климова, А.Б. Леоновой, О.Г. Носковой, Ю.К. Стрелкова и др.

Плодотворно развивают идеи Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломо­ва в Санкт-Петербургском университете. Разработку мето­дологических вопросов в рамках системного и информаци­онного подхода ведут А.А. Крылов, Г.В. Суходольский, А.И. Нафтульев, В.Л. Марищук и их ученики.

Большая работа в области психологии труда и организаци­онной психологии проводится в ярославской психологичес­кой школе. Начиная с работ В.Д. Шадрикова, посвященных разработке концепции системогенеза профессиональной дея­тельности, исследования ярославских психологов охватыва­ют практически весь спектр проблем психологии труда. Это и обобщающая психологическая концепция профессиональной деятельности (А.В. Карпов), и проблема профессиональных способностей (Н.П. Анисимова, Л.Ю. Субботина, Л.В. Черемошкина), и проблема профессионализации субъекта (Ю.П. Поваренков, В.Е. Орел), и проблема профессиональ­ной психодиагностики, и многие другие.

Институт психологии РАН является одним из ведущих центров фундаментальных и прикладных исследований в об­ласти психологии труда и инженерной психологии. Иссле­довательские проекты, начатые под руководством Б.Ф. Ло­мова, В.Д. Небылицына, К.К. Платонова, Ю.М. Забродина, В.Ф. Рубахина, активно продолжаются в работах современ­ных ученых. Проблемы психической регуляции деятель­ности отражены в исследованиях А.В. Брушлинского, В.А. Бодрова, А.Л. Журавлева, В.Н. Дружинина, Л.Г. Ди­кой, Ю.Я. Голикова, Д.Н. Завалишиной, А.Н. Костина и их учеников.

На сегодняшний день психология труда — это наука, ре­шающая различные прикладные проблемы, например, от­бора кандидатов на вакантные места; разработки программ профессионального обучения и переподготовки кадров; про­ектирования средств предъявления информации; планиро­вания организационных изменений и т. д. Психология труда изучает особую форму поведения работающих людей в рам­ках той или иной организации. Область исследований пси­хологии труда и организационной психологии объединяет все исследования, связанные со сферой труда и деятельнос­ти профессиональных организаций.

 

Литература

Бодров В А. Психология профессиональной деятельности //Современ­ная психология: справочное руководство. — М., 1999.

История советской психологии труда: хрестоматия. — М., 1983.

Климов ЕА., Носкова О.Г. История психологии труда в России: учеб. пособие. — М., 1992.

Котепова Ю.В. Очерки по психологии труда. — М., 1986.

Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития (хрестома­тия). — М., 1995.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. — М., 1991.

Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика — комплексная научно-техническая дисциплина: Пер. с англ. / Ж. Кристенсен и др. — М., 1991.

Шпильрейн ИЛ. Работы лаборатории промышленной психотехники. — М., 1924.

 

Вопросы для самопроверки

1.Какие этапы развития знания о труде выделяет Ж. Кристенсен?

2.Что такое психотехника? Какова роль Г. Мюнстенберга в развитии науки?

3.Каковы основные направления работы отечественных психотехни­ков?

4.В чем характерная особенность развития отечественной психоло­гии труда во второй половине XX в.?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.