Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения






 

Условно можно выделить следующие основные группы задач про­фессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в са­мопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях слож­ности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) про­блема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, вза­имодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самооп­ределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится под­линным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информа­ция (это тоже помощь!), на втором уровне — психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне — психолог объясняет клиенту, как самостоятельно полу­чить необходимую информацию (какие задавать вопросы специа­листам по данной профессии, куда обращаться и т. п.).

Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К со­жалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо прини­мать быстрое решение, а времени для этого не хватает).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность са­мостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реали­зовывать перспективы своего развития (профессионального, жиз­ненного и личностного) [21, с. 45—46].

Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается очень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, чтобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления сво­их стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро такие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один присест» — это «профанация»). Профконсультация предполагает не только традиционное «планирование», но и своевременную корректировку своих планов (как уже отмечалось, важнейшим итогом профориентационной помощи является не только содей­ствие конкретному выбору, но и формирование способности со­вершать новый выбор). Реализация профессиональных перспектив предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для пер­вых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный кон­троль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие дол­жно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в кон­тексте личностного становления.

Можно сформулировать главную цель профессионального са­моопределения и несколько иначе: постепенное формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла, постоянно рас­ширять свои возможности и максимально их реализовывать (близко к «самотрансценденции» — по В. Франклу).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.